Блок «Я и природа» («дом под крышей голубой») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок «Я и природа» («дом под крышей голубой»)



Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Блок «Я и природа» (название для детей — «Дом под крышей голубой») находится на первом уровне программы «Наш дом — природа» и является вводным. Педагог помогает ребенку войти в таинственный и прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с ее особенностями, с солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Важно обратить внимание дошкольника на его ближайшее окружение, научить видеть интересные явления, красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. Занятия предполагают также знакомство ребенка старшего дошкольного возраста с такими понятиями, как природа и искусственный мир, «неприрода» (этот термин предложили сами дошкольники), живая и неживая природа, окружающая среда, экология. Комбинируя различные виды детской деятельности, вы создадите свою систему занятий.

Содержание блока «Я и природа»

Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). Природа и «неприрода». Живая и неживая природа, их признаки. Окружающая среда.

Воспитывающий компонент. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

Оборудование и материалы

—   большой цветной базисный рисунок к программе «Наш дом — природа» (перерисовывая его на лист ватмана, постарайтесь точно перенести все его элементы и не добавляйте ничего нового: каждая деталь рисунка и ее расположение имеют определенное значение);

—   маленькие контурные рисунки «дома-природы» и обычного дома на каждого ребенка;

—   ящик ощущений: возьмите любую картонную коробку или деревянный ящик с крышкой и проделайте с боков круглые отверстия (их диаметр должен позволять ребенку засунуть руку внутрь). Возле отверстий закрепите рукава от старой кофты или верхние части шерстяных носков (они не позволяют видеть, что лежит в коробке). В ящик ощущений кладутся различные предметы, которые ребенок определяет на ощупь, засунув руки в боковые отверстия;

—   тканевый («волшебный») мешочек для тех же целей, что и ящик ощущений, но для более мелких предметов или для занятий на улице;

—   природный и искусственный материал (можно использовать коллекции), различные предметы быта (кусочки кирпича, букет живых декоративных цветов и пластмассовые растения, игрушки, посуда и т.п.);

—   карточки: а) с изображением природных и искусственных объектов; б) с изображением объектов живой и неживой природы; в) с изображением различных геометрических фигур (круга, овала, полукруга, кривой и прямой линий и т.п.);

—   перфокарты, чистые листы бумаги на каждого ребенка;

—   цветная бумага, фломастеры, карандаши, листы ватмана;

—   репродукции картин с изображением пейзажей;

—   комнатные растения (коланхоэ, кактусы);

—   клейкая бумага, картонная коробка с крышкой для проведения опытов;

—   пластилин, упаковки из-под продуктов, картон, цветная и белая бумага для изготовления макетов и коллажей.

Тема «Что такое природа»

Цель: дать детям представление о существовании объектов природы и предметов, созданных руками человека («неприроды»).

Материалы и оборудование: объекты природы и сделанные руками человека предметы (например, кусочек гранита, кирпича, букет живых цветов и искусственные растения и т.д.) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды».

Беседа      

Дети знакомы со словом «природа». А что оно означает? Предложите дошкольникам высказать свои предположения о том, что же такое природа, и привести примеры. Выясните, почему они считают тот или иной объект природным. Раздайте карточки и попросите ребят выбрать из них те, на которых изображена природа. Обсудите результаты. Сделайте вывод: природа — это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это все то, что сделано руками человека. Есть ли в природе машины? Нет, значит, автомобиль — это «неприрода», а вот лошадь или верблюд, которые также помогают человеку передвигаться, — уже природа. Почему? Животных человек просто приручил, превратил в домашних, но они и без него существовали на Земле. Машину же он сделал сам. Люди часто пользуются «подсказками» природы и придумывают вещи, похожие на то, что видят вокруг себя: в лесу, в реке, на лугу. Например, вертолет похож... (пусть дети сами определят) на стрекозу, подводная лодка — на кита. Предложите дошкольникам продолжить этот ряд, причем обращайте их внимание на то, какой из сравниваемых предметов относится к природе, а какой — нет. Наглядно разницу между объектами природы и предметами, созданными человеком, можно показать и на примере сравнения кирпича и обломка горной породы, «камня». Кусочки кирпича часто называют камнем. Разница в том, что кирпич сделан руками человека, его нельзя отнести к природе, а гранит, кремень — это кусочки горы, которую природа создала самостоятельно. Сравните также живые цветы и пластмассовые растения (живые водоросли в аквариуме и искусственные).

Работа с перфокартами

1.    Изготовьте перфокарты с вырезанным посередине прямоугольником. В левой колонке нарисуйте предметы, сделанные человеком, в правой — объекты природы, на которые они похожи. На рисунке 10 дан пример такой перфокарты (все приведенные в статье перфокарты выполнены педагогом-экологом ЦРР-детского сада № 1622 г. Москвы Т.В. Машковой). Задание детям: подобрать пару для каждого предмета, который создан человеком, и соединить рисунки линиями (пила — зубы бобра, подводная лодка — кит, автомобиль — лошадь, самолет — птица). Объяснить их сходство и различие.

2.    На перфокартах изображаются искусственные предметы и объекты природы, возле которых вырезаны небольшие квадратики. Ребенок кладет перфокарту на лист белой бумаги и закрашивает все квадратики возле предметов «неприроды» красным цветом, а возле объектов природы — зеленым. Второй вариант перфокарт показан на рис.11

Рисунок 10                                          Рисунок 11                                          Рисунок 12

         

 (природа и рукотворный мир). На одной из них с правой стороны показаны условные обозначения-картинки искусственных объектов и природы. С левой стороны даны изображения объектов «неприроды» и природы. Ребенок должен провести от каждого из них линию к соответствующей картинке-символу.

Наблюдение

Во время прогулки предложите детям найти как можно больше объектов природы и «неприроды». Еще раз подчеркните, чем они отличаются. Поиск можно продолжить и в детском саду, и дома. Внесите соревновательный элемент: одна группа ребят ищет природные объекты, другая — предметы, сделанные руками человека. При подведении итогов учитывается количество найденных предметов, правильность определения и время, затраченное на поиски.

Игра

1.    Воспитатель поочередно произносит названия разных объектов. Если это природный объект, дети прыгают, если нет — протягивают к воспитателю руки, так как искусственные предметы сделаны руками человека (можно придумать и другие жесты). Для усложнения игры взрослый производит «обманные» движения.

2.    Игра с мячом проводится по аналогии с известной игрой «съедобное — несъедобное». Воспитатель называет объекты природы и «неприроды» и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект природы, ребенок ловит мяч, если объект «неприроды» — отбивает.

3.    Игра с ящиком ощущений.

1-    й вариант. Положите в ящик сухой лист, шишку, камень, небольшую игрушку, кусочек картона, ложку и т.п. Задание детям: определить на ощупь все, что относится к природе («неприроде»). Вынув предмет, ребенок доказывает, что он имеет природное (или искусственное) происхождение.

2-    й вариант. В ящике лежат объект природы и искусственный предмет. Педагог предлагает ребенку определить объект природы, но не называть его, а только дать описание. Остальные дошкольники отгадывают, о чем идет речь.

4.    Игра «Угадай, что в мешочке». Во время прогулки раздайте детям мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие веточки, кусочки кирпича и т.п., то есть объекты природы и «неприроды». Предложите каждому ребенку определить на ощупь, не вынимая предметы из мешочка и не заглядывая в него, что относится к природе, а что — нет.

5.    Игра «Что к чему». Большой лист ватмана делится линией пополам. На его половинках прикрепляются бумажные карманы. На одном из них изображен символ природы (например, дерево), на другом — символ того, что сделано руками человека (человечек или цветной отпечаток детской ладошки). Дети получают карточки с изображением различных предметов и объектов, которые они должны распределить по карманам на ватмане (можно устроить соревнование команд). На занятиях по физкультуре классификация предметов может быть включена в качестве одной из точек эстафеты.

6.    Игра с рельефными карточками. Подберите вместе с детьми разнообразные небольшие предметы, сделанные руками человека, и объекты природы (например, мох, лишайник,

кусочек коры, плоский камешек, сухой листик, семена клена, кусочек бумаги, кафеля, пластмассы, резины, небольшую плоскую игрушку, маленькую одноразовую ложку). Прикрепите каждый из них к небольшой картонной основе с помощью прозрачной клеящейся пленки. Карточки используйте для классификации предметов по изучаемой теме (их можно определять как визуально, так и с закрытыми глазами, на ощупь).

7.    Игра «Что на что похоже». Подготовьте рисунки с изображением разных геометрических фигур (круг, прямая и волнистая линии, треугольник, прямоугольник; зеленые бумажные листочки в коробке (поощрения за ответы). Коробку поместите в середину круга, который образуют сидящие на ковре дети. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. При этом выполняются два варианта задания: сначала участники игры называют только объекты природы, а затем — только «неприроды». За каждый правильный ответ ребенок берет из коробки зеленый бумажный листочек. Выигрывает тот, у кого их окажется больше всего (считают дети самостоятельно, взрослый только проверяет). Например, половинка круга напоминает дольку апельсина, радугу, гору, камень, закат, дольку яблока, восход (природа), а также крышу, ленту, арку, мамину сережку, порванную шину, проводок, дугу («неприрода»). Извилистая линия похожа на змею, речку, червяка, палочку, веточку, лиану, ручеек (природа) и на проволоку, ленту, тропинку, шнурок, канат, цепь, веревку («неприрода»). Круг, по мнению ребят из ЦРР-детского сада № 1908 г. Москвы, можно сравнить с солнцем, ягодой, входом в норку, озером, прудом, луной (природа) и с колесом, кольцом, мячом, рулем, обручем, пуговицей, бусинкой, браслетом, шиной («неприрода»); на фигуру в виде капельки похожи камешек, клык, морковка, ноготь, листочек, огонек, зуб (природа) и бусинка, ракета, наконечник стрелы, часть ложки («неприрода»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.188 (0.012 с.)