Технология изготовления девичьей повязки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология изготовления девичьей повязки



Из коллекции С. Глебушкина.

Повязка – «одном». Село Задушное Новосильского р-на

(ранее Новосильского уезда Тульской губернии). Начало XX в.

Из коллекции С. Глебушкина.

 

Девичья повязка - «одном» в виде пришитых друг к другу шёлковых лет и полосы красной хлопчатобумажной ткани с вышивкой разноцветными нитями мелкого геометрического орнамента в виде ромбов со звёздочками по центру. По центру повязки – разрез с розеткой из лент и белой пуговицей. По контуру повязки – жёлтая шёлковая мишурная тесьма, металлический мишурный и металлический галуны.

Повязка – «одном». Село Задушное Новосильского р-на

(ранее Новосильского уезда Тульской губернии). Начало XX в.

Из коллекции С. Глебушкина.

8. Костюм невесты. Село Задушное Новосильского р-на

(ранее Новосильского уезда Тульской губернии).

Из свободных источников.

 

        

9,10.  Повязка невесты. Село Задушное Новосильского р-на

(ранее Новосильского уезда Тульской губернии).

Из свободных источников.

Повязка. Новосильский уезд тульской губ.

Из свободных источников

 

 

Девичья повязка. Вид спереди.             13. Девичья повязка с платком. Вид спереди.

Д. Сухоголовище Новосильского у.              д. Сухоголовище Новосильского у.

                   Тульской губ.                                                          Тульской губ.

(ныне – Верховского р-на Орловской обл.) (ныне – Верховского р-на Орловской обл.)

     Фото Е. В. Удод. 2020 год                                  Фото Е. В. Удод. 2020 год

    

Девичья повязка с платком. Вид сбоку.  15. Девичья повязка с платком. Вид сзади.

     д. Сухоголовище Новосильского у.                  д. Сухоголовище Новосильского у.

               Тульской губ.                                                         Тульской губ.                                         

(ныне – Верховского р-на Орловской обл.)        (ныне – Верховского р-на Орловской обл.)

      Фото Е. В. Удод. 2020 год                                                    Фото Е. В. Удод. 2020 год

Девичья повязка. Вид сзади.

Д. Сухоголовище Новосильского уезда Тульской губернии

(ныне – Верховского р-на Орловской обл.)

Фото Е. В. Удод. 2020 год

Головной убор - девичья повязка принадлежал колхознице к/за «Красный пахарь», жительнице деревни Сухоголовище (Сухое Головищ), или Самодуровка Новосильского уезда Тульской губернии (ныне Верховского района Орловской области) Вепринцевой Евдокии Михайловне 1923 г.р.

Название деревни Сухоголовище (Сухое Головищ), или Самодуровка, происходит от народного географического термина. Головище означает вершина, исток реки, верховье оврага. Деревня находится на речке Пшевка, в её верховьях. А название Сухое означает пересохшую речку. Второе название характеризовало экспрессивный характер жителей. Согласно данным народной переписи, в деревня Сухое Головище значится как вновь поселённая из казаков села Шеино (в период с 1795 по 1811 гг.).

Из ревизских сказок 10 ревизии 1858 года в д.Сухое Головище Средненьского сельского общества Касаревской волости Новосильскаго уезда было всего 20 дворов.

В отчете новосильской уездной земской управы за 1893 год есть выразительная характеристика казенных крестьян: «они значительнее разнятся от бывших помещичьих крестьян говором, одеждой и некоторыми обычаями; особенно эта разница видна на женщинах…».

Известный русский языковед, специалист по истории русского языка, диалектологии великорусских наречий, Евгений Федорович Будде в 1898 году, года по поручению Академии Наук путешествовал по России, в том числе и Новосильскому уезду Тульской губернии с целью диалектологических исследований русских говоров. Он отметил, что здесь особенно интересны костюмы и обряды. Будде нигде не удалось повидать столько разных типов и костюмов, как в Новосильском уезде. Вот он как описывает: «… здесь имеется один тип панёвы из четырех «полотен» со вшивным «полотном» другого цвета спереди… Головные уборы замужних женщин в Новосильском уезде: там женщина носит сороку и опушины с кичкой…

В Новосильском уезде впервые узнал, что крестьяне вольных сел именуют себя казаками и казачками, чего я не встречал в других губерниях и не встретил и в Орловской».

Будде отмечал, что в целом южной части Тульской губернии (в т. ч. Новосильский уезд) присутствует больше южновеликорусский говор, который подвергся сильному влиянию других говоров.

Е. Ф. Будде и новосильский краевед, руководитель и основатель Новосильского краеведческого музея Василий Николаевич Глаголев (1874-1934) отмечали у новосильских казачек отличие от «барских» крестьянок, которые носили сарафаны, кокошник и повойник. Казачки носили расшитые рубашки, цветные шерстяные юбки-понёвы «с прошвою» и «коротейки». На головах у них были повязки, платки или «сороки», больше похожие на головной убор индейского вождя или хвост павлина: «… новосильские казачки «надевают коротейку только при доброй понёве с прошвою, то есть когда перед понёвы сделан из китайки и отворот понёвы подбит цветной материей». На головах девиц были повязки, а праздничным головным убором был нарядный платок или «сорока». Будде отмечал и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (особенно в селе в Вышняя Залегощь): надевать на ноги по два или три чулка, чтобы ноги казались толще.

Этнограф Николай Михайлович Могилянский, хранитель Санкт-Петербургского этнографического отдела Русского музея императора Александра III, в начале июня 1902 года поехал в этнографическую поездку по Тульской губернии. Из его отчёта: «…Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский «обряд» сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием..». «…Сороки отличаются поразительным разнообразием и варьируют не только от уезда к уезду, но иногда от волости к волости, от одной деревни к другой».

Головной убор - девичья повязка деревни Сухоголовище (Сухое Головищ), или Самодуровка Новосильского уезда Тульской губернии (ныне Верховского района Орловской области):

 

Девичья повязка.

Технология изготовления девичьей повязки

- головного убора новосильских казачек деревни Сухоголовище (Самодуровка) Новосильского уезда Тульской губернии

 (ныне – Верховского р-на Орловской обл.)

Веками на Руси весь женский наряд был «говорящим» и потому, чем была украшена голова женщины, можно было судить о ее месте жительства, роде занятий, происхождении и статусе.

Каждая губерния имела собственную моду и украшали головной убор по-особенному. По головному убору можно было узнать социальный статус его хозяйки. Более того, именно по головному убору можно было узнать идет ли по улице барышня или замужняя женщина. Головной убор также говорил и о достатке его владелицы. Это было видно потому как, в каких техниках и материалах был украшен головной убор русской красавицы.

Традиционный русский девичий костюм от костюма замужней женщины отличался головным убором. На Руси девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что позволяло видеть спускавшуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ красоты и невинности.

Повязка – девичий головной убор, один из старинных головных уборов девушек, известных еще в XVI—XVII веках, а возможно, и в Древней Руси. В качестве девичьего головного убора повязка была известна на всей территории расселения русского народа на всей территории расселения русского народа как в Европейской России, так и в Сибири.

Её конструктивный тип был одинаковый для всего этого пространства. Повязка представляла собой полосу ткани (шёлка, парчи, кумача, позумента) на подкладке из холста, набойки, ситца, шириной от 5 см до 20-25 см, длиной до 50 см. Повязка надевалась на темя или лоб, а затем завязывалась тесёмками под косой на затылке. Сзади к повязке пришивались две лопасти из шелка или парчи на подкладке или привязывались длинные разноцветные ленты, спускавшиеся по спине. Повязка редко делалась на твердой основе — картоне, бересте или проклеенном холсте. Обычно она мягко облегала голову.

Девичья повязка, столь широко распространившаяся по территории России, имела некоторые локальные разновидности, проявлявшиеся главным образом не столько в конструкции или манере ношения, сколько в украшениях.

В южных губерниях Европейской России повязка представляла собой более сложный вариант девичьего головного убора, чем повязка русского севера. В ее основе, так же как и на севере, лежала полоса ткани, завязывавшаяся на затылке и заканчивавшаяся разноцветными лентами, спускавшимися по спине. Она называлась во многих местах налобником и украшалась блестками, галуном, дутыми бусами, разноцветным бисером. К ней полагались дополнительные украшения, количество которых, их внешний вид, конструкция варьировались в зависимости от места бытования. Полная повязка, надевавшаяся по большим праздникам, должна была включать в себя несколько частей. Под налобник полагалось завязывать узкую полосу холста, украшенную по краю черной или красной бахромой с блестками на концах. Над ушами прикреплялись к налобнику четырехугольные пластинки из позумента на картоне. Под налобник, около висков, прикреплялись селезневые перышки или пучки черного конского волоса. Поверх налобника, но так, чтобы основная орнаментированная его часть была видна, завязывался шелковый платок, сложенный по диагонали в виде неширокой (около 5 см) ленты, концы которого завязывались на лбу или на затылке. Сзади и спереди головной убор украшался павлиньими, индюшачьими, петушиными перьями, искусственными цветами и т.д. Повязка могла украшаться бисерной бахромой.

Повязки были праздничными головными уборами. Их надевали в особо торжественные дни: на святочные вечеринки-игрища, на весенне-летние гулянья молодежи, в праздник Троицы. Кроме того, повязки были головными уборами невест, которые они надевали на девичник, на обряд расплетания косы. Во многих случаях невеста стояла в повязке под венцом.

Во второй половине XIX века повязка стала выходить из народного праздничного обихода, заменяясь другими головными уборами или, что особенно характерно для южных губерний Рос­сии, значительно упрощаясь.

В начале XX века она была в основном свадебным головным убором. Головной убор – повязку надевали на девушку в день, когда окончательно решался вопрос о ее свадьбе и она становилась невестой- «сговорёнкой». В нем она венчалась, а затем в течение первого года после свадьбы носила по праздникам поверх повойника. Головной убор был распространен в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях в XIX — начале XX века. Такие головные уборы были распространены еще в 20-е годы XX века. В некоторых районах, она была убором невесты еще в 50—60-е годы XX века.

Иногда, в первой половине XX века, повязку надевали поверх яркого платка (крестьянки использовали платок в качестве украшения праздничного костюма).

Во многих местностях к повязке использовали украшения (ушные, височные) – пушки. Пушками украшался головной убор просватанной девушки и молодой женщины (пришивались или прикреплялись петушиные, гусиные, индюшачьи перья).

Пушки - ушные украшения,изготовлялись из свалянного гусиного пуха. Они прикреплялись на ременной петле из нити на ухо или вдевались в мочку уха на проволочке в виде серьги. В некоторых районах пушки дополнялись подве­сками из бисера или красных полых бусин.

Иногда использовали для изготовления пушков использовали заячьи хвостики.

Пушки служили украшением девочек, девушек и молодых женщин до рождения первого ребен­ка на территории всех южнорусских губерний до 30-х годов XX века.

В Новосильском уезде Тульской губернии девичьи головные уборы – повязки были уникальны, как ни в каком другом уезде и разнообразны: в каждом селе, деревне были свои особенности. Внешне они отдалённо напоминали головной убор индейцев.

 

     1.Девичья повязка. Новосильский уезд 2. Девичий костюм. Новосильский уезд

                         Тульской губ.                                                Тульской губ.

        Из частной коллекции А. Н. Ерёменко.  Из частной коллекции А. Н. Ерёменко.

             с. Каменка. Фото А. Ерёменко 2019 г.     с. Каменка. Фото А. Ерёменко 2018 г.  

 

 

   

3,4. Девичья повязка. Новосильский уезд тульской губ.

(из частной коллекции А. Н. Ерёменко. с. Каменка). Фото А. Ерёменко. 2018 г.  

 

5. Девичий костюм. Село Задушное Новосильского р-на

(ранее Новосильского уезда Тульской губернии). Начало XX в.

Из коллекции С. Глебушкина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.61.12 (0.026 с.)