Учебные предметы в коррекционной школе Vlll вида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебные предметы в коррекционной школе Vlll вида



 

В коррекционной школе VIII вида изучаются учебные предметы, которые определены учебным планом. В них изложены основы отдельных наук, отобранные в соответствии с целями обучения, а также с умственными и возрастными возможностями учащихся.

Предметное содержание, включенное в каждый учебный предмет, обусловлено логикой изложения и усвоения конкретной научной области, специальной методикой обучения, коммуникативной деятельностью учителя и учеников в процессе обучения, спецификой учебного материала для обеспечения воспитательных целей. Таким образом, учащиеся получают конкретные знания с учетом не только логики усвоения основ наук, но и педагогических законов развития понятий в их сознании. Имеется в виду научное и педагогическое изложение науки, которое еще К. Д. Ушинский рассматривал дифференцированно. В условиях специального обучения это особенно важно учитывать в связи с большими затруднениями умственно отсталых школьников не только усваивать фактические данные, но и, тем более, делать элементарные выводы и обобщения, видеть и устанавливать даже несложные причинно‑следственные связи и закономерности.

Обучение осуществляется постепенно, от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Выявленные закономерности позволяют обогатить в дальнейшем знания учащихся. Иначе говоря, умственно отсталые школьники проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным интеллектуальным развитием. Однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. В основном познания умственно отсталых учащихся ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений.

В современной дидактике «учебный предмет» рассматривается как теоретическое понятие. Он отличается от учебного материала – воплощения конкретного содержания образования, подлежащего усвоению за урок, занятие и т. д. В учебный материал включают не только изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды восприятия знаний.

Обучение в коррекционной школе VIII вида отличается тем, что изучение каждого учебного предмета предваряет пропедевтический период, подготавливающий учащихся к усвоению конкретного учебного материала. Особенно важен пропедевтический период в I классе, когда развиваются все психофизические функции, участвующие в овладении первоначальными навыками чтения и письма, элементарными математическими понятиями для обучения счету и решению простых задач.

Такой учебный предмет, как развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (I–IV классы), решая свои специфические задачи, в то же время является пропедевтическим, подготавливающим учащихся к усвоению более сложного материала на уроках объяснительного чтения, истории, географии и естествознания. Изучение различных категорий слов при изучении родного языка во II–IV классах подготавливает школьников к усвоению грамматических понятий в старших классах.

Трудовое обучение (ручной труд) в классах также можно рассматривать как пропедевтический период подготовки учащихся к овладению навыками профессионального труда. В то же время для овладения трудовыми умениями и навыками требуется и специальная подготовка.

Для каждого предмета в школе отводится свой пропедевтический период. Однако многие задачи, решаемые в это время, продолжают оставаться ведущими и при дальнейшем изучении предмета. Например, развитие фонематического слуха, произносительной стороны речи, моторики и другие задачи букварного и послебукварного периодов решаются и при изучении конкретных грамматических тем.

Общеобразовательные предметы

Русский (родной) язык. От усвоения этого ведущего учебного предмета во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое длится в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать и писать под диктовку после анализа слова, написание которых не расходится с произношением, списывать после разбора короткие предложения. Умственно отсталые первоклассники должны учить наизусть с голоса учителя несложные по содержанию тексты, уметь читать короткие стихотворения или четверостишия.

«Грамматика и правописание» – наиболее сложный раздел русского языка, который из‑за абстрактности самого учебного материала растягивается на все время обучения в школе. Ежегодно повторяются такие разделы, как «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». В младших классах большое внимание уделяется работе со звуками и буквами, на основе которых учащиеся овладевают фонетически правильным письмом, а затем письмом по правилу (простейшие случаи). При изучении раздела «Слова» в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. Практически усвоив построение простого предложения в младших классах, на старших годах обучения школьники изучают синтаксические конструкции разной сложности. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У них формируются навыки четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

На уроках чтения у детей формируются навыки сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на максимальное развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств, необходимых для самостоятельной трудовой жизни. Это произведения о родной природе, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни и труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.

В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь.

Математика. В этом курсе изучаются арифметика и элементы наглядной геометрии. Учащиеся должны не только овладеть определенным объемом математических знаний, но и уметь использовать их в процессе трудового обучения, во время занятий по социально‑бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объема и нарастанием сложности по следующим разделам: «Нумерация», «Арифметические действия», «Устный счет», «Величины и единицы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические задачи». На уроках математики дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, с их свойствами, учатся пользоваться измерительными и чертежными приборами, овладевая практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера. Все названные разделы программы равномерно распределены по четвертям. При этом самое серьезное внимание уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей. В младших классах арифметические действия с переходом через разряд тщательно отрабатываются и усваиваются в пределах 10, 20, 100. Такая система обучения позволяет школьникам осознанно выполнять все действия с более сложными числами в старших классах.

Природоведение. Как учебный предмет природоведение решает задачи обобщения знаний учащихся об окружающем мире, полученных в I–IV классах в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности («Окружающий мир»), На занятиях по природоведению ученики получают знания, подготавливающие их к дальнейшему усвоению естествоведческих, географических и исторических сведений, помогающих элементарному пониманию причинно‑следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений.

Естествознание. Содержание этого курса предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Они узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.

География. В начальном курсе физической географии учащиеся учатся ориентироваться на местности, изучают пояса освещенности солнцем поверхности земли, узнают об их расположении, получают представления о климате. Изучая разнообразие природных условий на территории нашей страны, они получают краткие сведения об особенностях природы каждой зоны, об основных занятиях населения.

Раздел географии «Материки и океаны» включает краткие элементарные сведения о солнечной системе, атмосферных явлениях и др., а также географическое положение каждого материка.

При изучении этого предмета учащиеся получают элементарные знания по экономической географии нашей страны. Особое внимание уделяется формированию у школьников представлений о разнообразии занятий населения, связанных с природными условиями, о взаимосвязи различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, о трудовой деятельности в народном хозяйстве, об охране окружающей среды.

Содержание географического и естествоведческого материала в коррекционной школе VIII вида предусматривает элементарное экономическое образование учащихся, формирует у них доступное их пониманию материалистическое представление об окружающем мире, умения правильно объяснять некоторые явления природы.

История и обществоведение. На уроках истории и обществоведения учащиеся получают представление о наиболее важных сторонах жизни общества, о традициях, трудовых и героических делах народов нашей страны, о примерах служения своему Отечеству, борьбе за свободу и независимость. В содержание курса обществоведения включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны. Изучение основных этапов истории, прав и обязанностей граждан направлено на формирование у умственно отсталых школьников нравственных и правовых норм жизни в обществе.

Этика и психология семейной жизни. Эти вопросы рассматриваются во время послешкольного обучения учащихся с умственной отсталостью.

Изобразительное искусство. Изобразительному искусству в коррекционной школе VIII вида придается большое значение. Его содержание, направленное на развитие у учащихся художественного вкуса, способствующего их эстетическому воспитанию, включает изучение основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно‑прикладного искусства, узнают о творчестве великих художников.

Занятия изобразительным искусством, способствуя совершенствованию познавательной, эмоционально‑волевой и двигательной сферы учащихся, имеют большое коррекционно‑развивающее значение.

Пение и музыка. Музыкальное воспитание умственно отсталых учащихся основано на хоровом пении как наиболее активном способе развития у них музыкальных способностей. В содержание обучения пению включены произведения народного творчества, русских, национальных и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру музыки и по смысловому содержанию требующие различных средств исполнения.

У школьников развивается интерес к слушанию вокальной, инструментальной, оркестровой музыки. Они учатся различать мелодии, знакомятся с некоторыми музыкальными жанрами, с элементами музыкальной грамоты и нотной записи, с творческими биографиями видных композиторов, их произведениями. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспитания.

Физическая культура. Этот предмет имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы, как «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка (коньки)», «Игры». Во все разделы включены упражнения, направленные на формирование у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости. На занятиях гимнастикой учащиеся выполняют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь легкой атлетикой, они овладевают ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С I по VII класс в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с IV класса – спортивные.

Трудовая подготовка

В коррекционных школах VIII вида особое значение придается подготовке умственно отсталых детей к трудовой деятельности и получению ими профессионально‑трудовых знаний и навыков по определенной специальности. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный труд.

Трудовая подготовка осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов:

♦ трудовое обучение в или в I–IV классах; в IV классе может быть организовано на базе школьных учебных мастерских;

♦ трудовое и профессионально‑трудовое обучение в школьных учебных мастерских в V–IX классах;

♦ послешкольное (производственное) обучение в X, X–XI, X–XII классах.

Трудовое обучение в классах дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности. На занятиях предусмотрены простейшие практические работы с пластилином, бумагой, картоном, с природным материалом, с металлоконструктором, древесиной, текстильными материалами.

В IV классе трудовое обучение имеет общетехнический характер, может проводиться на базе учебных мастерских, рассматриваться как пропедевтическое для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных для профессиональной мастерской. В этот период важно выявить индивидуальные возможности учащихся, чтобы рекомендовать им, какие из изучаемых в школе видов профессионального труда они могут выбрать.

Содержание трудового обучения в IV классе – переходная ступень от ручного труда к профессиональному. Предусмотрено изготовление несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.

Профессионально‑трудовое обучение в V–IX классах нацелено на подготовку учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных (не предназначенных для инвалидов) промышленных предприятий и предприятий сферы обслуживания. При этом школа выбирает виды труда с учетом местного производственного окружения, его потребностей в рабочих кадрах и возможностей трудоустройства учащихся по месту жительства. В связи с этим, кроме трудового обучения по типовым программам (для 9 видов труда), школа может организовать обучение трикотажно‑вязальному, кулинарному, гончарному делу и др. Поскольку по таким видам труда единых программ нет, школы определяют содержание обучения и разрабатывают программы по образцу базовых, которые затем утверждаются местными органами образования.

В содержание обучения труду каждого вида включены теоретические сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Кроме того, учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приемами труда, у них вырабатываются трудовые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда.

Специальности, выбираемые для профессионально‑трудового обучения в X–XII классах курсах), соответствуют профилю трудового обучения учащихся в V–IX классах. Однако такое соответствие рассматривается в широких пределах и распространяется на родственные в разной степени профессии. Содержание производственного обучения, нацеленное на узкую специализацию с ориентировкой на конкретные рабочие места базового производственного предприятия, является вариативным в противоположность стабильному содержанию обучения в V–IX классах. В связи с этим особое значение приобретает правильный выбор профиля трудового обучения с учетом возможностей трудоустройства выпускников на конкретных предприятиях: местных заводах, фабриках, фермах, тепличных хозяйствах, ремонтных мастерских и др.

Послешкольное (производственное) обучение организуется в тех школах, где имеются хорошо оборудованные мастерские, квалифицированный состав преподавателей труда и возможность проведения производственной практики на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях. В такие классы (курсы) принимаются выпускники коррекционных школ VIII вида.

На базе школы могут быть организованы производственные цехи для выпускников, затрудняющихся в трудоустройстве. В процессе работы в цехах выпускники должны закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, и могут участвовать в выпуске товарной продукции.

По окончании X–XI, X–XII производственного класса учащиеся сдают квалификационный экзамен по правилам, принятым на базовом предприятии, которое и выдает выпускникам документ о полученной квалификации.

Тесно с трудовым обучением связано владение навыками черчения. Содержание черчения развивает у учащихся графическую культуру, формирует у них умение читать и выполнять несложные чертежи. Это выражается в использовании общих приемов работы, таких как чтение чертежей, изготовление по ним изделий, использование инструментов в процессе выполнения эскизов и чертежей. Кроме того, в IX классе учащимся даются сборочные чертежи изделий по специальностям, изучаемым в школе.

Коррекционная подготовка

Коррекция имеющихся у учащихся нарушений психофизического развития, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется и на специальных занятиях.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. В I–IV классах с помощью этого специфического предмета целенаправленно корригируется общее и речевое развитие умственно отсталых детей. У учащихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, развивается наглядно‑образное мышление. Школьники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями. В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять практические работы по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников. Тем самым восполняются пробелы развития учащихся в период дошкольного воспитания.

Социально‑бытовая ориентировка. Для более успешной социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые школьники в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Эта проблема в значительной степени решается на занятиях по социально‑бытовой ориентировке (V–IX классы), на которых учащихся практически готовят к самостоятельной жизни. У них формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации, повышению уровня общего развития, что позволит им посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами жизни.

Умственно отсталые дети обучаются преимущественно в интернатах, мало находятся в семьях, иногда семья как таковая вообще отсутствует, или домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему‑либо не представляется возможным. Самостоятельно же овладеть умением организовать свой быт доступно не всем выпускникам коррекционной школы VIII вида.

Содержание специальных коррекционных занятий по социально‑бытовой ориентировке отличает практическая направленность. Учащихся знакомят с предприятиями, организациями и учреждениями, куда им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируют умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыки обеспечения безопасности жизни (ОБЖ). Их учат готовить пищу, соблюдать личную гигиену, следить за одеждой и обувью, убирать жилище, планировать бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Содержание социально‑бытовой ориентировки как учебных занятий помогает формировать и совершенствовать необходимые навыки самообслуживания, вести домашнее хозяйство, ориентироваться в ближайшем окружении. Дети усваивают морально‑этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус.

Для успешного усвоения знаний и умений, получаемых на этих уроках, особо значимо максимальное приближение условий их проведения к естественным. Каждый из уроков можно рассматривать как лабораторное занятие, когда после постановки задания, инструктажа каждый ученик выполняет работу с последующей оценкой ее результата. Продолжением уроков социально‑бытовой ориентировки может служить кружковая работа (кулинарный кружок, санитарный, основ семейной жизни и др.).

Ритмика. Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во внеурочное время с теми учениками, которые имеют более выраженные нарушения речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов (подробнее см. гл. V «Другие формы обучения»).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте определение содержания образования умственно отсталых школьников.

2. Чем отличается содержание образования в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида?

3. Что определяет специфику содержания обучения умственно отсталых школьников?

4. Определите цели, задачи, объект стандартизации образования умственно отсталых школьников.

5. Раскройте структуру современного базисного плана коррекционной школы VIII вида (на примере 1‑го варианта, см. Приложение 4). Какие принципы лежат в основе его построения?

6. Рассмотрите содержание учебных программ, их структуру. Раскройте содержание программы по одному из учебных предметов.

7. Почему учебники для коррекционных школ VIII вида можно рассматривать как оригинальные по отношению к учебникам общеобразовательной школы?

8. Каким требованиям должны удовлетворять учебники для коррекционных школ VIII вида?

9. Раскройте специфические требования к учебникам, соответствующим принципам коррекционной направленности, индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся как необходимых условий их общего образования.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Воронкова В. В. О новых программах специальной общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа) // Дефектология. 1986. № 1.

2. Воронкова В. В., Мачихина В. Ф. Содержание образования во вспомогательной школе // Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. научн. тр. / под ред. В. В. Воронковой. М.: Изд‑во АПН СССР, 1988.

3. Воронкова В. В., Исаева Т. Н., Мирский С. Л., Эк В. В. Стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся / Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект. Ч. II. Федеральный компонент. М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1999.

4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ч. I. Общая часть. Федеральный компонент. Проект. М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1999.

5. О структуре и учебном плане школы‑интерната (школы) VIII вида для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1996. № 3.

6. О переходе на усовершенствованные программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). Методические рекомендации. М.: Министерство образования СССР, 1986.

7. Программы вспомогательной школы. Общеобразовательные предметы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: Просвещение, 1971.

8. Программно‑методические рекомендации по содержанию и организации работы в IX классе вспомогательной школы с производственным обучением М.: Минпрос СССР, НИИ дефектологии АПН СССР, 1976.

9. Программы вспомогательной школы / под ред. В. В. Воронковой. Ч. I. М.: Просвещение, 1990.

10. Худенко Е. Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в общеобразовательных учреждениях // Развитие и коррекция. 1998. № 1.

11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1–4 классы. М.: Просвещение, 2008.

12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. М.: Владос, 2008.

 

 

Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.12 (0.053 с.)