Учение об универсальном эволюционизме. Н.Н. Моисеев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение об универсальном эволюционизме. Н.Н. Моисеев



По статье Моисеева Н.Н. Универсальный эволюционизм

(Позиция и следствия: Вопросы философии №3: 3-28; 1991

 

Концепция универсального эволюционизмадает целый ряд весьма ценных отправных соображений для решения самых серьезных современных проблем в отношениях Общества и Природы, включая формирование экологической культуры у подрастающего поколения и, в целом, в Обществе.

 

1) С позиции ведущих современных идей науки о системности и самоорганизации (синергетики) мира Вселенная есть взаимосвязанная совокупность всех ее составляющих, система, которая эволюционирует как единое целое, вкоторой все ее составляющие, включая Человечество, способны оказывать воздействие на развитие Целого.

  Человек в силу наличия Разума как способности предвидеть и оценивать результаты своих действий способен оказывать на развитие Вселенной целенаправленное влияние, в особенности на развитиенаиболее уязвимой для его воздействий системы "Биосфера-Человек",

 

2) Важнейшим свойством Вселенной-системы (неживой материи, живого вещества, общества) является чрезвычайная неустойчивость развития. Малые случайные флуктуации могут качественно изменить все детали протекающих процессов. И ни в какой момент времени равновесное состояние не может сохраниться гарантированно. (Огромное количество факторов существования системы постоянно балансирует на грани уязвимого резким воздействиям состояния! – сост.)

Любая возможность стабилизации, обеспечения согласованности развития общества с возможностями Биосферы, усиления желаемых тенденций и предотвращения возможных кризисов. представляется фактом чрезвычайной важности для судьбы человечества, шансом человечеству сохранить себя в Биосфере, а значит, и во Вселенной. Тот факт, что человечество способно осознать трагическую возможность своей гибели, может служить важнейшим источником энергии и целенаправленных усилий в отыскании дальнейших форм развития.

 

3) Фундаментальным свойством всей Природы, включая Общество, является ее цефализация (от греч. kephale — голова) - рост разнообразия и сложности существующих форм его организации. Это ярко мы видим на примере постоянного увеличения в процессе эволюции видового разнообразия живой Природы Биосферы. Поэтому с достаточно большой уверенностью можно ожидать, что в развитии общественных структур, в организации производственной деятельности, в духовной жизни и т.д. будет сохраняться тенденция к росту разнообразия.

Любая произвольная унификация производственных и социальных отношений, религиозной жизни, национальных традиций обречена на неудачу. Она будет вести к застою и деградации. Тенденция "цефализации" говорит нам о том, что и впредь национальная и культурная палитры мира сохранят свое многоцветие.

4) Природе свойственна также и противоположная цефализации тенденция – кооперативность, превращающая различные элементы в новую целостность. Об этом вновь свидетельствует вся Живая Природа и история ее развития от простых форм к сложным – от одноклеточных – к многоклеточным и т.д. В обществе проявления кооперативности также фундаментальны, и по мере развития цивилизации будут играть все большую роль в судьбах человечества.

 

Главной особенностью и ведущей общей проблемой современности является предотвращение экологической катастрофы, и если до сих нор экологические кризисы носили локальный характер и могли преодолеваться региональными или национальными средствами, то дальнейшее развитие потребует коллективных общепланетарных действий, то есть совершенно нового тина кооперации - коэволюции П рироды и Общества.

С позиций универсального эволюционизма для выживания человечества и обеспечения его развитияжелаемое общество ближайших десятилетийдолжно обладать следующими чертами:

1. Экологический императив. Развитие производительных сил должно происходить строго в рамках "запретной черты", это затрагивает не только целые страны и регионы, но и всю планету.

И здесь одна из труднейших проблем современности, ведь современная экономика преимущественно опирается на рынок. Но рынок слеп: он знает настоящее состояние общества, в какой-то степени может учитывать прошлый опыт, но абсолютно не способен предвидеть будущее, учитывать тенденции развития поэтому приводит к неизбежным кризисам.

Возникает необходимость целенаправленного вмешательства в производственную деятельность общепланетарного масштаба при одновременном существовании общепланетарного рынка. Невозможно регламентировать деятельность каждого предприятия, а тем более каждого члена общества, но найти способы, позволяющие реке эволюционного развития оставаться в своих берегах, человечеству необходимо. И люди должны знать их, знать пределы своих возможностей. В этом велика роль наук, прежде всего естественных. Именно им предстоит сказать о допустимых уровнях производства искусственной энергии, о допустимых нагрузках на Биосферу, о многом другом, что определяет запретную черту. Это задача для новых масштабных исследовательских программ

Граница "запретной черты" должна содержать бифуркационные (критические, выводящие систему из баланса – сост.) значения параметров Биосферы. Предстоит разработать специальные методы, позволяющие определять те величины нагрузок на биосферу, которые будут вызывать быстрые изменения значений ее параметров, выявления тех опасных зон, за которыми следует начало непредсказуемых и, как правило, необратимых изменений характеристик окружающей среды. Нам необходимо избегать любых бифуркационных состояний Биосферы.

Как бы ни трудны были подобные проблемы определения критических и допустимых параметров воздействия человека на Природу, для их решения вполне могут быть использованы уже имеющиеся средства, которые выработаны в естественных науках.

2. Нравственный императив. Экологический императив требует умения соразмерить потребности человечества с возможностями оскудевающей биосферы, и эти ограничения должны будут воспринять миллиарды людей. Необходимо, чтобы это знание сделалось достоянием не отдельных ученых или философов, а всех жителей планеты и определило появление новых нравственных принципов. Эти проблемы лежат уже в совершенно иной и гораздо более сложной - социальной сфере, и они неизмеримо труднее, ведь для их решения человечество пока еще не придумало средств.

Общество должно мобилизоваться и обеспечить такой уровень социальной защищенности человека, чтобы появилась возможность проявления интеллектуальных способностей отдельных личностей, способных к разработке принципиально новых технологий и взаимоотношений Человека и Природы, новой социальной организации и новых социальных изобретений.

 

Значит, общество должно быть предельно раскованным, не стесненным системой догм, открытым к любым новым идеям. В конечном счете, сейчас все зависит от общей культуры народа, от способности социума раскрыть потенциальные возможности к творчеству всех его граждан.

 

С древних времен известно, что свобода и равенство - понятия противоречивые. В разных условиях разные общества находили и будут находить свою меру компромисса. Сегодня речь идет о таком компромиссе, который обеспечивает выполнение первого свойства нового общества. Какими правовыми средствами и структурой собственности он будет обеспечен - сказать однозначно сейчас еще нельзя, но он должен снять социальную напряженность до такого уровня, на котором возможно полноценное использование таланта граждан для преодоления внешних трудностей общества.

 

В общественной сфере нам также следует избегать бифуркационных состояний, но их определение значительно сложнее. Любая быстрая перестройка всегда чревата непредсказуемыми следствиями. Общество плохо и болезненно адаптируется к изменениям экономическим, экологическим и особенно к социальным. Происходит снижение стабильности. И в этих условиях неизбежен рост влияния разнообразных плохо контролируемых факторов. Может стихийно вспыхнуть и в кратчайшие сроки разрастись революционный катаклизм. А в современных условиях народные революции столь же опасны, как и крупномасштабные войны.

Нравственный императив - это умение преодолевать международные, межнациональные, религиозные противоречия, умение находить разумные компромиссы, когда каждому выгодно поступиться частью собственных интересов во имя общества в целом. Необходимо прежде, чтобы каждый человек обрел ряд свойств, в известном смысле противоречащих человеческой "природе": он должен обрести представление об общепланетарной общности, он должен обрести новую культуру в своих взаимоотношениях с природой

 

Без "институтов согласия", которые станут способными формировать системы процедур для отыскания устойчивых компромиссов, человечеству в будущем не обойтись. Но эти институты согласия – уже высший уровень кооперативной организации общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.007 с.)