Экологические права и обязанности граждан.  Гарантии их реализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологические права и обязанности граждан.  Гарантии их реализации.



Согласно части первой ст. 20 Конституции РФ основным правом каждого человека является право на жизнь. Это право предусмотрено положениями Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах.

На этом фундаментальном праве базируются все иные права человека, в том числе экологические. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологические права человека: право на благоприятную окружающую среду;право на достоверную информацию о ее состоянии;право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды". Благоприятной окружающей средой признается такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, и параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

В систему нормативов качества окружающей среды входят: основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 20 Закона);нормативы качества ОС; нормативы, установленные в соотв-ии с хим.пок-ми состояния ОС, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций хим.вещ-в, включая радиоактивные вещ-ва; нормативы, устан-ые в соотв-ии с физич.пок-ми состояния ОС,в том числе с пок-ми уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соот. с биологическими пок-ми состояния ОС, в т.ч. видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы кач-ва ОС, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества ОС (ст. 21 Закона);нормативы допустимого воздействия на ОС: нормативы допустимых выбросов и сбросов вещ-в и микроорганизмов (ст. 23 Закона); нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона); нормативы допустимых физ-х воздействий на ОС (ст. 25 Закона);. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона);нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ОС (ст. 27 Закона);иные нормативы в области охраны ОС (ст. 28 Закона); требования, нормы и правила в области охраны ОС к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хоз-ой и иной деят-ти в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС; порядок организации деят-ти в области охраны ОС и управления такой деятельностью (ст. 29 Закона); лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (ст. 30 Закона); экологическая сертификация (ст. 31 Закона).

Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии ОС. В части второй ст. 24 Основного закона записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологические проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конституцией установлена также ответств-ть за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

ФЗ "Об инф-ции, информатизации и защите инф-ции" от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусм-ает защиту прав граждан на экологич-ую инф-ию,в т.ч. сведения о последствиях аварий и катастроф, инф-цию о безоп-ти населенных пунктов. Подобная инф-ция не мож. составлять гос.тайну, доступ к данной инф-ии не м.б. ограничен. Гос-ная защита открытости экологич-ой инф-ции для населен. страны обеспечила публичность сведениям,к-рые прежде сопровождались грифом "Для служебного пользования", "Совершенно секретно". Одним из критериев такой инф-ции явл. ее достоверность.Достоверной считается заведомо не искаженная инф-ция об окр. среде, к-рой располагают специально уполномоченные гос.органы в обл.охр.ОС. Степень достоверности инф-ции зависит от уровня развития эколог-ой науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля.

Закон "Об информации, информатизации и защите информации" предусм-ет способы реализации права на доступ к соответствующей информации:- пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация с ограниченным доступом);- доступ ФЛ и ЮЛ к гос-ым информ-ым ресурсам служит основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии;- органы гос. власти и МСУ обязаны создавать доступные для каждого инф-ые ресурсы по вопросам деят-ти этих органов и подведомственных им организаций, в пределах своей компетенции осуществлять массовое инф-ное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес;

- отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде; - лицо, к-рому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в ст. 42 Конституции РФ. Закон "Об охране ОС" конкретизирует данное положение. ЮЛ и ФЛ, причинившие вред ОС (в рез-те ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использ-я прир.ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме. Вред ОС, причиненный субъектом хоз-ой и иной деят-ти, возмещается в соотв-ии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда ОС, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Компенсация вреда ОС, причиненного нарушением законодательства в области охраны ОС, осущ-ся добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны ОПС установлены ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды".

Права граждан: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны ОС.

Обязанности граждан: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.190 (0.006 с.)