The conceptual model and differentiation of geographical images of the Tyumen region 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The conceptual model and differentiation of geographical images of the Tyumen region



The development of standards and programs for the integrated development of regions has good goals to streamline to uniform standards the processes of territory improvement, which is a positive trend, however, it is important to study the individual properties of the territory, this is facilitated by figurative and geographical research.

The space of the Tyumen region (without the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra (KHMAO), and the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (YANAO) combines a set of many thoughts about it. There is a need for detailed study of geographical images due to the rapidly developing tourism in the region.

The article offers a synthetic conceptual model of the concept of geographical image, which reflects the semantic subject-object construction of the definition based on the vertical structure. The author focuses on the differentiation of regional images by thematic groups, application, scale of influence, and location. The originality of the method for identifying images of the territory lies in the fact that they are not reduced to a single tourist brand, and their areas of application are diverse, including architecture, design, science, education, etc.

Key words: geographical image, image-geographical approach, information resources, territory image, development strategy.

 

Введение. Понятие географического образа (ГО), его концептуальное наполнение в географической среде неоднозначно и вызывает научные дискуссии, в связи с многогранной сущностью, обилием формирующих факторов, субъективностью восприятия и междисциплинарностью в изучении. При этом теоретическая ценность и практическая значимость подобных исследований достаточно определена, представления о любом месте необходимо для принятия каждого (от бытового, до государственной важности) решения относительно него, например, о путешествии, миграции, инвестировании и т. д. Образно-географические обобщения в высшей степени требует туристская деятельность региона, в рамках маркетинговых работ по продвижению, в брендировании, в работе туристско-информационного центра, при создании туристских карт, электронных приложений, и конечно в производстве сувенирной продукции. Более того, часто образовательная деятельность, выступления на конференциях, лекции, проектная и научная деятельность затрагивает аспекты ГО. Углубившись в любую сферу человеческой деятельности, можно обнаружить необходимость в образно-географических исследованиях.

Анализируя содержание дефиниции ГО различных авторов [2,3,4,6,8,11] отметим последний как совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений (контекстов), описывающих реальные пространства (территории, местности, регионы, страны, ландшафты) [4, 125].

Исследования ГО находятся на стыке естественных, когнитивных наук и гуманитарных наук. Изучая исторические аспекты становления теоретико-методологической базы понятия ГО кратко рассмотрим главные выдержки идей современных ярких представителей географической науки. Серьезные развитие теоретико-методологических основ образно-географического направления связаны с работами Д. Н. Замятина, В.Н. Калуцкова, Н. Ю. Замятиной, Н.С. Мироненко, С.С. Каринского и др. При этом истоки развития образно-географических мыслей уходят в далекое прошлое XIX – XX вв. (В.П. Семенов-Тянь-Шанский, К. Зауэр, Дж. Лейли, Д. Ли, Э. Рельф, А. Баттимер, И. Туан и др.) [11, с. 50].

Фундаментальные исследования Д.Н. Замятина и соавторов [4, с. 125] создают предпосылки для формирования образной или имажинальной географии (геокультурологии) - направления гуманитарной географии, изучающей особенности моделирования и закономерности развития ГО в различных сферах деятельности.

Н. Ю. Замятина [5, с. 27] внесла определяющий вклад в развитие идей когнитивной географии (направление, изучающее механизм формирования пространственных представлений), особенно выделяются ее работы по изучению имиджевых ресурсов и репрезентации бренда территорий Автор указывает, что определение ГО необходимо строить, используя понятие географическое представление, подразумевая элемент сознания субъекта, связанного с определенной территорией через знаки, мысли, емкие слова. Представления о месте опираются на две составляющие: пространственное (территориальное) знание и атрибутивное знание, которые позволяют оценивать различные территории между собой. Часть представлений об географическом объекте, созданную на основе атрибутивной информации, следует называть – образом географического объекта или ГО. Основой для ГО, первоначально служит ландшафт, а также связанные с пребыванием в нем информационные сигналы. Также основой для ГО служит символические изображения территории, карты. Процесс формирования представлений имеет следующий вид: поступающая информация – узнавание меток – ассоциации – синтез ассоциаций – формирование представления – создание новых меток (фиксация представления). Частный случай фиксации представлений – ментальные карты. Кроме них образы изучаются в виде разнообразных текстов, фотографий, социологических опросов.

Яркий представитель культурной географии, В.Н. Калуцков [9, с. 100-107] является автором теории о геоконцепте, как системе устойчивых значений и смыслов слова, существующих в языке или культуре, связанных через любое значимое для определенного сообщества место, которое обладает устойчивым образом. Словесная формула геоконцепта: образ+топоним+территория.

П.С. Ширинкин [13, с. 78-80] предлагает рассматривать нематериальные ресурсы территории, называя их символическими, формирующимися в виде образов, продуцируемых территорией, под влиянием массовой культуры и представляют собой группу культурных ресурсов, элементов и различных субкультур определенной территории., включая объекты природного плана, исторические события, выдающиеся личности, информационные проекты, туристические мероприятия, особые образные отражения для понимания самобытности, социально-бытового уклада жизнедеятельности населения.

И.В. Фролова, Д.А. Баранова [12, с. 150-156] исследовали ГО территории через функциональные типы культурных ландшафтов путем информационного анализа новостных интернет-ресурсов и библиографического анализа печатных источников, что в дальнейшем позволило определить значимость ГО в туристском развитии края.

Е.В. Конышев [10, с. 38-41] акцентировал значимость ГО при исследовании типологии туристско-рекреационного пространства для обычного туриста. Научные типологии отражающие состояния компонентов туристско-рекреационного пространства, базируются на анализе большого объема количественных показателей и применяются в основном для совершенствования государственного или регионального регулирования туризма, для обычного туриста они не всегда соответствуют его ожиданиям, т. к. часто малоинформативны. В практике туризма наиболее важны типологии, основанные на сложившихся географических образах территории.

Изучение региональных образов сталкивается с методологическими сложностями относительно процесса композирования воедино разрозненных представлений о территории, четкости стратегических действий в процессе синтеза ГО, на примере Тюменской области представлена методика комплексного образно-географического исследования, которое включает апробацию метода вычленения региональных образов и их дифференциация (классификация по нескольким основаниям).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.94 (0.008 с.)