Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом



Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«Второй Съезд народных депутатов СССР по накалу страстей, митинговой активности депутатов мало чем отличался от первого, но всё же накопленный опыт, подготовительная работа позволили придать ему большую организованность и деловитость… За две недели Съезд заслушал и обсудил доклад Рыжкова о мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего плана, принял Закон об изменениях и дополнениях Конституции по вопросам избирательной системы в связи с предстоящими выборами народных депутатов в республиках и на местах…

…К тому моменту активная позиция в реформировании и оздоровлении экономики была в значительной степени утрачена: не выработанная центром стратегия задавала тон, а, наоборот, планы и действия центра приноравливались к спонтанным экономическим процессам и популистским требованиям. Программа экономических реформ 1987 года фактически оказалась похороненной, о ней вспоминали всё реже. Главное же, был выпущен из рук контроль за наличной денежной массой, за денежными доходами населения, дан сильнейший толчок раскручиванию инфляционной спирали, остановить который дальше оказалось всё труднее. Доклад Правительства подвергся на Съезде ожесточённой критике,


и не только со стороны оппозиционно настроенных депутатов. [Руководитель страны], естественно, защищал его. Началась очень трудная для Правительства полоса. В печати, на съездах и сессиях Верховного Совета постоянно маячил вопрос об отставке Правительства… Но главное, конечно, накатывающиеся волны забастовочного движения, вызываемые прежде всего дезорганизацией рынка, товарного и денежного обращения, острой нехваткой самого необходимого для людей…

Работа Съезда была омрачена кончиной [выдающегося исторического деятеля]. 15 декабря не стало этого выдающегося, неповторимого человека. Огромная потеря не только для науки, но и для человеческой цивилизации в целом, для демократического процесса в стране. Об этом я говорю с полной ответственностью и откровенностью, несмотря на то, а может быть, именно поэтому, что академик стоял в оппозиции к тогдашнему партийно- государственному руководству, оказывал лишь, как он сам говорил, условную поддержку [руководителю страны], не спуская ему ни одного, с его точки зрения, ошибочного или опрометчивого шага»

 

20.
Укажите название периода истории СССР, о событиях которого идёт речь в данном отрывке. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите исторического деятеля, о смерти которого идёт речь в отрывке:

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) период– «перестройка»; 2) руководитель СССР– М.С. Горбачёв; 3) исторический деятель– А.Д. Сахаров. Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной  
Правильно указаны название периода, руководитель СССР, исторический деятель 2
Правильно указаны любые два элемента ответа 1
Правильно указан один любой элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

 

 

21.
Какие факты, свидетельствующие о наступлении социально-экономического и политического кризиса в стране, называет автор? Укажите любые три факта. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ может содержать следующие факты: 1) Правительство утратило активную позицию в реформировании и оздоровлении экономики (программа экономической реформы 1987 г. провалилась); 2) Правительство потеряло контроль над ростом денежной массы и инфляцией; 3) доклад Правительства на Съезде подвергся критике не только со стороны оппозиции; 4) в прессе поднимался вопрос об отставке Правительства; 5) росло забастовочное движение; 6) наблюдалась дезорганизация рынка, товарного и денежного обращения; 7) нарастал дефицит товаров первой необходимости. Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого  

 

воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста  
Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию  
Правильно указаны три факта 2
Правильно указаны два факта 1
Правильно указан один факт ИЛИ ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

 

22.
Укажите название партийного органа, созванного впервые после 1941 г., в решениях которого незадолго до описываемых событий были заложены основы преобразований политической системы страны. Какие политические решения были приняты следующим после названного в отрывке Съездом народных депутатов? Укажите любые два решения.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) партийный орган– XIX партконференция(партконференция); 2) решения, например: − введение поста Президента СССР; − избрание Президентом СССР М.С. Горбачёва; − избрание Председателем Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова; − внесение поправок в Конституцию СССР, отменивших однопартийную систему в стране. Могут быть указаны другие решения  
Правильно указаны партийный орган и два решения 2
Правильно указаны партийный орган и одно решение. ИЛИ правильно указаны только два решения 1
Правильно указан только партийный орган. ИЛИ правильно указано только одно решение ИЛИ ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

 

 

23.
Процесс политической раздробленности русских земель в XII–XIII вв. сопровождался упадком роли и значения земель Среднего Поднепровья – исторического ядра Древнерусского государства– в политической и экономической жизни Руси. Назовите любые три причины этого упадка.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть названы следующие причины: 1) борьба между князьями за великое киевское княжение разоряла эти земли; 2) из-за угрозы со стороны кочевников и ослабления Византии пришла в упадок торговля по пути «из варяг в греки»; 3) в условиях раздробленности разрушалась система оборонительных линий, созданных князем Владимиром Святославичем для защиты этих земель; 4) в междоусобной борьбе князья привлекали на свою сторону кочевников, отчего в первую очередь страдали южные земли; 5) из-за угрозы набегов кочевников происходил отток населения из Среднего Поднепровья.  

 

Могут быть названы другие причины  
Правильно названы три причины 3
Правильно названы две причины 2
Правильно названа только одна причина 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ ответ неправильный 0
Максимальный бал 3

 

24.
По историческим вопросам в обществе высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения. «Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение: 1) …

2) …

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: – при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян); – при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати); – в1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян; – в период правления Александра III начало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих); – протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот, в два раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти, в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.); – в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;  
2) в опровержение, например: – законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю не дворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств; – по-новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы; таким образом,  

 

от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период; – изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах; – при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья; – законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни. Могут быть приведены другие аргументы  
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 5
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки 4
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки 3
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки 2
Приведён только один аргумент в подтверждение оценки. ИЛИ Приведён только один аргумент в опровержение оценки 1
Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный бал 5

 

25.
Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение)

 

об ОДНОМ из исторических процессов: 1) борьба Древнерусского государства с кочевниками в X – первой половине XII в.; 2) внешняя политика России в1689–1725 гг.; 3) реформы государственного управления в России в первой четверти XIX в. об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Ярослав Мудрый; 2) А.Д. Меншиков; 3) Г.К. Жуков.

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ на основе определенного исторического процесса ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ на основе деятельности конкретной исторической личности.

В сочинении необходимо:

указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса; указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
назвать две исторические личности, назвать ещё одну историческую личность,

 

деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых       участвовала                      выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

при характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать

конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);

указать не менее двух причинно- следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий        (явлений,        процессов), произошедших в рамках выбранного процесса; указать не менее двух причинно- следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и(или) названной Вами);
используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории Отечества. используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни, когда он «отошел от дел».

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

 

 

Оценивание задания 25 (историческое сочинение) в 2021 году производится по 6 критериям (К):

 

Процесса

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ

на основе определенного исторического

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ

на основе деятельности конкретной

Исторической личности

  Критерий Баллы Критерий Баллы

К 1

Указание событий (явлений, процессов) В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К6 выставляется 0 баллов). 2 балла Указание событий (явлений, процессов) 2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), (в которых участвовал                                выбранный исторический деятель) 2 балла Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла
Правильно   указано    одно 1 балл Правильно   указано   одно 1 балл

 

 

событие (явление, процесс), (в котором участвовал выбранный исторический деятель)   событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель  
События (явления, процессы), (в которых участвовал выбранный исторический деятель), не указаны или указаны неверно 0 баллов События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов

К 2

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) 2 балла Историческая личность, роли личностей в указанных событиях              (явлениях, процессах) 2 балла
Правильно названы две исторические личности, чья деятельность связана с указанными            событиями (явлениями,         процессами); правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). 2 балла Правильно названа вторая историческая личность, чья деятельность связана с событиями           (явлениями, процессами), в которых участвовала            выбранная историческая           личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и(или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла
Правильно названы одна-две исторические личности, чья деятельность связана с указанными            событиями (явлениями,         процессами); правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). 1 балл Правильно                   названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями           (явлениями, процессами), в которых участвовала            выбранная историческая           личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат  названных событий (явлений, процессов) 1 балл
Правильно названы одна-две исторические личности, чья деятельность связана с указанными            событиями (явлениями, процессами), но роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована или охарактеризована неправильно ИЛИ Правильно названы  одна-две исторические личности,  чья 0 баллов Правильно                   названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями           (явлениями, процессами), в которых участвовала            выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах)                            не охарактеризована/ охарактеризована неправильно. 0 баллов

 

  деятельность связана с указанными            событиями (явлениями, процессами), но при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной               степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Исторические личности не названы или названы неверно   ИЛИ Правильно                  названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями           (явлениями, процессами), в которых участвовала            выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной              степени повлиявших на ход и(или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями           (явлениями, процессами), в которых участвовала            выбранная историческая личность, не названа или названа неверно  

К 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.45 (0.036 с.)