Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура познавательного процесса
В.45 Структура познавательного процесса определяет систему уровней и элементов сознания, посредством которых осуществляется познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя работу мышления как такового, эти структурные элементы представлены во всех формах по-знания (обыденно-практическом, мифологическом, религиозном, художественном, философ-ском, научном). В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чув-ственный и рациональный. Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) ин-дивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхност-ных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов. В качестве основных элементов чувственного познания выступают ощущение, восприя-тие и представление. · Ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов или внутренних со-стояний посредством органов чувств (ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.). Ощущения являются исходным строительным материалом для познания действительности, представляя собой одновременно сложнейший психический про-цесс, в котором интегрируются как объектные (предметные), так и субъектные (ин-формационно-аналитическая работа нервной системы и мозга) характеристики. · Восприятие – целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств. Восприятия собирают отдель-ные ощущения в интегральный образ, где фактически предмет явлен нам всегда не просто как цвет или запах, но как конкретное целостное образование. Восприятие ос-новано на способности человека одновременно к обобщению (синтезу) отдельных свойств и выделению полученного образа из окружающей среды. · Представление – воспроизводство в сознании человека чувственных образов предме-тов без непосредственного контакта с ними. Представление может строиться на осно-ве памяти или воображения. Оно обусловлено предшествующим перцептивным опы-том, но, в свою очередь, является предпосылкой всякого конкретного восприятия, ос-нованного на механизме «узнавания» воспринимаемого объекта. Вместе с тем в отли-чие от восприятия, существующего только в настоящем, представление связывает все три временные проекции, при чем творческая проективность представления (как во-ображения) позволяет сознанию отвлекаться от непосредственности чувств и перехо-дить на уровень рационально-понятийного мышления.
Рациональное познание отличается: а) постижением сущностных (ноуменальных) свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концеп-тов; б) универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуаль-ного, а общественного сознания; в) опосредованностью языком и культурной традицией. Элементами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение. · Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений. Понятия закрепляются и выражаются в языке в виде слова или словосочетания. В них отражены характеристики объектов, которые не да-ны в непосредственном чувственном опыте, но позволяют группировать мир явлений в относительно самостоятельные виды и подвиды. В качестве логических процедур образования понятий выступают сравнение, абстрагирование, обобщение, идеализа-ция, определение. Будучи связаны в систему, понятия определяют категориальный строй нашего мышления, сквозь призму которого мы познаем действительность. · Суждение – форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрица-ется. Языковыми формами выражения суждения являются предложения и высказыва-ния. Суждения строятся как соединение двух или нескольких понятий с целью полу-чения нового знания. Устанавливая отношение между понятиями, они констатируют определенное положение дел, выражая одновременно и определенную оценку (да или нет, истинно или ложно и т. п.). Со способностью к суждению классическая филосо-фия связывала рассудок («суд над опытом») как способность к логическому анализу чувственных данных. · Умозаключение – форма мышления, в которой на основе нескольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод. Выделяют индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) умозаключения. Умозаключения позволяют нам получать знания без непосредственного обращения к опыту. В классической филосо-фии способность к умозаключению являлась уже привилегией разума как рассужде-ния о сверхопытных (метафизических) связях и основаниях действительности.
Помимо выделенных уровней, важную роль в процессе познания играет интуиция. Инту-иция – это механизм получения непосредственного знания об объекте, достигаемого путем его моментального схватывания без логических цепочек и доказательств. Видимая «алогич-ность» интуиции достаточно условна, поскольку ситуации инсайта всегда предшествует не-обходимый «инкубационный» период, когда мышление работает над какой-то проблемой. Интуиция позволяет соединить элементы старого знания в новое качество, одновременно придавая новые характеристики уже познанному. В структуре познавательного процесса она выполняет синтетические функции, соединяя непосредственность и индивидуальность чув-ственного опыта с универсальностью рациональных истин. В историко-философской традиции проблема исходных оснований познавательного про-цесса, как правило, решалась через абсолютизацию одной из его сторон. Рационализм, апел-лируя к всеобщности рационального познания, усматривал именно в разуме его источник и критерий достоверности, укореняя сам разум либо в идеальных структурах космоса, либо в трансцендентально-всеобщих формах сознания. Эмпиризм и сенсуализм отталкивались от производности разума от чувственного опыта. Человек рождается как «tabula rasa» (чистая доска), на которой природа оставляет свои письмена. Общее знание здесь – это результата индуктивного обобщения данных чувств. Интуитивизм и мистицизм акцентировали интуи-цию, преодолевающую ограниченность чувств и разума, непосредственно соединяющую че-ловека с истиной и дарующую не просто знание последней, но ее понимание и переживание. Современная философия и психология отталкиваются от идеи системной взаимосвязан-ности всех уровней и элементов познания. Рационально-понятийные схемы всегда конкрети-зированы в материально-чувственных образах и образованиях; чувственное познание нико-гда не является нейтральным по отношению к действительности, но всегда избирательно и «нагружено» понятийным и языковым контекстом, интуиция в равной мере реализует себя и в чувствах, и в интеллекте, одновременно оказываясь производной от них. Вместе с тем оче-видно, что для различных форм познания характерен приоритет определенных познаватель-ных механизмов, например, разума для философии, чувств для искусства, интуиции для ре-лигии и т. п.
Проблема истины В.46
Истина выступает в качестве цели познавательной деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности. Вместе с тем, как определить до-стоверность наших знаний? Этот вопрос по-своему конкретизируется в различных познава-тельных формах, однако наибольшее значение проблема определения истины и ее критериев имеет для форм теоретического познания (философии и науки).
Классическое определение истины восходит еще к Аристотелю, для которого истина – это соответствие (корреспонденция) знаний действительности. Возможность такого соответ-ствия обеспечивалась следующими аргументами: а) существует объективный мир, не зави-сящий от психологических установок субъекта; б) есть однозначное соответствие между предметом и его образом (сознание – это отражение объективных явлений); в) заблуждения и предрассудки преодолеваются посредством согласования мышления с опытом (эмпиризм), либо с помощью логической проверки самого мышления (рационализм). Соответственно для классической (корреспондентской) концепции истины мир познаваем, а истина существует как объективно-всеобщее, логически непротиворечивое и абсолютное знание. Начиная с И. Канта, философия приходит к выводу, что объект познания всегда скорре-лирован с познавательными возможностями и интересами субъекта, а истина описывает не столько объективное положение дел, сколько сферу человеческой субъективности, учитываядинамизм которой проблематично говорить о вневременном и абсолютном характере истин-ных знаний. Особую роль в девальвации корреспондентской теории сыграл также кризис в физике к. XIX – нач. XX в., разрушивший веру в объективно нейтральный по отношению к субъекту статус физической реальности (теория относительности, квантовая физика). В неклассической философии, с одной стороны, были предприняты попытки трансформа-ции теории корреспонденции к новой интеллектуальной ситуации (марксистская концепция и семантическое определение истины А. Тарского), с другой стороны, оформляются новые неклассические концепции (когерентная, конвенционалистская, прагматическая, феномено-логическая). · Марксистская концепция говорит об объективном содержании наших знаний, которые одновременно субъективны по форме, поскольку познающий субъект всегда ограни-чен своим собственным кругозором и уровнем развития знаний на данный момент времени. Следовательно, истина исторически конкретна, но в каждой относительной истине есть элемент абсолютной. Критерием соответствия наших знаний действитель-ности является практика, т. е. возможность на основе полученных знаний преобразо-вывать природу, достигая при этом ожидаемых результатов. · Семантическое определение истины А. Тарского настаивает на необходимости сохра-нения таких критериев истины, как ее предметная адекватность и логическая непроти-воречивость. Предметная адекватность достигается констатацией ситуации в форме объектного языка, истинность которого, в свою очередь, проверяется его переводом на формализованный метаязык. Достижение логической непротиворечивости истины возможно лишь на уровне метаязыка, анализ которого, однако, предполагает наличие дополнительного «метаметаязыка», и так до бесконечности.
· Когерентная (от лат. cohaerentia – связь) концепция (О. Нейрат, Р. Карнап и др.) делает акцент исключительно на логической непротиворечивости знания как критерии исти-ны. Если ту или иную теорию можно редуцировать к системе взаимосогласованных логических высказываний, следовательно, она является истинной. · Конвенционалистская (от лат. convention – соглашение) концепция (А. Пуанкаре, Т. Кун, П. Фейерабенд и др.) рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой. · Прагматическая концепция (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи др.) переводит проблему истины из компетенции науки в сферу обыденно-практического мышления. Истина здесь – все то знание (даже заведомо ложное), которое, придавая уверенность, обеспе-чивает успех и практическую эффективность человеческих действий. · Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) также индивидуализирует истину, говоря о ней как о факте сознания, всегда конкретно-личностно конституирующего истинный смысл того или иного явления. Истина здесь связана не столько со знанием, сколько с пониманием, в контексте которого интегри-руются когнитивные, аксиологические и проективно-творческие характеристики че-ловеческого опыта. В отличие от классики, неклассическая философия релятивизирует истину, рассматривая последнюю как зависимую от субъекта, его практических и ценностно-мировоззренческих интенций, от языка как универсального познавательного средства. Говоря о невозможности абсолютной истины, неклассика одновременно преодолевает и классическую оппозицию «истина – заблуждение», предпочитая использовать такие понятия, как «степень истины», «правдоподобие», «вероятность» и т. п. Учитывая динамичность и сложность современной реальности (в особенности социальной), истина на сегодняшний день конкретизируется в дополнительности разных подходов и точек зрения. В контексте постнеклассической философии проблема истины фактически переносится из гносеологии в социально-политический дискурс. Истина (в том числе научная) понимает-ся как элемент идеологии, где к претензиям на исключительное право обладания истинойследует относиться весьма иронично. Максимально релятивизируя истину (всякая позиция имеет право на существование), постмодерн, однако, предлагает считать истинным то зна-ние, которое способствует сглаживанию социального напряжения и конфликтов и достиже-нию согласия (консенсус-теория истины – Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Р. Рорти и др.).
Философия науки
8.1. Понятие науки и ее основные функции 8.2. Генезис науки и основные этапы ее развития 8.3. Научное познание и его специфика 8.4. Структура научного познания 8.5. Этика науки и социальная ответственность ученого
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.02 с.) |