Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические принципы в обучении техническому труду 6
Системы обучения техническому труду 10 Формы организации обучения техническому труду 13 Методы обучения техническому труду 19 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения техническому труду 24 Средства обучения техническому труду 32 8 Планирование и подготовка учителем учебных занятий По техническому труду 44 Литература 47 Содержание обучения техническому труду Учебный предмет «Трудовое обучение. Технический труд». Цель и задачи учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Структура и содержание учебной программы по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд». Инвариантная и вариативная части учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Учебный предмет «Трудовое обучение» – практико-ориентированная область знаний, направленная на овладение учащимися технико-технологическими знаниями, на формирование у них умений и навыков, способствующая социальному становлению личности, формированию её жизненного, социального и профессионального опыта. Технический труд – направление учебного предмета «Трудовое обучение», ориентированное на овладение теоретическими знаниями, на формирование умений и навыков учащихся через изучение различных технологий обработки конструкционных и природных материалов, ремонтных работ в быту, технического и художественного творчества. Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» является формирование основ компетентности учащихся в различных сферах трудовой, хозяйственно-бытовой, конструкторско-технологической деятельности, технического и художественного творчества, способствующей социализации личности в современных социально-экономических условиях.
Реализация этой цели предполагает решение обучающих, развивающих и воспитательных задач: – формирование знаний, умений и навыков в процессе выполнения различных видов учебно-познавательной и трудовой деятельности (технологических операций) по обработке материалов, техническому и художественному творчеству, ремонтным работам в быту; – формирование основ графической и технологической грамотности, умений экономно использовать материалы и соблюдать правила безопасного поведения; – формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению; – развитие познавательных интересов, конструкторско-технологических и творческих способностей, технического и художественного мышления, коммуникативных и организаторских умений в процессе выполнения различных видов трудовой деятельности; – воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; приобщение к культурным национальным ценностям и традициям.
Учебный предмет «Трудовое обучение. Технический труд» состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть включает следующие разделы: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Ремонтные работы в быту». Вариативная часть содержит темы, отражающие различные виды технического и художественного творчества учащихся. Учителю предоставляется возможность самостоятельно определить последовательность и количество изучаемых тем в каждом классе с учетом возрастных особенностей и желаний учащихся, состояния материально-технической базы, региональных и местных условий, особенностей и традиций. Процесс изучения инвариантной части учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд»направлен на последовательное овладение учащимися 5-9 классов отдельными технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов, а также ремонтными работами в быту (табл. 1).
Таблица 1 – Перечень технологических операций по ручной и механической обработке древесины и металлов, видов ремонтных работ в быту
Содержание учебной программы предусматривает ознакомление учащихся с оборудованием учебныхмастерских и организацией учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных и (или) природных материалов, правилами безопасного поведения; изучение видов и основных свойств используемых материалов, их экономное использование; изучение видов инструментов и приспособлений, безопасными методами и приемами их использования; раскрытие содержания, последовательности и приёмов выполнения технологических операций по обработке материалов и изготовлении изделий; изучение различных видов ремонтных работ в быту и овладение приемами их выполнения, изучение видов технического и художественного творчества; чтение и оформление графической документации; ознакомление с технологическим процессом, чтение и разработку технологической документации. После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые содержат перечень основных знаний, умений и навыков, подлежащих контролю в процессе обучения на занятиях технического труда. В конце разделов инвариантной («Обработка древесины» и «Обработка металлов») и вариативной частей предлагается примерный перечень изделий, в том числе декоративных и сувенирных. Изображения в качестве рисунков и фотографий сувенирных изделий различного назначения содержатся в специальной литературе и в сети интернет. С одной стороны, творческая техническая и художественная деятельность учащихся, направленная на разработку и изготовление сувенирных изделий, усилит их потребности, интересы и мотивы к занятиям технического труда. С другой стороны, это позволит учителю и учащимся усовершенствовать имеющиеся разработки и приобрести новые идеи для создания изделий (в рамках нескольких разделов), которые будут оригинальными выставочными экспонатами, декоративными и нестандартными украшениями разных по назначению помещений, а также хорошими подарками на память к празднику, юбилею, дню рождения и др.
Необходимые теоретические сведения и графические работы по основам технической графики включены в содержание учебной программы в соответствии со спецификой и логикой изучаемого материала. В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных предметов. На уроках технического труда прослеживаются межпредметные связи с такими учебными предметами как физика, биология, химия, математика, информатика и черчение. Изучение и анализ учебных программ других предметов предоставляет возможность учителю дидактически грамотно реализовать межпредметные связи в системе учебной и внеклассной работы по техническому труду с опорой на ранее усвоенные знания учащихся. Формирование теоретических сведений осуществляется в процессе изучения нового материала и при инструктировании учащихся до выполнения ими практических заданий. На всё это должно отводиться не более 20-30% учебного времени на протяжении всего учебного года (табл. 2). Все виды учебных занятий по техническому труду носят в основном практико-ориентированный характер. Программой предусмотрены графические, лабораторные и практические работы, а также примерные перечни изделий, как для индивидуальных, так и для групповых практических работ. Перечень изделий уточняется учителем с учётом местных возможностей и потребностей. В целях повышения эффективности проведения учебных занятий по техническому труду учитель может использовать по своему усмотрению до 15% учебного времени с учётом местных условий и наличия материально-технической базы мастерской (кабинета) по трудовому обучению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 2 – Тематический план учебной программы учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в 5-9классах (школа/гимназия). Для гимназий 1 ч в неделю в 5-7 кл., для школ 1 ч – в 5, 8-9 кл.; 2 ч – в 6-7 кл.
Вариативная часть |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Техническое творчество: Начальное моделирование Автомоделирование Авиамоделирование Судомоделирование Конструирование и др. Художественная обработка материалов: Выжигание по древесине Аппликация из соломки Плетение из соломки Аппликация и плетение из бересты Пропильная резьба по древесине Контурная резьба по древесине Геометрическая резьба по древесине Деревянная мозаика (интарсия) Лесная скульптура и др. | 6/6 | 12/6 | 12/6 | 6/0 | 6/0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резерв времени | 1/1 | 2/1 | 2/1 | 1/0 | 1/0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 35/35 | 70/35 | 70/35 | 35/0 | 35/0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особое внимание в процессе трудового обучения следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасного поведения при выполнении работ, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в учебных мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, должны выполняться с обязательным контролем со стороны учителя технического труда.
Инструменты, приспособления и учебное оборудование в школьных мастерских должны соответствовать нормативным требованиям соответствующих нормативных документов по охране труда.
Теоретические знания, практические умения и навыки, творческие способности, полученные учащимися на уроках технического труда, рекомендуется углублять и развивать в системе внеучебной работы (факультативные занятия, объединения по интересам и т. п.), а также в процессе общественно полезного труда в школе.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.253.4 (0.021 с.)