Реализация блока занятий через разные виды деятельности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация блока занятий через разные виды деятельности ребенка



 

Согласно «Концепции экологического образования», в его содержание на всех уровнях включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Каждый из них выполняет свою функцию в решении задач экологического образования. По своему содержанию эти четыре компонента охватывают все области современной комплексной экологии и, следовательно, должны быть представлены и на дошкольном уровне. В таблице 4 приведен пример отражения указанных компонентов в содержании блоков программы «Наш дом — природа».

Основные содержательные линии экологического образования, составляющие ядро знаний, представлены в программе следующим образом: разнообразие окружающего мира, взаимосвязи в природе, цикличность явлений и процессов. В таблице 5 отражены содержательные линии и их конкретизация по разным направлениям экологии.

Таблица 4

Компоненты содержания

Блоки занятий Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный
Я и природа (Дом под крышей голубой) Компоненты природы, природные и искусствен­ные объекты, ребенок как часть природы Природа как универ­сальная ценность, необходимость каждого природного компонента Бережное отношение к природе Изучение компонентов при­роды на примере ближай­шего окружения
Вода (Волшебница вода) Вода в окружающем нас мире (водоемы, виды осадков), свойства воды, состояния воды, элементы круговорота воды, водные животные и растения, их приспособленность к вод­ной среде Значение воды в жизни человека и живых орга­низмов, водоемов как среды обитания живых организмов, ценность чистой воды Правила поведения во время отдыха на берегах водоемов, бережное отношение к водным животным и растениям, выбор мест для купания, рациональное использо­вание воды в быту (дома и в детском саду) Экскурсия на ближайший водоем с целью оценки отно­шения к нему людей, помощь обитателям водоема (под­кормка птиц), реализация правил поведения во время экскурсий, совместный отдых с родителями у водоема, очистка (фильтрация) воды (помощь реке),уход за обита­телями живого уголка
Воздух (Воздух-невидимка) Свойства воздуха, его зна­чение в жизни человека и других организмов, воз­дух как среда обитания, ветер — движение воз­духа, летающие животные, летающие семена, почему загрязняется воздух Значение воздуха в жизни человека и дру­гих организмов, чистый воздух и здоровье, цен­ность растений как очис­тителей воздуха Выбор места для игр, отдыха с точки зрения чистоты воздуха, чистый воздух и наше здоровье, бережное отношение к птицам, насекомым и другим летающим животным Исследования листьев деревьев (загрязнение пылью), наблюдения, подкормка птиц, посадка деревьев, комнатных расте­ний как очистителей воздуха

 

Таблица 5

Направление Содержательные пинии Биологическая экология Социальная экология Прикладная экология
Разнообразие окружающего мира Биоразнообразие, самоценность и роль каждого организма в природе; разнообразие сообществ (леса, озера, луга), разнообразие сред жизни Разнообразие предметов, созданных руками человека, разнообразие отношений человека и природы, варианты поведения ребенка по отношению к окружающей среде Охрана природы: необходимость бережного отношения к каждому виду, сохранение биоразнообразия и охрана местообитаний животных, растений; правила экологически грамотного поведения
Взаимосвязи в природе Разнообразие связей на примерах взаимоотношений живых организмов со средой и друг с другом Взаимосвязь человека с окружающей средой, зависимость его жизни и здоровья от состояния среды, примеры нарушения природных связей и последствия этого Экологически грамотное поведение, способствующее сохранению взаимосвязей, навыки ухода за растениями, животными ближайшего окружения с учетом их экологических особенностей
Цикличность явлений Цикличность в развитии и жизни живых организмов, знакомство с элементами круговорота воды и веществ (на примере формирования почвы), сезонность явлений, смена дня и ночи Проблема отходов (куда девается мусор) Вопросы охраны природы, формирование навыков экологически грамотного поведения (бережное отношение к воде и т.п.)

Структура программы

Структура программы отражает проблемный подход в обучении и воспитании, который позволяет логически упорядочить материал программы и рассматривать его комплексно.

Программа включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным (расширение и усложнение знаний). Все блоки связаны между собой и предусматривают многократное повторение содержания на разных уровнях. В целом можно выделить четыре уровня программы (рис. 5).

Рисунок 5

Уровни программы

 

Первый уровень — ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. Принцип целостности реализуется также через утверждение «Ребенок — часть природы». Этот уровень представлен первым блоком — «Я и природа». Педагоги знакомят детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Сравнивая по специальным рисункам наш обычный дом и «дом-природу» (рис.6), ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения, животные, почва, солнце (тепло и свет), которые все тесно связаны друг с другом и человеком. В этом же блоке изучаются отличия объектов природы от искусственных (то есть сделанных руками человека) объектов живой и неживой природы.

 

Второй уровень — дошкольники более подробно знакомятся с отдельными компонентами природы: сначала — неживой (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Песок. Глина. Камни», «Солнце») затем — с компонентом, занимающим промежуточное место между живой и неживой природой («Почва — живая земля») и, наконец, — с живой природой (блоки «Что в доме-природе растет (растения)», «Кто в доме-природе живет (животные»). При этом каждый блок начинается с обращения к материалу первого блока «Я и природа» — иллюстрации «Дом-природа» (рис. 6).

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются взаимосвязи между всеми компонентами (живой и неживой природы) на примере леса (блок занятий «Лес»). Таким образом, на этом уровне природа также рассматривается как целостное образование, однако теперь уже ребенок получает первые представления о том, как именно обеспечивается эта целостность за счет взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой. 

  

Рисунок б

Базовый рисунок к программе

 

Четвертый уровень (обобщающий) — блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения. При этом педагог опирается на подготовку дошкольников, полученную в процессе изучения всех предыдущих блоков. Познакомив детей с некоторыми природными закономерностями и сформировав эмоциональное, осознанно-бережное отношение к различным компонентам природы, педагог переходит к более детальному обсуждению проблем взаимоотношений человека (людей) и природы и их последствий. При таком подходе ребенок на основе сформировавшихся в процессе занятий представлений и эмоционально-положительного отношения к природе самостоятельно (под руководством взрослого) может сформулировать правила поведения в природе, оценить действия человека (в том числе и свои) с позиции безопасности для природы. Такой подход гораздо эффективнее, чем довольно распространенное декларирование педагогами и заучивание детьми различных природоохранных лозунгов. Приведем пример. К необходимости бережного отношения к деревьям дошкольники, занимающиеся по программе «Наш дом — природа», подводятся поэтапно. Сначала они знакомятся с разнообразными животными, растениями, грибами, которые тесно связаны с конкретным родом дерева (сосной, елью, дубом). Затем детям предлагается обсудить, что будет с каждым из этих организмов в случае исчезновения дерева (при этом большое значение имеет эмоциональный подход). В заключение обсуждается необходимость беречь деревья, формулируются правила поведения в лесу, в городе.

В каждом из блоков в том или ином варианте предполагается повторное обращение к материалам других блоков. Например, в рамках блока «Почва» дети определяют наличие в почве воздуха и обсуждают его значение в жизни почвенных животных (связь с блоком «Воздух»). Каждый блок, в свою очередь, состоит из комплекса взаимосвязанных тем, отражающих различные направления экологии (Таблица 6).

Таблица б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.149.45 (0.012 с.)