Самооценка и педагогическая оценка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самооценка и педагогическая оценка



В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.

Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика.

Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).

У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности.

 

Феномен собственной уникальности выражается в убежденности подростков в уникальности своих переживаний и своей жизни. Две формы выражения: 1. Рисковое поведение (так как он уверен, что ничего плохого с ним не может произойти) 2. Другие никогда не смогут понять его и оценить всю глубину и уникальность его чувств.

Миф воображаемой аудитории выражается в переживании подростком, что за ним постоянно наблюдают и оценивают. Он воспринимает себя как человека, постоянно находящегося на сцене перед аудиторией зрителей. Воображение подростка заставляет его искренне полагать, что окружающие люди чрезвычайно заинтересованы его внешностью и поведением, критически оценивают его. Миф воображаемой аудитории связан с повышенной, иногда болезненной чувствительностью подростка к оценке других людей в стремлении понять свою идентичность. Несформированность и неустойчивость представлений о себе приводят к высокой сензитивности к мнению других.

14. Самосознание как центральное новообразование - средство подросткового возраста.

 

Является центральным новообразованием подросткового возраста - феномен самосознания. В культурно-исторической психологии развития Л.С. Выготского непосредственно указано, что самосознание есть новообразование подросткового возраста. Самосознание при этом понимается и связывается с овладением человеком самим собой, с процессом самопознания, уровнем развития мышления и воли. В самосознании происходит как бы слияние аффективного и когнитивного в «берега» волевого.

 

Я- концепция.

Примерно в 11—12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны — они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два — оценочный и поведенческий.Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников.

Подросток — еще не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсил. Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели — трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.

 

Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества.

 

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания.

 

Я-концепция – система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств. Включает три компонента:

1. Когнитивный компонент

содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.

2. Эмоционально-ценностный компонент

отражающий отношение к себе.

3. Поведенческий компонент.

это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой.

 

Идентичность.

Одной из основных психологических задач, стоящих перед подростком является становление индивидуальной идентификации (тождественности), осознание «кто Я». Этот период Э.Эриксон описал как кризис подросткового возраста, суть которого связать новые представления о своем изменившемся теле, новые взгляды на вещи и людей, со своими прошлыми взглядами и представлениями, и построить проекцию будущего. Процесс формирования самоидентичности, формирования представлений о себе, своем месте в социуме, своей системе ценностей означает поиск своей индивидуальности, осознание ее, и реализация ее потенциала.. Подростковое стереотипное поведение: стремление одеваться в соответствии со стандартами группы, говорить и вести себя также как другие подростки, постоянное напоминание, что они не дети, служит именно этой задаче. Более того, процесс самоидентичности включает в себя и половую идентификацию подростка, формирование представлений о себе как представителе определенного пола. Подростку легче осваивать стереотипы полового поведения и половых отношений в подростковой среде, средства общения которой для него понятны, где его принимают и понимают, где он не боится показаться смешным. Задача подросткового возраста – становление собственной идентичности, понимания своей уникальности. Эта задача предполагает построение собственной модели мира, представлений о себе как особенном, отличном от других субъекте. Подросток стремится выделиться из группы сверстников, проявить себя оригинальным образом, заявить о своей уникальности. Отсюда некоторая эктравагантность моды подростков, экспериментирование со своим образом, стилем поведения, эпатаж, стремление к оригинальности.

Обретение самого себя в подростковом возрасте открывает пути дальнейшего плодотворного развития человека. Однако кризис идентичности может завершиться неблагополучно. Если подростку не удается разрешить задачи индивидуальной идентификации, то формируется неадекватная идентичность по четырем основным направлениям:

1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, что обуславливает страх взросления и перемен;

3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать внутренние ресурсы, построить иерархию задач;

4. формирование «негативной идентичности» что означает отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

Различные варианта неадекватной идентификации обуславливают и различную степень смешения представлений, путаницу ролей. Подросток не может связать свои прошлые, настоящие представления о себе, поэтому у него нет планов на будущее. Он не знает кто он, на что способен, чего он хочет, что для него важно, а что нет. Ему нечего противопоставить групповой морали – своей у него нет.

 

(из лекции)

Источники образцов:

1. Родители, если нет, то кто-то окружения, то есть тот, кто может показать как себя вести. Пример: Сосед, отчим

2. СМИ. Показывают героев, публичные личности, с которые подросток начинает блаьт пример.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.3.72 (0.014 с.)