![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.3 Типы фразеологических единиц. Их использование в речи.
Задание 23 Исправьте речевые ошибки,связанные с употреблением фразеологическихоборотов и устойчивых словосочетаний.
1. Сейчас же спрячь язык за зубами! _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Ты что, первый раз с Луны свалился?______________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. А сейчас все пойдет по своим делам. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Я уйду, как француз, по–английски. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 6. Цыплят, как известно, считают по очереди. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 8. Музыка оказала сильное впечатление на всех._______________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетнойкомиссии.______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 11. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 12. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 13. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.______________________________________________ 14. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разберемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают._________ ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 18. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена. ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 21. У него всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 23. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах. _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 24. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая вверх, к лесам. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 25. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 26. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.______________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 28. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 30. Каждый из этих авторов внес бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства. _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Задание 24 Определите значение фразеологизмов.
Авгиевы конюшни -__________________________________________________________ Альфа и омега - ______________________________________________________________ Белые мухи -__________________________________________________________________ Буриданов осел –______________________________________________________________ Дурочка с переулочка –________________________________________________________ Желтая пресса-________________________________________________________________ Избиение младенцев-___________________________________________________________ Как выжатый лимон-__________________________________________________________ Как у дурака фантиков-________________________________________________________ Когда рак на горе свистнет-____________________________________________________ Конь не валялся______________________________________________________________ Крокодиловы слезы___________________________________________________________
Маменькин сынок____________________________________________________________ Махнуть рукой_______________________________________________________________ Медвежий угол_______________________________________________________________ На вес золота_________________________________________________________________ Наше вам с кисточкой_________________________________________________________ Не в моде_____________________________________________________________________ Ни рыба ни мясо______________________________________________________________
Перейти Рубикон_____________________________________________________________ Пожинать лавры_____________________________________________________________ Пускать пыль в глаза__________________________________________________________
Пятая колонна______________________________________________________ Сбиться с панталыку__________________________________________________________ Сизифов труд_________________________________________________________________ Сыграть в ящик______________________________________________________________ Тихой сапой__________________________________________________________________ Точка зрения_________________________________________________________________ Увы и ах_____________________________________________________________________ Золотая молодежь____________________________________________________________ Нить Ариадны_______________________________________________________________
Самостоятельная работа № 5. Составить конспект по теме: «Использование фразеологических единиц в речи».
Тема 3.4 Основные типы словарей
Задание 25 Допишите.
Словарь - ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Слово- ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Типы лингвистических словарей: 1__________________________________________________________________________ 2__________________________________________________________________________ 3__________________________________________________________________________ 4__________________________________________________________________________ 5__________________________________________________________________________ 6__________________________________________________________________________ 7__________________________________________________________________________ 8___________________________________________________________________ Орфографические словари – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Толковые словари – _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Этимологические словари - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Словари морфем - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Диалектические словари - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Словари жаргонной и арготической лексики - _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Раздел 4 Морфемика
Цель: формирование умений использовать стилистические возможности современногословообразования.
Студент должен знать способы словообразования,особенности словообразованияпрофессиональной лексики и терминов.
Студент должен уметь пользоваться нормами словообразования применительно кобщеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.
Тема 4.1 Способы словообразования
Задание 26 Допишите.
Способы образования слов: 1.________________________________________________________________________
1.1___________________________________________________________________________ а)____________________________________________________________________________ б)____________________________________________________________________________ в)____________________________________________________________________________ 1.2___________________________________________________________________________ 1.3___________________________________________________________________________ 1.4___________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________
Задание 27 Определите способ образования слов.Разберите слова по составу. Составьте словосочетания.
Машинист локомотива Автосцепка___________________________________________________________________
Агентство___________________________________________________________________ Вокзальный___________________________________________________________________ Горловина_____________________________________________________________________ Грузчик_______________________________________________________________________ Придорожный_________________________________________________________________ Контролер____________________________________________________________________
Моторвагон___________________________________________________________________ Молоток______________________________________________________________________ Мотовоз______________________________________________________________________ Околесица____________________________________________________________________ Паровоз______________________________________________________________________ Партнерский__________________________________________________________________ Перегон______________________________________________________________________ Пневмокран___________________________________________________________________ Поезд________________________________________________________________________ Полувагон_____________________________________________________________________ Проездной____________________________________________________________________ Тепловоз______________________________________________________________________ Электровоз___________________________________________________________________ Эшелонный ___________________________________________________________________
Сварщик: Ультрафиолетовое ___________________________________________________ Светофильтры________________________________________________________________ Загрязнение___________________________________________________________________ Вентиляция___________________________________________________________________ Использование_________________________________________________________________ Электрододержатель__________________________________________________________ Сварщик______________________________________________________________________ Кислородный__________________________________________________________________ Молоток______________________________________________________________________ Неразъемное__________________________________________________________________ Соединение ___________________________________________________________________ Местное______________________________________________________________________ Термомеханический __________________________________________________________ Сварка _______________________________________________________________________ Восстановительные ___________________________________________________________ Охлаждается_________________________________________________________________
Высокотемпературный _________________________________________________________ Газокислородным______________________________________________________________ Диффузионная ________________________________________________________________
Взрывоопасные_______________________________________________________________
Повар, кондитер
Аптечный_____________________________________________________________________ Бисквитчик___________________________________________________________________ Блюдо________________________________________________________________________ Брезирование__________________________________________________________________ Вермишелевый ________________________________________________________________ Запекание_____________________________________________________________________ Кондитер_____________________________________________________________________ Кулинария____________________________________________________________________ Малинник_____________________________________________________________________ Ореховый_____________________________________________________________________ Очистка______________________________________________________________________ Подберезовик__________________________________________________________________ Полуфабрикат________________________________________________________________ Приемка______________________________________________________________________ Просеивание__________________________________________________________________ Сахарница____________________________________________________________________ Сложнофигурные______________________________________________________________
Заготовки ___________________________________________________________________________ Сырье________________________________________________________________________
Формование___________________________________________________________________
Парикмахер Авангардный__________________________________________________________________
Брадобрей____________________________________________________________________ Визажист____________________________________________________________________ Гребенка_____________________________________________________________________ Демонстрация________________________________________________________________ Завивка_______________________________________________________________________ Имиджмейкер_________________________________________________________________
Искусственный________________________________________________________________ Квалификация_________________________________________________________________ Модельная____________________________________________________________________ Стрижка_____________________________________________________________________ Ножницы_____________________________________________________________________ Окрашивание__________________________________________________________________ Парфюмерия__________________________________________________________________ Профессиональный_____________________________________________________________ Расчесывание__________________________________________________________________ Рецептура____________________________________________________________________ Рисование_____________________________________________________________________ Салон________________________________________________________________________ Стилист_____________________________________________________________________ Стриженный__________________________________________________________________ Растворы_____________________________________________________________________ Укладка______________________________________________________________________
Электромонтер: Автовышка___________________________________________________________________
Арматура_____________________________________________________________________ Бесперебойный________________________________________________________________ Бурение______________________________________________________________________ Вышкомонтажник_____________________________________________________________ Кабель_______________________________________________________________________ Вышка_______________________________________________________________________ Генератор____________________________________________________________________ Демонтаж____________________________________________________________________ Дизелист_____________________________________________________________________ Квалифицированный____________________________________________________________ Машиностроительный_________________________________________________________ Оборудование_________________________________________________________________ Переподготовка_______________________________________________________________ Пневмоинструмент____________________________________________________________ Прокат_______________________________________________________________________ Распределительная_____________________________________________________________ Регулировка___________________________________________________________________ Ремонтники___________________________________________________________________ Стальной_____________________________________________________________________ Телеавтоматика______________________________________________________________
Задание 28 Образуйте от предложенных слов названия женщин.
Пловец_______________________________________________________________________ генерал_______________________________________________________________________
Рейган________________________________________________________________________ Буш__________________________________________________________________________ стюард_______________________________________________________________________ Таганрог______________________________________________________________________ Санкт-Петербург______________________________________________________________ мастер_______________________________________________________________________ музыкант____________________________________________________________________ инженер______________________________________________________________________ декан_________________________________________________________________________ прокурор______________________________________________________________________ риэлтер______________________________________________________________________\
Задание 29 Определите способ образования слов.Разберите слова по составу.
Породопогрузочный_________________________________________________________ белоснежный_______________________________________________________________ новостройка________________________________________________________________ пароходство________________________________________________________________ столетие___________________________________________________________________ коневодческий_______________________________________________________________ краснолицый________________________________________________________________ хлебосольство______________________________________________________________ кровоточить_______________________________________________________________ отсебятина________________________________________________________________ водопроводчик______________________________________________________________
стогометатель______________________________________________________ высокопроизводительный____________________________________________________ чернобурка_________________________________________________________________ домовладелица______________________________________________________________ законодательный____________________________________________________________ косогор____________________________________________________________________ железнодорожник___________________________________________________________ зернохранилище_____________________________________________________________ газоснабжение______________________________________________________________ кровопролитие______________________________________________________________
Тема 4.2 Словообразовательные нормы Задание 30 Образуйте названия жителей города.
Архангельск__________________________________________________________________ Владивосток_________________________________________________________________ Ижевск______________________________________________________________________ Иркутск_____________________________________________________________________ Киров_______________________________________________________________________ Кострома____________________________________________________________________ Кривой рог____________________________________________________________________ Курск________________________________________________________________________
Минводы______________________________________________________________________ Мурманск_____________________________________________________________________
Нижний Новгород______________________________________________________________ Омск_________________________________________________________________________ Пенза________________________________________________________________________ Псков_______________________________________________________________________
Смоленск_____________________________________________________________________
Тула__________________________________________________________________________
Задание 31 Образуйте форму женского рода.
армянин______________________________________________________________________ бразилец______________________________________________________________________
индиец________________________________________________________________________ казах_________________________________________________________________________ китаец_______________________________________________________________________ кореец________________________________________________________________________ малаец_______________________________________________________________________ поляк_________________________________________________________________________ португалец____________________________________________________________________ турок________________________________________________________________________ финн_________________________________________________________________________ черкес________________________________________________________________________ чех___________________________________________________________________________
Задание 32 Образуйте форму слова,обозначающего противоположный пол.
академик_____________________________________________________________________ аспирант_____________________________________________________________________ балерина______________________________________________________________________ барон________________________________________________________________________
генерал_______________________________________________________________________ директор_____________________________________________________________________ доктор_______________________________________________________________________ доцент_______________________________________________________________________ лаборант_____________________________________________________________________ поэт_________________________________________________________________________ продавец______________________________________________________________________ прфессор_____________________________________________________________________ секретарь_____________________________________________________________________ стюардесса___________________________________________________________________
Задание 33 Образуйте форму множественного числа родительного падежа.
ампер________________________________________________________________________ апельсин______________________________________________________________________ армяне_______________________________________________________________________ баклажаны___________________________________________________________________ башкиры______________________________________________________________________ ботинки______________________________________________________________________ буряты_______________________________________________________________________ валенки_______________________________________________________________________ гектары______________________________________________________________________ граммы_______________________________________________________________________ грузины_______________________________________________________________________ гусары________________________________________________________________________ дупла_________________________________________________________________________ кадеты_______________________________________________________________________
кареты_______________________________________________________________________ килограммы___________________________________________________________________ колени________________________________________________________________________ копья_________________________________________________________________________ кофейня______________________________________________________________________ кочерги_______________________________________________________________________ носки_________________________________________________________________________ осетины______________________________________________________________________ плечи_________________________________________________________________________ погоны_______________________________________________________________________ помидоры_____________________________________________________________________ туфли________________________________________________________________________ чулки_________________________________________________________________________
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.139.62 (0.215 с.) |