Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная итоговая аттестация – 2021Стр 1 из 3Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2021 ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЕДИНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЭКЗАМЕНА по основным образовательным программам среднего общего образования По ИСТОРИИ Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов Единого республиканского экзамена 2021 года по ИСТОРИИ При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) единого республиканского экзамена (ЕРЭ) 2021 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2021 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на едином республиканском экзамене 2021 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого республиканского экзамена 2021 г. по истории. В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ГИА и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности. В демонстрационном варианте представлено два примера задания 25. В реальных вариантах экзаменационной работы на позицию 25 будет предложено только одно задание. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕРЭ в 2021 г.
ВАРИАНТ № ХХХ ЧАСТЬ I
1) Крымская война 2) строительство Большой засечной черты 3)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) вольные хлебопашцы; 2) министерства; 3) декабристы; 4) третьеиюньский переворот; 5) мировые судьи; 6) октябристы. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. Ответ:
Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV. Ответ:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Данный договор был подписан в Берлине. 2) По данному договору Россия получила выход к Балтийскому морю. 3) Данный договор был подписан в Вене. 4) Современником подписания данного договора был А.Л. Ордин-Нащокин. 5) Данный договор был подписан по результатам Северной войны. 6) На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло крупное восстание. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
1) утверждение частной собственности на землю; 2) введение хозрасчёта на государственных предприятиях; 3) денационализация тяжёлой промышленности; 4) появление кредитно-банковской системы и бирж; 5) отмена государственной монополии внешней торговли; 6)
А) конференция «Большой тройки» проходила в1943 г. Б) Один из первых таранов в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик , сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик. В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у_ .
Пропущенные элементы: 1) Ялтинская (Крымская) 2) Н.Ф. Гастелло 3) станция Прохоровка 4) Тегеранская 5) В.В. Талалихин 6) разъезд Дубосеково
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
«Я видел не только бесполезность, но и вред совмещения постов, и я даже ссылался: "Представьте моё положение: я критиковал Сталина за совмещение в одном лице двух таких ответственных постов в государстве и в партии, а теперь сам…" Выношу этот вопрос на суд историков. Сказалась моя слабость, а может быть, подтачивал меня внутренний червячок, ослабляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Председателем Совета Министров СССР, Булганин внёс предложение назначить меня как Первого секретаря ЦК КПСС Главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более что в Президиуме ЦК военные вопросы, армия, вооружение относились к моей епархии. Это произошло без публикации в печати и было решено сугубо внутренним образом, на случай войны. Внутри вооружённых сил об этом известили высший командный состав».
Ответ:
Пропущенные элементы: 1) принятие конституции США;
2) XVI в.; 3) гражданская война в Англии; 4) «стояние» на реке Угре; 5) присоединение Крыма к Российской империи; 6) XII в.; 7) XIV в.; 8) начало строительства Юзовского металлургического завода, основание Юзовки; 9) выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии; Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12. Прочтите отрывок из телеграммы военачальника. «Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в телеграмме события произошли в1916 г. 2) Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК. 3) Автор телеграммы– сторонник продолжения войны с Германией. 4) Автор телеграммы поддерживал действия генерала Корнилова. 5) Большевики поддерживали действия генерала Корнилова. 6) «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.
Ответ: .
16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «5» на схеме обозначен город Новгород. 2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Перемышль. 3) В городе, обозначенном на схеме цифрой «6», согласно Повести временных лет принял крещение киевский князь Владимир. 4) На схеме обозначен политико-административный центр восточнославянского племенного союза древлян. 5) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Волжской Булгарии. 6)
1) Военачальник, изображённый на марке, подвергся репрессиям. 2) Военачальник, изображённый на марке, родился в период правления в России Николая II. 3) События, изображённые на марке стрелками, произошли в ходе Первой мировой войны. 4) Военачальник, изображённый на марке, был участником Великой Отечественной войны. 5) Данная марка была выпущена в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.
Ответ:
Ответ:
ЧАСТЬ II Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля. «Второй Съезд народных депутатов СССР по накалу страстей, митинговой активности депутатов мало чем отличался от первого, но всё же накопленный опыт, подготовительная работа позволили придать ему бóльшую организованность и деловитость… За две недели Съезд заслушал и обсудил доклад Рыжкова о мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего плана, принял Закон об изменениях и дополнениях Конституции по вопросам избирательной системы в связи с предстоящими выборами народных депутатов в республиках и на местах… …К тому моменту активная позиция в реформировании и оздоровлении экономики была в значительной степени утрачена: не выработанная центром стратегия задавала тон, а, наоборот, планы и действия центра приноравливались к спонтанным экономическим процессам и популистским требованиям. Программа экономических реформ 1987 года фактически оказалась похороненной, о ней вспоминали всё реже. Главное же, был выпущен из рук контроль за наличной денежной массой, за денежными доходами населения, дан сильнейший толчок раскручиванию инфляционной спирали, остановить который дальше оказалось всё труднее. Доклад Правительства подвергся на Съезде ожесточённой критике, и не только со стороны оппозиционно настроенных депутатов. [Руководитель страны], естественно, защищал его. Началась очень трудная для Правительства полоса. В печати, на съездах и сессиях Верховного Совета постоянно маячил вопрос об отставке Правительства… Но главное, конечно, накатывающиеся волны забастовочного движения, вызываемые прежде всего дезорганизацией рынка, товарного и денежного обращения, острой нехваткой самого необходимого для людей… Работа Съезда была омрачена кончиной [выдающегося исторического деятеля]. 15 декабря не стало этого выдающегося, неповторимого человека. Огромная потеря не только для науки, но и для человеческой цивилизации в целом, для демократического процесса в стране. Об этом я говорю с полной ответственностью и откровенностью, несмотря на то, а может быть, именно поэтому, что академик стоял в оппозиции к тогдашнему партийно-государственному руководству, оказывал лишь, как он сам говорил, условную поддержку [руководителю страны], не спуская ему ни одного, с его точки зрения, ошибочного или опрометчивого шага».
22. Укажите название партийного органа, созванного впервые после 1941 г., в решениях которого были заложены основы преобразований политической системы страны. Какие политические решения были приняты следующим после названного в отрывке Съездом народных депутатов? Укажите два решения.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
Часть 2 Процесса |
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ на основе деятельности конкретной Исторической личности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерий | Баллы | Критерий | Баллы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К 1 | Указание событий (явлений, процессов) В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К6 выставляется 0 баллов). | 2 балла | Указание событий (явлений, процессов) | 2 балла | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правильно указаны два события (явления, процесса), (в которых участвовал выбранный исторический деятель) | 2 балла | Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правильно указано одно | 1 балл | Правильно указано одно | 1 балл |
| событие (явление, процесс), (в котором участвовал выбранный исторический деятель) | событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | ||
События (явления, процессы), (в которых участвовал выбранный исторический деятель), не указаны или указаны неверно | 0 баллов | События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов | |
К 2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) | 2 балла | Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) | 2 балла |
Правильно названы две исторические личности, чья деятельность связана с указанными событиями (явлениями, процессами); правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). | 2 балла | Правильно названа вторая историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и(или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла | |
Правильно названы одна-две исторические личности, чья деятельность связана с указанными событиями (явлениями, процессами); правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). | 1 балл | Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл | |
Правильно названы одна-две исторические личности, чья деятельность связана с указанными событиями (явлениями, процессами), но роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована или охарактеризована неправильно ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, чья | 0 баллов | Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована/ охарактеризована неправильно. | 0 баллов |
деятельность связана с указанными событиями (явлениями, процессами), но при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Исторические личности не названы или названы неверно | ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и(или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность, не названа или названа неверно | ||||||
К 3 | Причинно-следственные связи | 2 балла | Причинно-следственные связи | 2 балла | |||
К 4 | Значение (последствие) выбранного процесса для истории Отечества | 1 балл | Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю Отечества. | 1 балл | |||
Критерию К3 | |||||||
Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории Отечества с опорой на исторические факты | 1 балл | Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю Отечества с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти. | 1 балл | ||||
В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕРЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля | |||||||
Значение (последствие) выбранного процесса для истории Отечества сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов. ИЛИ Значение(последствие) выбранного процесса для истории Отечества не указано | 0 баллов | Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и(или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором | 0 баллов |
участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю Отечества не указано | |||||||
К 5 | Наличие фактических ошибок | 3 балла | Наличие фактических ошибок | 3 балла | |||
К 6 | Форма изложения | 1 балл | Форма изложения | 1 балл | |||
Максимальный балл 11 баллов |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2021
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.96 (0.134 с.)