Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Олигофрения (понятие, причины возникновения)
Олигофрении - стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности вследствие органиче-; ского поражения головного мозга в перинатальный, натальный и ранний лостнатальный периоды (до 3 лет). Категория лиц с олигофренией оставляет значительную часть умственно отсталых. Лицам с олигофренией свойственны тугоподвижность, инертность психических процессов и стереотипность мышления. Это не только определяет особенности их познавательной деятельности, но и оказывает влияние на развитие всей личности. У детей с олигофренией снижен запас представлений об окружающем мире и самом себе, отсутствуют критичность и адекватная самооценка. Конечно, такие дети не в состоянии усвоить программу массовой общеобразовательной школы, а потому нуждаются в специальном образовании. Причины возникновения олигофрении многочисленны и разнообразны. Причины любых болезней, в том числе и олигофрении, делятся на 2 группы: предрасполагающие и вызывающие непосредственно саму болезнь. Кроме того, указанные причины зачастую взаимодействуют друг с другом. Факторы, предрасполагающие к олигофрении. Предрасполагающие факторы - это прежде всего отягощенная наследственность, хромосомные, генные и геномные нарушения. Генные нарушения бывают моногенного и поли генного характера. К моногенным нарушениям относятся наследственные болезни обмена веществ (фенилке-тонурия, галактоэенияидр.). Полигенные нарушения t носят качественный характер и способствуют появлению интеллектуального недоразвития потипуолигофрении, но без нарушений в физиологическом и неврологическом статусе. К заболеваниям геномного характера относят синдром Шеришевского-Тернера. Лица с этим синдромом не всегда имеют нарушения интеллекта, но обязательным является нарушение в эмоционально-волевой сфере. В группу хромосомных заболеваний включают: болезнь Дауна, синдром ломки Х-хромосомы и др. В отечественной олигофренопедагогике принято выделять 4 группы факторов, которые способствуют возникновению олигофрении. Наиболее часто встречается сочетание эндогенных и экзогенных факторов - 80 % случаев, тогда как на чисто эндогенные и экзогенные факторы приходится по 10 % на каждый. К ним относятся:
1)патологическая наследственность(предрасполагающие факторы, о которых говорилось выше); 2) вредности, действующие в период пренатального развития. Их можно разделить на 3 группы: а) биологические факторы (вирусы, бактерии, простейшие; инфекционные заболевания матери такие как коревая краснуха, сифилис, грипп, токсоплазмоэ, хронические заболевания матери, резус-конфликт между матерью и плодом); б) химические факторы (лекарственные препараты, некоторые антибиотики, витамины, бытовая химия, алкоголь, никотин, наркотические вещества); в) физические факторы (неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон, воздействие ультрафеолета и др.) 3) родовой травматизм (асфиксия, неправильное наложение щипцов и др.); 4) вредности, действующие в период раннего пост-натального развития (мозговые заболевания, инфекции, интоксикации).
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИГОФРЕНИИ В отечественной дефектологии существует несколько вариантов классификации олигофрении. Это связано с разнообразием этиологии, полиморфизмом клинических форм, различными подходами к ее изучению. На основе этиопатогенетического принципа Г.Е.Сухаревой была разработана следующая классификация олигофрении: 1) олигофрения эндогенной природы: а)болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия; б)олигофрения, обусловленная выраженными нарушениями обмена веществ: г) олигофрения, сочетающаяся кс ожными и костными поражениями; 2) эмбрио- и фетопатии: а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности; б) олигофрения, возникшая в результате других вирусных заболеваний, таких как грипп, паротит, инфекционный гепатит и др.; в) олигофрения, обусловленная токсоплаэмозом и листериоэом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; д) олигофрения, обусловленная гормональными нарушениями и токсическими факторами в организме матери; е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных; 3) олигофрения, возникшая в результате различных вредностей, действующих во время родов и в раннем постнанальном периоде:
а) олигофрения в связи с родовой травмой и асфиксией: б) олигофрения в связи с ранней лостнатальной черепно-мозговой травмой; в) олигофрения в связи с ранними постнатальны-ми менингитами, менингоэнцефалитами и энцефалитами. На основе клиникя-ватогекетичвского принципа М. С. Лейнери Д. N. Исаеваразработали самостоятельную классификацию олигофрении. В основе классификации И. С. Певзнер лежит выделение наряду с интеллектуальными нарушениями ряда нейродинами-ческих психопатологических расстройств, осложняющих олигофрению и по-разному влияющих на нарушение работоспособности и познавательной деятельности в целом. С точки зрения эффективной психолого-педагогической коррекции олигофрении такой подход считается наиболее продуктивным, т. С. Лммцрбыли выделены следующие формы олигофрении: 1) неосложненная форма олигофрении; 2) олигофрения, осложненная нарушениями нейро-динамических процессов; 3) олигофрения с психопатоподобными формами поведения; 4) олигофрения, осложненная нарушением функционирования анализаторов; 5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрению подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию. Они выделяются на основе количественной оценки их интеллекта (IQ): 1) нормальное развитие - 71 % и выше; 2) дебильность - 50-70 %; 3) имбецильность - 35-49 %; 4) идиотия - 25 % и ниже. В США и Западной Европе эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов: врачей, дефектологов, психологов и др. В широкой социальной и педагогической практике за рубежом используется обобщающее определение «труднообучаемые». В России для обозначения данной группы пользуются определениями «атипичные дети», «дети с нарушением развития», «дети с нарушением интеллекта» и др. Согласно постановлению Всемирной организации здравоохранения каждая форма умственной отсталости по данной классификации включает 4 степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.009 с.) |