Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: познание как объект философского анализа
План: 1. Место теории познания в системе философского знания. Агностицизм и его формы. 2. Объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание. 3. Проблема истины в философии. Объективность и субъективность истины. 4. Критерии истины. Практика как цель познания.
1. Теория познания гносеология (греч. qnoses- знание) сформировалась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее разделов. Ø Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности постижения явлений и их сущности. Ø Теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Ø Знание сущности вещей позволяет человеку использовать их в соответствии со своими потребностями и интересами. Ø Познание является важнейшей составляющей человеческой деятельности Познание – это процесс получения субъектом новых сведений, нового знания об окружающей действительности Отражение объективной реальности - основополагающий принцип познания. На протяжении всей истории человеческой мысли философы вкладывали в понятие «познание» разное содержание. Основные различия теории познания отражает вторая сторона основного вопроса философии. В вопросе познаваемости мира можно выделить два основных направления: Агностицизм – мир непознаваем, наши познания о нем являются иллюзией. И.Кант «То, чем вещь является для нас и то, что она представляет сама по себе, принципиально различно». Одной из форм агностицизма является скептицизм – признает познаваемость мира, но выражает сомнение в достоверности знаний. Теория познания в современных условиях обращается к философскому наследию и учитывает, что познание есть процесс отражения. Концепция материализма признает познаваемость мира на основе отражения, как свойство высокоорганизованной материи. В познании различают два основных элемента: субъект (познающее) и объект (познаваемое). С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, объект без субъекта. 2. Объектом познания являются реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Субъектами познания являются сам человек и человечество в его историческом развитии.
Основные этапы познания 1. Чувственное познание – биологические свойства человеческого организма деятельность органов чувств, нервной системы и мозга. Формы чувственного познания. Ощущения – отражение в сознании отдельных качеств, свойств сторон, предметов или явлений (цвет, запах). Восприятие – дает целостный образ предмета или явления. Представление – способность сознания сохранять образ предмета даже тогда, когда его нет. 2. Рациональное познание – отражение внутренних сторон и свойств изучаемого объекта, позволяющее познавать его сущность. Формы рационального познания Понятие – отражение внутренних сторон и свойств объекта. Суждение - мысль, в которой, что - либо утверждается или отрицается об объекте. Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, в результате которой возникает новое суждение. Познание включает в себя единство чувственного рационального познания, т. е. познание внешних и внутренних сторон изучаемого объекта. Целью всякого познания является достижение истины. Понятие истины относится к одной из важнейших проблем мировоззрения. Оно находится в одром ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». 3. Истина – это соответствие знаний действительности. Это верное и правильное отражение действительности. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина субъективна – т. е. она не существует помимо человека. Истина объективна – истинное содержание человеческих представлений не зависит от самого человека. Таким образом, истина в субъекте, но, она же вне субъекта. Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина - это неполное знание о том же предмете. Противоположностью истины является ложь. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь формируется в процессе индивидуального развития человека.
Из факторов, толкающих человечество в сторону лжи, можно выделить общество и страсти (любовь). Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу к понятию «дезинформация».Ложь всегда осознанна, дезинформация может быть осознанной и неосознанной. Наряду с истиной существует заблуждение. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Это не преднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. 4. Проблема истины – это проблема отграничения ее от заблуждения, а она упирается в проблему критерия истины. Чем можно измерить истину? Критерием любой истины является практика. Практика – объективная, материальная деятельность человека, включающее знания и способное порождать новое знание. Формы практики 1. Материальное производство, преобразование природы. 2. Социальное действие – преобразование общественной жизни, изменение существующих социальных отношений. 3. Научный эксперимент – искусственное создание условий для исследования объектов. Практика и познание взаимосвязаны. Лекция №16
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.009 с.) |