Хронические расстройства питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронические расстройства питания



  Гипотрофия – хроническое расстройство питания у детей раннего возраста с дефицитом массы тела по отношению к длине, характеризующееся задержкой физического и нервно – психического развития, нарушением обмена веществ и снижением иммунитета.               

Причины. К гипотрофии могут привести: алиментарные нарушения (количественный и качественный недокорм), инфекционные факторы (острые и хронические заболевания, особенно органов пищеварения), дефекты ухода, экологические факторы, токсическое воздействие лекарственных веществ (отравления, гипервитаминоз), наследственные аномалии обмена веществ врожденные пороки развития (расщелина верхней губы, твердого неба, пилоростеноз, врожденные пороки сердца и др.), перинатальные повреждения ЦНС, эндокринные расстройства.

         Клиника. Различают три степени гипотрофии.

  При гипотрофии I степени дефицит массы тела составляет 10-20 % по сравнению с нормальной. Состояние его удовлетворительное, аппетит умеренно снижен, кожа гладкая, эластичная, внутренние органы и физиологические отправления без отклонений. Тургор тканей снижен и толщина подкожно - жирового слоя на животе уменьшена, но на лице и конечностях сохранена.

 При гипотрофии II степени дефицит массы тела по отношению к его длине, уменьшенной на 2- 4 см, составляет 20-30% от долженствующей. Отмечается снижение активности ребенка, вялость, адинамия, раздражительность. Кожа бледная с сероватым оттенком, сухая, шелушащаяся. Эластичность кожи и тургор тканей снижены, выражена мышечная гипотония. Подкожно - жировой слой уменьшен или отсутствует на животе или конечностях, сохранен на лице. Терморегуляция нарушена. Аппетит снижен. Часто отмечаются дыхательная аритмия, тахикардия, гипотония. Стул неустойчивый.               

   При гипотрофии III степени (атрофии) дефицит массы тела составляет более 30%. Длина тела меньше возрастной нормы на 7-10 см. Внешний вид ребенка напоминает скелет, обтянутый кожей. Подкожно-жировой слой отсутствует на животе, туловище, и конечностях, резко истончен или отсутствует на лице. Кожа бледно-серого цвета, сухая. Эластичность кожи почти отсутствует (обильные морщины). Щеки западают, так как исчезают комочки Биша. Лицо «старческое», морщинистое, треугольной формы. Ткани полностью утрачивают тургор. Развивается атрофия мышц и гипертонус сгибателей. Выражены признаки обезвоживания: жажда, западение большого родничка и глазных яблок, сухость конъюнктив и роговицы, сухие яркие оболочки полости рта.    Диагностика. Основными критериями диагностики гипотрофии является толщина подкожно - жирового слоя.

    Лечение. Терапия должна быть комплексной и включать:

1) Выявление причин гипотрофии и попытки их коррекции или устранения;

2) Диетотерапию;

3) Организацию рационального режима, ухода, воспитания, массаж, и гимнастику;

4) Выявление и лечение очагов хронической инфекции, сопутствующих заболеваний;

5) Ферменты, витаминотерапию, стимулирующее и симптоматическое лечение.

Диетотерапия – основа рационального лечения. Основополагающим принципом ее является двухфазное питание:

1) период выяснения толерантности к пище;

2) период усиленного питания.

    Следующим важным принципом диетотерапии является:

1.Использование на начальных этапах лечение лишь легко усвояемой пищи (грудное молоко, энпиты).

2.Более частые кормления

3.Адекватный систематический контроль питания, стула, диуреза, количество выпитой и даваемой парентерально жидкостей.

   Уход. Больных гипотрофии I степени при отсутствии тяжелых сопутствующих заболеваний и осложнений можно лечить дома. Детей с гипотрофии II и III степени обязательно помещают в стационар. Больной должен находиться в светлом, просторном, регулярно проветренном помещении. Температура воздуха в палате должна быть не ниже 24-25 С, но не выше 26-27С, так как ребенок легко охлаждается и перегревается. Прогулки разрешаются при температуре воздуха не ниже -5С. Осенью и зимой при прогулке кладут грелку к ногам. Очень важно создавать у ребенка положительный тонус- чаще брать на руки. Необходимо проводить профилактику перекрестной инфекции – помещать больного в изолированный бокс, проводить регулярное кварцевание бокса. Положительное воздействие оказывает теплые гигиенические ванны (температура воды 38С). Обязательным является проведение массажа и гимнастика.

Вопросы для самоконтроля:

1.Рахит, причины, клинические проявления, выявленные проблемы.

2.Принципы лечения, организация ухода при рахите.

3.Гипервитаминоз Д, причины, клинические проявления, выявленные проблемы, принципы лечения, организация ухода.

4.Спазмофилия, причины, клинические проявления, выявленные проблемы, принципы лечения, организация ухода.

5.Гипотрофия, причины, клинические проявления, выявленные проблемы.

6.Принципы лечения, организация ухода при гипотрофии.

Инструкция по выполнению практической работы:

1.Внимательно прочитайте ситуационную задачу.

2.Выполните задания к ней.

Задача-эталон.

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, пришли на патронаж к ребёнку 3 месяцев, который наблюдается по повод рахита.

Задание:

1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам.

2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме.

Эталон ответа.

Цель: не допустить развития осложнений обострения процесса, научить родителей правильному уходу.

План ухода Мотивация
1. Рекомендовать полноценное питание с включением продуктов, богатыми витаминами (особенно Д, кальцием) соки, творог. Рахит – полигиповитаминоз, с преимущественным недостатком витамины «Д», склонность к снижению кальция в организме.
2. Рекомендовать длительное пребывание ребёнка на воздухе (в «кружевной» тени деревьев). Обеспечивается выработка витамина «Д» в коже ребёнка под действием УФЛ. «Кружевная» тень деревьев задерживает инфракрасные лучи и предупреждает перегревание ребёнка.
3. Объяснить необходимость ежедневного проведения ребёнку массажа, гимнастики. При рахите наблюдается гипотония.
4. Проверить дачу препаратов витамина «Д». Исключить возможность передозировки.
5. Провести беседу о возможном возникновении сопутствующих заболеваний Так как рахит является не благоприятным преморбидным состоянием.

3.План беседы с родителями – информировать родителей о причинах заболевания, возможных осложнениях, родители будут понимать целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.

Задачи для самостоятельного решения

Задача№1. На профилактическоском приёме ребёнок 3-х месяцев. Со слов мамы ребёнок последние 7 дней стал беспокойным, пугливым, вздрагивает при ярком свете, звуке, вертит головой, отмечается облысение, выражено потоотделение с характерным кислым запахом. Ребёнок на искусственном вскармливании, на свежем воздухе бывают мало. Медицинский диагноз: Рахит, начальный период.

Задание:

1. Выявите приоритетные и потенциальные проблемы.

2.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 3. Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

4.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме.

Задача№2. Вы участковая мед.сестра детской поликлиники, на прием пришла мама с ребенком 3-х месяцев. Со слов мамы у ребенка резко снижен аппетит, частые срыгивания, беспокойный сон, стул скудный через день. При осмотре ребенок вялый, адинамичный, отстает в психомоторном развитии, кожные покровы бледные, сухие, кожа легко собирается в складки, резко снижена эластичность и тургор, выраженная мышечная гипотония. Подкожно-жировая клетчатка уменьшена на животе и конечностям, ребенок на естественном вскармливании, но молока на кормление недостаточно. Родился с массой 3000, в настоящее время верит 4200 (дефицит массы 20%). Медицинский диагноз: гипотрофия II степени.

Задание:

1. Выявите приоритетные и потенциальные проблемы.

2.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 3. Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

4.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.125 (0.009 с.)