Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественный труд как условие возникновения и развития сознания
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком у их преемников –питекантропов и синантропов – первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый природный материал: научился изготовлять каменные ножи, костяные иглы, строил жилище, шил одежду из шкур животных. И наконец, человек современного типа (кроманьонец или Homo sapiens – разумный человек) поднял уровень техники на еще большую высоту. Основные вехи в становлении труда отразились в росте мозгового вещества: у шимпанзе объем мозга составлял 400 см, у австралопитеков – 600, у питекантропов и синантропов – 850-1225, у неандертальцев – 1100-1600, у человека современного типа –1400 см. Параллельно с ростом мозгового вещества увеличивалась и площадь поверхности мозга, что является вторым эволюционным показателем. Произошло увеличение теменных, лобных и височных долей мозга, то есть тех участков мозговой коры, которые связаны с жизнью человека как общественного существа и выполняют функцию внутренних тормозов его животных инстинктов, создавая тем самым необходимую предпосылку для согласованной жизни в обществе. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука, непосредственно соприкасающийся с предметами, давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформировалась способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека...» Конечно, инстинкт пчелы, уже содержащий в себе «план» ячейки, присутствует в пчелиной психике, но в отличие от человека результат труда представлен у пчелы не в светлом поле сознания, а в инстинкте.
Ключ к разгадке, которую представляет происхождение человека и его сознания, заключается в одном слове – труд. Вначале было дело! Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками: одни поддерживали огонь, другие готовили пищу, третьи охотились, четвертые выкапывали коренья и т. д. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и, тем самым, с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине поведения, выражаемых и регулируемых с помощью языка, исторически сложившихся обычаев и нравов. Отражение человеком действительности отличается от отражения ее животными не только способом, но и тем, что отражается и что доставляет удовлетворение. Потребности приобрели характер требований человеческого образа жизни. Предметы природы перестали быть лишь объектом добычи, непосредственного потребления. Человек стал не только искать удовлетворения своих природных потребностей: он стремился понять мир и тем самым удовлетворить формирующиеся интеллектуальные интересы. Сознание теперь находит внутри себя речевые основы собственного бытия, что выражается в свободной игре образов, в полете воображения, в целеустремленной мысли, решающей проблемы уже в уме, и практические действия обретают тем самым все более продуманный характер.
Сознание человека, таким образом, возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.005 с.) |