Учимся формулировать авторскую позицию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учимся формулировать авторскую позицию



Учимся формулировать авторскую позицию

Справочные материалы

 

I. Авторская позиция — это ответ автора исходного текста на вопрос, сформулированный вами в качестве проблемы. Или же не ответ, а отношение автора исходного текста к заявленной проблеме. Иногда позиция автора ограничивается постановкой вопроса, на который читателю предлагается самостоятельно найти ответ.

 

II. Как может быть выражена позиция автора:

- прямо высказана, можно процитировать ответ автора на сформулированный вами вопрос.

- очевидна, но не высказана прямо. Нужно ее сформулировать самому, а затем в двух словах объяснить, как вы поняли, что она такова. Может быть очевидно отношение автора к героям (симпатия, близость или, наоборот, антипатия, осуждение). Может быть выражена солидарность автора с другим авторитетным для него человеком.

- не высказана прямо и неочевидна. То есть вы не можете с уверенностью утверждать, что знаете, какой ответ сам автор дает по поводу сформулированной вами проблемы.

- неоднозначна. Автор сомневается, выбирает между ответами, между разными взглядами на проблему, но так и не делает окончательный выбор.

- автор сам заявляет, что ответа на сформулированный вами вопрос нет или он не знает и не берется ответить.

 

III. Позиция автора в публицистическом тексте

В публицистических текстах чаще всего позиция автора либо высказана прямо, либо не сформулирована прямо, но очевидна. В таком случае вы можете ее найти в одном или нескольких предложениях в самом тексте.

В качестве цитаты, отражающей позицию автора, мы выбираем такое предложение из исходного текста, в котором мысль автора сформулирована четко и ясно. Если же такого предложения в тексте нет или же если вам придется выписывать целый абзац, чтобы мысль автора была отражена полностью, цитирования лучше избежать и сформулировать эту мысль своими словами.

Вы можете процитировать одно (в крайнем случае — два) предложения, содержащие прямую формулировку позиции автора, но либо до цитаты, либо после вы должны ту же самую мысль автора сформулировать своими словами. Это необходимо для того, чтобы показать экспертам, что вы правильно поняли, как автор отвечает на сформулированный вами проблемный вопрос, что вы поняли основной «месседж» текста. Особенно важно сформулировать позицию автора своими словами в том случае, если сам автор прибегает к сложным конструкциям, метафорам для формулировки своего отношения к проблеме — тут необходимо упростить его высказывания, максимально обнажив его позицию, сделать ее понятной любому читателю.

 

 

Работа с текстом. ОБРАЗЕЦ.

В этом тексте И. Ильин ставит проблему экзистенциального одиночества. Почему каждый человек в мире одинок, вне зависимости от количества окружающих его людей? Можно ли преодолеть это одиночество? Можно ли справиться с этим одиночеством и достойно вынести это страдание?

Позиция автора в этом тексте высказана прямо в следующих предложениях: «(2)…По своему основополагающему принципу существования ты, как и все люди, одинок в мире. (3) Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть, потому что благодаря этому твой характер приобретает силу, достоинство и доброту»; «(7) Это пожизненное одиночество — тяжкое бремя, но оно одновременно и великое благо»; «(11)Нам не дано избавиться от одиночества… (12) Но все мы, одинокие дети человече­ские, призваны достойно и с верой нести своё одиночество. (13) И только любя и помогая, мы сможем сделать чужое одиночество сносным, достойным и духовным».

Если собрать все эти высказывания и переформулировать своими словами, то получится, что позиция автора такова: одиночество неизбежно для человека, однако это одиночество нужно нести с достоинством. В одиночестве заключено не только страдание, но и благо, так как оно помогает нам понять ценность любви и близости с другими людьми, и только так люди могут смягчить страдания от своего одиночества в мире.

 

А) Ирония

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы или насмешка, скрытая за восхищением и поощрением: «Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников» (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Б) Высказывания реальных или возможных оппонентов

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т.е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам» (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

 

В) Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь — это фрагмент текста, передающий слова, мысли, чувства, восприятие или только смысловую позицию одного из изображаемых (или воображаемых) персонажей, причём передача текста повествователя не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводящими словами (или их эквивалентами). Несобственно-прямая речь на синтаксическом (и пунктуационном) уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексические, стилистические и грамматические элементы, присущие речи говорящего, таким образом, располагаясь в промежуточном пространстве между полюсами прямой и косвенной речи.

То есть, если попроще, несобственная-прямая речь — это когда в речи говорящего встречаются вкрапления чужих слов, чужих мыслей и позиции, но эти фрагменты никак грамматически и графически не отделены от речи говорящего.

 

 

Работа с текстом. ОБРАЗЕЦ

В этом фрагменте из произведения В. Белова мы встречаемся с таким явлением, как несобственно-прямая речь: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому. Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что… В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо».

И в финале текста мы снова встречаемся с несобственно-прямой речью: «Надо быть современным».

Кому же могут принадлежать эти слова, если не автору, не его рассказчику? Это позиция обобщенного современного человека. Некая общая для всех установка современности. Недаром здесь всплывает высказывание турецкого поэта-коммуниста Хикмета. А почему мы понимаем, что эта позиция отличается от позиции рассказчика? Потому что рассказчик чувствует совсем по-другому: в нем живет любовь к прошлому, к разрушающемуся родному дому, к березе, посаженной когда-то давно вместе с братом, — к воспоминаниям о прошлом. И рассказчику приходится убеждать себя «быть современным», буквально уговаривать, потому что его истинное «я» сопротивляется.

Если мы сформулируем проблему вслед за автором-рассказчиком: «Зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками?» (проблема отношения к уходящему прошлому), то как же тогда мы сформулируем позицию автора? Мы скажем так: автор пытается убедить себя «быть современным» и не «бередить прошлое», но ему не удается искоренить в себе любовь к родному дому, к своему прошлому, к воспоминаниям детства. И следовательно, автор признает ценность этих воспоминаний и этого прошлого, вопреки установкам современности.

Работаем с текстом. ОБРАЗЕЦ

В этом тексте повествование ведется от лица героя — участника событий, составляющих сюжет рассказа. Герой-рассказчик формулирует свою позицию так: «Отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет». Как мы понимаем, что позиция автора по отношению к поступку главного героя не совпадает с этой точкой зрения? Мы видим в финале текста следующие слова: «Тогда я был наивно убеждён…», «И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор …» Эти слова позволяют нам понять, что отношение самого рассказчика к собственному поступку и своим принципам изменилось. И позже его мучает совесть за несправедливый поступок по отношению к кошке и за ложь, в результате которой она пострадала. Позиция автора в данном случае — это осуждение такого поступка, убеждение в том, что к животным нужно относиться с уважением и вниманием, а ложь во спасение не должна приводить к страданиям кого-то третьего.

Во-вторых, и повествователь редко высказывает открыто свое отношение к проблеме. Как же нам тогда понять авторскую позицию?

Позицию автора в художественном тексте мы все же можем почувствовать и понять. Ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. Авторская позиция в художественном тексте проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая художественный текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения. К какому герою автор испытывает сочувствие, симпатию? Кого из героев он явно осуждает? Чья позиция ему близка? Какой поступок вызывает у автора восхищение, какой — отторжение? В художественном тексте очень важны бывают описания: зачастую именно по портрету, нарисованному писателем, мы можем судить о его отношении к герою. Иногда мысли и чувства героев подсказывают нам, что думает по поводу происходящего автор. И всегда о позиции автора нам сообщает финал художественного текста, ведь именно автор решает, к какому итогу придут его герои.

 

Работа с текстом. ОБРАЗЕЦ

В этом рассказе Чехова повествователь нигде не высказывает открыто своего мнения, своего отношения к героям и к событиям, о которых он рассказывает читателю. Однако мы можем уверенно говорить об авторской позиции. Почему? Потому что для читателя очевидно отношение автора к своим героям и к произошедшему событию. Если взглянуть на портрет «милостивого государя» чиновника, то сразу становится понятно, что автор его рисует явно с антипатией, даже с отвращением: «На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука»; « Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся» Повествователь говорит о нем с очевидной иронией: «Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать… Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать…» Само именование героя «милостивым государем» иронично, потому что ведет себя этот человек отвратительно и подло — он дает надежду просительнице, проявляет к ней внимание и сочувствие, но делает это, исключительно чтобы развлечь себя, развеять послеобеденную скуку. И в речи «милостивого государя» отчетливо проявляется его вульгарность и бесцеремонность: «Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо… Женишок? Покраснели?» Следовательно, мы можем говорить о том, что автор осуждает этого скучающего, сытого, бесцеремонного чиновника, пользующегося ошибкой барышни, чтобы развеять свою скуку.

 

VI. Оформление цитирования и отсылок к исходному тексту

 

Учимся формулировать авторскую позицию

Справочные материалы

 

I. Авторская позиция — это ответ автора исходного текста на вопрос, сформулированный вами в качестве проблемы. Или же не ответ, а отношение автора исходного текста к заявленной проблеме. Иногда позиция автора ограничивается постановкой вопроса, на который читателю предлагается самостоятельно найти ответ.

 

II. Как может быть выражена позиция автора:

- прямо высказана, можно процитировать ответ автора на сформулированный вами вопрос.

- очевидна, но не высказана прямо. Нужно ее сформулировать самому, а затем в двух словах объяснить, как вы поняли, что она такова. Может быть очевидно отношение автора к героям (симпатия, близость или, наоборот, антипатия, осуждение). Может быть выражена солидарность автора с другим авторитетным для него человеком.

- не высказана прямо и неочевидна. То есть вы не можете с уверенностью утверждать, что знаете, какой ответ сам автор дает по поводу сформулированной вами проблемы.

- неоднозначна. Автор сомневается, выбирает между ответами, между разными взглядами на проблему, но так и не делает окончательный выбор.

- автор сам заявляет, что ответа на сформулированный вами вопрос нет или он не знает и не берется ответить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.44.39 (0.016 с.)