Методы и виды технологии проблемного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и виды технологии проблемного обучения



В наше время выделяют три основных метода проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность и самостоятельная исследовательская деятельность.

Наиболее простой метод – проблемное изложение учебного материала по лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Проблемная лекция отличается от обычной тем, что начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала лектор последовательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Постановка проблемы побуждает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание слушателей [4, C. 26].

Частично – поисковый метод постепенно приобщает учащихся к самостоятельному решению проблем. В ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед учащиеся под руководством преподавателя решают проблемы.

Отличительной чертой частично – поисковых методов обучения является постановка перед студентами вопроса, на который они сами ищут ответ, самостоятельно создают для них новые знания, формулируют теоретические выводы. Частично – поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности учащихся, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит студентов к выводам. Использование частично – поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества [4].

Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает, что учащиеся сами формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность и это особенно ценно.

В системе технологии проблемного обучения особое место занимают эвристическая беседа и учебная дискуссия. Эвристическая беседа представляет собой ряд вопросов преподавателя, направляющих мысли и ответы учащихся. В ходе данной беседы преподаватель путем умело поставленных вопросов, побуждает учащихся формулировать новые понятия, выводы и правила. Учащиеся самостоятельно получают новые знания, что доставляет им творческую радость и стимулирует их познавательную активность. Суть учебной дискуссии состоит в том, что преподаватель излагает две точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает учащимся выбрать и обосновать свою позицию [7, C.36].

Технология проблемного обучения предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые они под руководством преподавателя активно усваивают новые знания. Чаще всего познавательные проблемы выдвигаются при помощи постановки задач, наиболее типичных для данного учебной дисциплины. При репродуктивном обучении, задачи применяются для иллюстрации теоретических положений, высказанных преподавателем, а также для закрепления их и применения на практике. При проблемном же обучении эти задачи в первую очередь применяются для того, чтобы подвести учащихся к новой теме и активизировать процесс познания. При проблемном подходе эти задачи обычно предшествуют сообщению теоретических положений, при репродуктивном – следует за ними. Таким образом, задачи при технологии проблемного обучения носит познавательный характер, а не только тренировочный [9, C. 41].

Технология проблемного обучения не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Различают три вида технологии проблемного обучения: «научное» творчество, практическое творчество и художественное творчество. «Научное» творчество – это теоретическое исследование, то есть поиск, и открытие студентами нового правила, теоремы, закона и т.д. В основе данного вида технологии проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем. Практическое творчество – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида технологии проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем. Художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, написание музыкального произведения, игры, рисование и т.д. Все виды технологии проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности учащегося, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй, на лабораторных, практических занятиях. Третий вид, на уроке и на внеурочных занятиях. Каждый вид отвечает одному из важнейших условий технологии проблемного обучения, наличию определенного уровня познавательной самостоятельности учащегося [6, C.18].

Таким образом, проблемный вопрос, проблемная задача – различные формы выражения учебной проблемы и основные дидактические понятия, применение которых приводит к возникновению проблемной ситуации и поисковой деятельности учащихся. Поэтому организация технологии проблемного обучения невозможна без систематизации вопросов и познавательных задач на материале каждой учебной дисциплины. Реформирование образования связано с внедрением в практику новых педагогических технологий. Обучать нужно так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы у них вызывался интерес к дисциплине, подлинная увлеченность процессом познания, формировалось творческое сознание. Одной из многих педагогических технологий, которые позволяют это сделать является технология проблемного обучения [8, C.47].

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.1.57 (0.007 с.)