Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие типов научного знания. Проблема классификации наук.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Единство и многообразие наук. Основные проблемы социо-гуманитарного знания
Единство и многообразие наук. Основные проблемы социо-гуманитарного знания
Многообразие типов научного знания. Проблема классификации наук. Для греков же античной эпохи «фюсика» - это вся совокупность научного знания о природе, как в целом, так и в частностях, иначе говоря, как знание о материи, движении, пространстве, времени, устройстве Космоса вообще, так и конкретные знания о движении небесных светил, о земле, воздухе, воде, огне, минералах, растениях и животных. «Физикой» называлось научное знание обо всём, что не зависит от сознательной, разумной деятельности человека - обо всём том, что существует само собою, само собою происходит, само себя движет, создает и разрушает вне человека и в самом человеке. По Платону: знание – самая мощная из всех способностей. Суть познания: душа вспоминает, извлекает из самой себя то, что уже существует от века в ее глубинах – истинное знание (эпистема) и понимание. Эпистема – истинное знание или знание о бытие. В противоположность ему мнение (докса) – промежуточное знание между наукой и незнанием. Есть различие между знанием и мнением, хотя их предмет может быть одним и тем же, но знание рассматривает его по существу, а мнение – нет. Один человек не может иметь об одном предмете одновременно и знание и мнение. Научное знание возникает при тех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы. Учение Аристотеля о знании есть теория науки. Научное знание – знание о бытии. Сфера знания – созерцание предмета, теория, умозрение. Научное знание тогда реально, когда мы имеем знание о сущности каждой вещи, тогда можно сказать, что мы знаем вещь. Знание отличается от мнения, которое основывается на вероятном. Задачи научного знания: - фиксирование факта; - выяснение причины, в силу которой, вещь не только может существовать, но и существует именно в таком, а не в ином виде. (ех. Ребенок похож на близких – генетика); - единство в сочетании с подчинением одних знаний другим. (ех. Информатика); Наука не просто сумма разнородных знаний. Чем выше стоит наука на ступенях иерархии, тем точнее доступное ей знание, тем больше в ней ценности. Наука, дающая одновременно и знание вещи и знание того, почему эта вещь существует, более точная и высшая, чем та, которая просто дает знание о том, почему что-то есть.
Бэкон подчеркнул, что научное знание проистекает из целенаправленного организованного опыта - эксперимента, а не просто из непосредственных чувственных данных. Научное знание открыто всеобщему контролю и сотрудничеству, оно приносит пользу людям и носит общественный характер. Его не только можно, но и необходимо излагать ясным языком, чтобы всем было понятно, о чём идёт речь. И самое главное, научное знание - это результат точных экспериментов. Для Бэкона процесс познания является взаимодействием вещей и человека. Познание начинается со свидетельств чувств, через посредство которых, путём продуманной методологии вполне возможно, что раскроется скрытая сущность вещей, поскольку, задача научного знания - определить, какова вещь объективно В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты. Построение такой системы возможно при создании научного метода познания, позволяющего находить и создавать систему этого положительного философского знания. Ученый формирует научное знание, используя определённые умения. В процессе работы необходима, как минимум теория. Принятие теории – степень личностного вживания и доверие этой теории - это личностный аспект научного познания. Факты, подтверждающие принятую теорию, на втором плане. Личностный аспект проявляется и в процедуре исследования. Важен и эмоциональный план, как процесс стремления к истине, желание убедиться самому и убедить других в правильности своей теории. Наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен. Она включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки в виде зачатков знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п.Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания: Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской (от лат. relativus — относительный) и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Описание этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Классификация наук по Аристотелю. Теоретические («созерцательные») – дают знание начал и причин, поэтому они «согласны с философией». Их задача – знание само по себе, не ради корысти. Они обусловливают практическую деятельность, правильно ею руководя. Правильное руководство – условие творчества – порождения произведения, внешнего по отношению к производящему. Творчество – предмет «поэтических» наук. И в практических и в творческих науках знание идет от следствия к началу.В метафизике Аристотеля иерархия или классификация наук соответствует классификации «форм» бытия. Место каждой науки определяется близостью ее предмета к «чистой форме». Наивысший предмет метафизики – сущность, созерцательно постигаемая только умом, мышлением о мышлении. По Аристотелю, имеются 3 вида учений: - математика – наука о «неподвижном», но абстрагированном телесном бытии; - учение о природе – физика – учение о «телесном и подвижном»; - учение о божественном – учение о «неподвижном и бестелесном». Следует помнить, что науки выделились из философии только в Новое время. Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.
К естественным наукам относятся науки: о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.); Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.); человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.). Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.). Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.). Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.). Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.). Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.014 с.) |