По итогам обучения в 1–4 классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По итогам обучения в 1–4 классах



Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека», реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая представлена основными составляющими: познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками (для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций). В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих жизненных компетенций:

– адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

– способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

– осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;

– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Таким образом, в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т. д. Задания на развитие жизненных компетенций отмечены специальным значком и представлены в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению базовых учебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

– умением вступать в контакт и работать в группах;

– умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

– умением обращаться за помощью и принимать помощь;

– умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

– умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

– умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Программа «Мир природы и человека» наряду с общими задачами обучения имеет собственные учебные задачи. Для этой категории обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не должны быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиесядолжны знать», «Обучающиесядолжны уметь». Более приемлема формулировка «Обучающиесямогут овладетьследующими знаниями и умениями ».

Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:

В 1 классе:

· правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

· различать объекты живой и неживой природы;

· выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

· называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;

· называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

Во 2 классе:

· правильно называть изученные объекты и явления;

· различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

· различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

· различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

· выполнять элементарные гигиенические правила;

· различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

В 3 классе:

· правильно называть изученные объекты и явления;

· сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;

· сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

· соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

· соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

· определять по сезонным изменениям время года;

· определять направление ветра.

В 4 классе:

· правильно называть изученные объекты и явления;

· различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

· правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

· различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

· соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

· определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.

Содержание учебного курса «Мир природы и человека»

В 1–4 классах

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

    Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

    Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа». В 4 классе раздел «Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также выделен отдельным блоком.

 

Класс

Неживая природа

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.110 (0.017 с.)