Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольная работа №13 по теме:Стр 1 из 3Следующая ⇒
Контрольная работа №13 по теме: «Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов» Тип задания: один правильный ответ из четырёх.
1. Периоды размножения, сроки миграции, линьки у животных в природе определяются в первую очередь: а) календарными датами; б) деятельностью человека; в) продолжительностью солнечных суток; г) световым режимом, длиной светового дня.
2. Растения засушливых мест обитания приспособились к снижению транспирации путем: а) развития толстой кутикулы и редукции листьев; б) развития водоносной паренхимы; в) увеличение размеров листьев; г) образования поверхностной корневой системы.
3. Главный регулирующий фактор сезонных (годичных) ритмов: а) изменение продолжительности дня в течении года; б) изменение температуры окружающей среды в течении года; в) изменение атмосферного давления; г) изменение числа солнечных дней в году.
4. Научные представления о влиянии солнечной активности на живые организмы наиболее полно разработаны: а) К. Э. Циолковским; б) В. И. Вернадским; в) А. Л. Чижевским; г) Б. Коммонером.
5. Среди адаптационных реакций растений на недостаток доступной воды можно назвать: I. переориентировку листьев для уменьшения температуры листа; II. снижение количества устьиц на единицу поверхности листьев; III. увеличение площади поверхности листа; IV. уменьшение толщины кутикулы; V. опушение листьев.
а) I, III, V; б)I, II, IV; в) I, II, III, V; г) I, II, V. 6. Великий английский биолог Чарльз Дарвин обнаружил, что сеянцы растут по направлению к свету, он назвал это явление «фототропизм». В одном эксперименте для облучения каждого саженца было использовано два источника света, каждый источник обозначен кружком на рисунке внизу. Большим кружком обозначен источник света, излучающий в два раза больше, чем маленький кружок
Какие из представленных случаев можно наблюдать на самом деле? а) только (iv); б) только (ii); в) (i) и (iii); г) (i) и (iv). 7. Что такое отрицательный фототаксис у беспозвоночных: а) стремление бежать в укромное темное место; б) стремление притвориться мертвым; в) стремление направляться к свету; г) стремление оставаться на месте.
Тип задания: выбор правильного ответ (ответ «да» или ответ «нет»)
8. В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно. Да
9. Реакция организмов на чередование и продолжительность холодных и теплых периодов года называется фотопериодизмом. Нет
10. Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара. Да
Выберите и обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (выбор правильного утверждения «да» или «нет» - 1 балл. Обоснование от 0 до 2 баллов; всего за задачу – 3 балла.) Задание 11.
Во время роста растений к абиотическим факторам можно отнести недостаток солнечного света, в то время как достаточная освещённость является биотическим фактором.
Примерный вариант ответа: это неправильное утверждение, поскольку солнечный свет – это абиотический фактор (1 балл), т.к. солнце относится к неживой природе (1 балл). Биотические факторы связаны с живой природой (влияние иных организмов) (1 балл). Задание 12.
Выветривание горных пород – это процесс их разрушения только под воздействием ветра.
Примерный ответ: Нет, потому что понятие «выветривание» включает и воздействие других физических природных факторов, таких, например, как температура («морозное выветривание»), осадки (включая кислотные дожди) и т.д. Задание 13.
На территории, где нет резко выраженных сезонных изменений, большинство видов обладает фотопериодизмом.
Примерный ответ: Нет, потому что цветение, плодоношение и отмирание листьев у многих тропических деревьев растянуто во времени, и на дереве одновременно встречаются и цветки, и плоды. В умеренном климате виды, успевающие быстро завершить жизненный цикл и практически не встречающиеся в активном состоянии в неблагоприятные сезоны года, также не проявляют фотопериодических реакций, например, многие многолетние эфемероидные растения и эфемеры. Задание 14.
К глобальным природным процессам (явлениям) относятся засухи.
Примерный вариант ответа: утверждение не верно, потому что засухи, хоть и оказывают сильное и, как правило, негативное, влияние на жизнь, могут приводить к опустыниванию (1 балл) и охватывать большие территории, но в целом, это региональная проблема (1 балл), а не глобальная, поскольку не охватывают весь земной шар. (1 балл)
Задание 15. К глобальным природным процессам (явлениям) относятся наводнения.
Примерный вариант ответа: утверждение не верно, потому что наводнения, хоть и оказывают сильное влияние и могут приводить к серьёзным негативным последствиям (1 балл) и охватывать большие территории, но в целом, это региональная проблема (1 балл), а не глобальная, поскольку не охватывают весь земной шар. (1 балл)
Задание 16. Альбедо – это освещение солнечным светом какой-либо поверхности.
Примерный вариант ответа: Нет, т.к. альбедо – это способность поверхности отражать солнечный свет, а освещение солнечным светом называется инсоляция.
Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (Укажите 4 аргумента. Один аргумент -0-1-2 балла Всего за задачу 8 баллов) Задание 17.
К глобальным природным процессам (факторам), создающим необходимые условия жизни на Земле, относится солнечное излучение. Данное утверждение (верно/не верно), потому, что:
а) ………………………………………………………. б)...................................................................................... в)...................................................................................... г) ………………………………………………………..
Примерный вариант ответа: утверждение верно, потому что,
а) солнечное излучение охватывает весь земной шар, поэтому это – глобальный процесс; б) благодаря солнечному излучению, на поверхность Земли поступает тепло и свет, необходимые для жизни (Солнечное излучение является основным источником энергии для жизни на Земле); в) благодаря солнечному излучению, происходит фотосинтез; г) от солнечного излучения зависит климатическая система Земли.
Обоснуйте правильность/ н еправильность утверждения (Укажите 4 аргумента. Один аргумент -0-1-2 балла Всего за задачу 8 баллов) Задание 18.
К глобальным природным процессам, создающим и поддерживающим необходимые условия для современного многообразия жизни на Земле, относится фотосинтез.
Данное утверждение (верно/не верно), потому, что:
а) ………………………………………………………. б)..................................................................................... в)..................................................................................... г) ……………………………………………………….
Примерный вариант ответа: утверждениеверно,
а) процесс фотосинтеза охватывает весь земной шар, поэтому это – глобальный процесс; б) благодаря фотосинтезу, образуется органическое вещество, которое необходимо для питания всем живым организмам; в) благодаря фотосинтезу выделяется кислород, необходимый для дыхания всем аэробным организмам; г) благодаря фотосинтезу выделяется кислород, который в верхних слоях атмосферы становится озоном и защищает поверхность Земли от губительного для всего живого ультрафиолетового излучения.
Задание 19. Главным экологическим фактором, на который реагирует большинство наземных организмов в своих годовых циклах, является: а) изменение в соотношении дня и ночи; б) регулярные изменения погоды; в) годовые колебания температуры;
г) суточные колебания температуры.
Примерный вариант ответа: Вариант а верен. Резкие кратковременные изменения погоды (летние заморозки, зимние оттепели) обычно не нарушают годовых ритмов растений и животных. Главный экологический фактор, на который реагируют организмы в своих годовых циклах, – не случайные изменения погоды, а фотопериод – изменения в соотношении дня и ночи. Следовательно, ответ а – единственно верный и полный. Задание 20.
Диапауза – состояние покоя у животных, которая изучена у насекомых. В жизненном цикле однолетнего насекомого - кобылки (сем. Саранчовые, отряд Прямокрылые) – присутствует облигатная диапауза, которая приходится на стадию: а) личинки, и ее развитие приостанавливается; б) яйца, и его развитие приостанавливается; в) личинки, и она перестает линять; г) имаго и насекомое перестает размножаться.
Примерный вариант ответа: Правильный ответ – б. Расселяя потомство, организмы повышают свою приспособленность, повышение которой наблюдается и при «расселении во времени»: если в определенный сезон года условия среды не благоприятствуют выживанию, росту или размножению, наблюдаем отсрочку вступления особей в состав активной части популяции. Особенность диапаузы – снижает гибель организмов в ежегодно ожидаемое тяжелое зимнее время. У кобылки во время диапаузы развитие яйца приостанавливается, в этом состоянии оно устойчиво к холодам, от которых погибли бы и личинки, и имаго. Чтобы развитие яиц кобылки могло возобновиться, нужно длительное пребывание в холоде (при 0ºС – около 5 недель, при температуре чуть выше – несколько дольше). Эта особенность предохраняет покоящиеся яйца от реагирования на непродолжительную зимнюю оттепель, за которой могут последовать обычные в это время года холода. Эта же особенность обеспечивает высокую степень синхронизации последующего развитии всех особей популяции. Кобылки «переселяются во времени» - из позднего лета в следующую весну.
Задание 21.
Одним из существенных признаков адаптации растений является длительность вегетации. На основании этого признака выделяют различные группы растений. Особый интерес представляют раннецветущие растения – эфемероиды, для которых характерны следующие признаки:
а) Однолетние растения с короткой вегетацией, у которых ежегодный жизненный цикл заканчивается образованием семян, например, веснянка весенняя, незабудка мелкоцветковая;
б) Однолетние растения с продолжительной вегетацией, которая начинается осенью после прорастания семян и продолжается в начале следующего сезона после первого потепления, а затем отмирающие, например, фиалка полевая, пастушья сумка; в) Многолетние растения с очень коротким периодом цветения и вегетации, и сохраняющимися в течение года подземными органами, например, ветреницы, хохлатки; г) Многолетние растения с коротким периодом цветения и продолжительной вегетации, у которых ежегодный жизненный цикл заканчивается образованием семян, например, медуница неясная, лютик кашубский.
Примерный вариант ответа:
Ответ а неправильный. Однолетние растения не имеют подземных органов, способных накапливать питательные вещества, за счет которых растения ранней весной трогаются в рост. Данные растения относятся к группе эфемеров с коротким сроком цветения и вегетации. Они обязательно образуют семена, которые обладают способностью быстро развиваться в ранневесенний период.
Ответ б неправильный. Эта группа однолетних растений также не имеет подземных органов, способных накапливать питательные вещества. Особенность этой группы эфемеров является способность перезимовывать в вегетативном или даже в цветущем состоянии до следующего весеннего периода. После этого растения цветут короткий период, дают семена и полностью отмирают.
Ответ в правильный. Эфемероиды это только многолетние растения с подземными органами в виде корневищ, луковиц, (гусиный лук), клубнелуковицы (хохлатка), в которых накоплены питательные вещества. Поэтому почки возобновления начинают быстро трогаться в рост при избытке света, влаги, тепла и успевают за короткий срок дать цветоносные побеги, листья, а затем отцветают и все вегетативные органы отмирают. Луковицы или клубни, накопившие питательные вещества, зимуют под снегом.
Ответ г неправильный. Эта группа многолетних растений очень близка к эфемероидам, так как имеют подземные органы, как правило, в виде корневищ, способных накапливать питательные вещества. Но отличие заключается в том, что эти растения начинают вегетировать в период цветения и не заканчивают вегетацию после появления семян, а продолжают развиваться и размножаться вегетативно. Часто побеги этих растений зимуют под снегом и отмирают только к началу летнего периода, например, медуница, кислица и др. Задание 22.
Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются: а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой; б) частым рассечением, отсутствием механической ткани; в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными обводнёнными вакуолями; погружёнными устьицами; г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.
Примерный вариант ответа: Ответ «а» неправильный,так как в этом ответе признаки растений местообитаний с сильной увлажненностью – редуцированные устьица испаряют воду постоянно; недифференцированный мезофилл характерен для различных экологических групп растений; кутикула отсутствует в случае, когда органы растений не требуют защиты от сухости или перегрева; развитая аэренхима снабжает воздухом погружённые в воду части растений.
Ответ «б» неправильный, так как частое рассечение и отсутствие механической ткани может быть характерно для растений, живущих в погружённом в воду состоянии. Органы растений поддерживает вода, а не механическая ткань.
Ответ «в» правильный. Суккуленты – растения засушливых жарких местообитаний, у которых проблема дефицита влаги в окружающей среде решается её запасанием в различных органах – стеблях (стеблевые суккуленты), листьях (листовые суккуленты) или корнях (корневые суккуленты). Пример – кактусы, агавы и т.д. Они должны сохранить влагу, а это возможно при развитии покровной ткани – толстой кутикулы. Мощный восковой налёт на поверхности кутикулы выполняет функцию гидроизоляции и отражает солнечный свет, спасая от перегрева. Вода запасается в клетках с крупными обводнёнными вакуолями. Но растения всё равно должны испарять влагу с поверхности листьев, стеблей для создания сосущей силы и транспорта питательных веществ из корней. Лучше всего для этого подходят погружённые устьица.
Ответ «г» неправильный, так как хорошо развитая склеренхима – ткань, пропитанная кремнезёмом, характерна для растений засушливых местообитаний, но адаптированных к дефициту влаги не за счёт запасания влаги, а за счёт возможности почти полной её потери. Эти растения можно назвать пойкилогидрическими организмами. Например – верблюжья колючка. У этих растений в засушливый период вода остаётся в основном в связанном состоянии. Задание 23. Палеоэкологический кризис, вызванный сильнейшей аридизацией климата в степях Восточной Европы 4500-4000 лет назад: а) не имел существенных социальных последствий; б) способствовал изменению хозяйственного уклада живущих там племен, заключающемуся в переходе от доминирования скотоводства к доминированию земледелия; в) имел катастрофические последствия для населения того времени, изменив окружающую среду, сделав ее непригодной для жизни; г) обусловил расширение обитания населения того времени и появлению сезонной специализации в использовании пастбищных угодий.
Примерный вариант ответа: Ответ а неправильный, потому что: сильнейшая аридизация климата не могла не иметь социальных последствий, особенно в аграрных обществах (которые были в то время), которые сильно зависят от окружающей среды, в том числе от такого параметра как влажность.
Ответ б неправильный, потому что: переход от доминирования скотоводства к доминированию земледелия возможен только при благоприятных условиях для земледелия. Аридизация климата, как известно, не способствует земледелию.
Ответ в неправильный, потому что: как известно из истории, степи Восточной Европы (с того времени) постоянно были обитаемы.
Ответ г правильный, потому что: население того времени для того, чтобы выжить в резко изменившихся условиях, должно было передвигаться на более увлажненные территории, что повлекло за собой появление сезонной специализации в использовании пастбищных угодий.
Задание 24. К физиологическим приспособлениям к недостатку влаги у животных относят: а) закрытие норы сильно склеротизированными сегментами тела; б) всасывание воды кишечником и продуцирование сухого кала; в) рытьё глубоких вертикальных нор, где всегда влажный воздух; г) защита частей тела, контактирующих с внешней средой, кутикулой.
Примерный вариант ответа. Ответ а не является верным. Это особенность этологической адаптации. Например, многие пустынные насекомые роют глубокие вертикальные норки, где всегда влажно, и покидают их, выходя на поверхность лишь в те часы суток, когда высока влажность приземного слоя воздуха. Когда почва иссушается особенно сильно и возникает угроза снижения влажности воздуха в норке, самки закрывают отверстие сильно склеротизованными передними сегментами тела, создавая замкнутое, насыщенное парами пространство и оберегая молодь от высыхания.
Ответ б является верным. Физиологические приспособления к регуляции водного обмена – это способность к образованию метаболической влаги, экономии воды при выделении мочи и кала, развитие выносливости к обезвоживанию организма, величина потоотделения и отдачи воды со слизистых. Выносливость к обезвоживанию, как правило, выше у животных, подвергающихся тепловым перегрузкам. Для человека потеря воды, превышающая 10 % массы тела, смертельна. Верблюды переносят потери воды до 27 %, овцы – до 23, собаки – до 17 %. Экономия воды в пищеварительном тракте достигается всасыванием воды кишечником и продуцированием сухого кала.
Ответ в не является верным. Это особенность этологической адаптации. Например, многие пустынные насекомые роют глубокие вертикальные норки, где всегда влажно, и покидают их, выходя на поверхность лишь в те часы суток, когда высока влажность приземного слоя воздуха. Когда почва иссушается особенно сильно и возникает угроза снижения влажности воздуха в норке, самки закрывают отверстие сильно склеротизованными передними сегментами тела, создавая замкнутое, насыщенное парами пространство и оберегая молодь от высыхания.
Ответ г не является верным. К морфологическим способам поддержания нормального водного баланса относятся образования, способствующие задержанию воды в теле: раковины наземных улиток, защита частей тела, контактирующих с внешней средой, кутикулой у растений, ороговевшие покровы рептилий, развитие эпикутикулы у насекомых и т. п. У пустынных жуков-чернотелок срастаются и прирастают к телу надкрылья, вторая пара крыльев редуцируется и между телом и надкрыльями образуется камера, куда выходят дыхальца насекомого. Эта камера открывается наружу лишь небольшой узкой щелью, воздух в ней насыщен водяными парами. Части тела, соприкасающиеся с внешней средой, защищены непроницаемой для воды эпикутикулой.
Контрольная работа №13 по теме: «Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов» Тип задания: один правильный ответ из четырёх.
1. Периоды размножения, сроки миграции, линьки у животных в природе определяются в первую очередь: а) календарными датами; б) деятельностью человека; в) продолжительностью солнечных суток; г) световым режимом, длиной светового дня.
2. Растения засушливых мест обитания приспособились к снижению транспирации путем: а) развития толстой кутикулы и редукции листьев; б) развития водоносной паренхимы; в) увеличение размеров листьев; г) образования поверхностной корневой системы.
3. Главный регулирующий фактор сезонных (годичных) ритмов: а) изменение продолжительности дня в течении года; б) изменение температуры окружающей среды в течении года; в) изменение атмосферного давления; г) изменение числа солнечных дней в году.
4. Научные представления о влиянии солнечной активности на живые организмы наиболее полно разработаны: а) К. Э. Циолковским; б) В. И. Вернадским; в) А. Л. Чижевским; г) Б. Коммонером.
5. Среди адаптационных реакций растений на недостаток доступной воды можно назвать: I. переориентировку листьев для уменьшения температуры листа; II. снижение количества устьиц на единицу поверхности листьев; III. увеличение площади поверхности листа; IV. уменьшение толщины кутикулы; V. опушение листьев.
а) I, III, V; б)I, II, IV; в) I, II, III, V; г) I, II, V. 6. Великий английский биолог Чарльз Дарвин обнаружил, что сеянцы растут по направлению к свету, он назвал это явление «фототропизм». В одном эксперименте для облучения каждого саженца было использовано два источника света, каждый источник обозначен кружком на рисунке внизу. Большим кружком обозначен источник света, излучающий в два раза больше, чем маленький кружок
Какие из представленных случаев можно наблюдать на самом деле? а) только (iv); б) только (ii); в) (i) и (iii); г) (i) и (iv). 7. Что такое отрицательный фототаксис у беспозвоночных: а) стремление бежать в укромное темное место; б) стремление притвориться мертвым; в) стремление направляться к свету; г) стремление оставаться на месте.
Тип задания: выбор правильного ответ (ответ «да» или ответ «нет»)
8. В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно. Да
9. Реакция организмов на чередование и продолжительность холодных и теплых периодов года называется фотопериодизмом. Нет
10. Фотопериодизм свойствен растениям и животным во всех природных зонах земного шара. Да
Выберите и обоснуйте правильность/ неправильность утверждения (выбор правильного утверждения «да» или «нет» - 1 балл.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.237 (0.12 с.) |