Іі. Актуализация опорных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Іі. Актуализация опорных знаний



КАРТА ЗАНЯТИЯ № 7

Учебный предмет: Биология

Тема: Основы генетики. Законы Менделя.

Цели занятия:

образовательные: сформировать представления о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Г.Менделя, закрепить знания основных терминов и символики генетики.

развивающие: развивать через поэтапную работу мыслительную деятельность обучающихся и навыки работы с генетической символикой.

воспитательные: воспитывать интерес к получению генетических знаний.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления

Вид занятия: лекция с элементами презентации

Форма организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная.
План занятия:

1. Генетика-наука о наследственности и изменчивости.

2.Моногибридное и дигибридное скрещивание.

3.Решение задач.

Оснащение: Проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Литература:

Основные источники:

1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс]

Дополнительные источники:

  1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014

2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с

3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс»,

5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с

6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с

7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с

8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с

9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002

10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с

11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с

12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с

Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

Интернет-источники:

1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета).

5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова).

9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

Преподаватель Корниенко Т.В.

Тема: Основы генетики. Законы Менделя.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Тестовая работа по теме   «Митоз. Мейоз»(Приложение 1)

Гаметы: А,а А,а

F2   - АА, Аа, Аа, аа

 по Ф- 3:1 или 75%: 25%;

 по Г – 1АА: 2Аа:1 аа или 25%:50%:25%

 

Алгоритм действий:
1) Сначала запишем кратко условие задачи.

Дано:

А – ген, отвечающий за желтый цвет
а – ген, отвечающий за зеленый цвет
аа
АА

Определить генотип F1,2 -?

2) Справа от условия задачи запишем генотипы родителей.

По условию задачи оба родителя гомозиготны, один по рецессивному признаку, другой –по доминантному.

Р: х аа

Зная генотипы родителей, можно определить, какие типы гамет у них образуются.

3) Разводим на гаметы:

· у матери образуются гаметы типа – А,

· у отца – типа – а.

При записи гамет необходимо помнить:

· каждая гамета получает гаплоидный (одинарный) набор хромосом (генов)

· все гены лежат в гаметах

· в каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары, т.е. только один ген из каждой аллели

· потомок F получает одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) от отца, а другой от матери

 

4) Производим скрещивание

Мы не знаем, какая яйцеклетка сольется со сперматозоидом при оплодотворении, но так как женская особь образует только гаметы типа А, мужская – гаметы типа а, поэтому при их слиянии в любом случае образуется гетерозиготная особь по данному признаку, ее генотип - Аа

5) Записываем результат скрещивания

F1   - Аа, т.е. гибриды первого поколения F1   единообразны как по генотипу, так и по фенотипу- все растения в первом поколении имеют желтые семена. Ф-100%; Г -Аа -100%

Это 1 закон Менделя- «закон доминирования, или единообразия гибридов 1 поколения»- при моногибридном скрещивании гомозиготных особей гибриды первого поколения единообразны как по фенотипу, так и по генотипу

6) Для того, чтобы найти F2, нужно скрестить между собой гибриды первого поколения

F2 = F1 X F1

 Р 1 Aa х Аа

7) Разводим на гаметы:

Так как обе особи гетерозиготы, у них образуются два типа гамет – А, а

 8) Производим скрещивание всех гамет в следующей очередности:

· женская гамета, содержащая ген желтого цвета А, сливается по очереди со сперматозоидом, содержащим тоже А, образуется гомозиготная особь АА;

 затем со сперматозоидом, содержащим ген зеленого цвета - а - образуется гетерозиготная особь –Аа;

 

· женская гамета, содержащая ген зеленого цвета- а, сливается по очереди со сперматозоидом, содержащим ген желтого цвета - А, образуется гетерозиготная особь Аа;

 затем со сперматозоидом, содержащим ген зеленого цвета а - образуется гомозиготная особь –аа;

9) Записываем результат.

В результате этого скрещивания образуются гибриды второго поколения со следующим генотипом F2   - АА, Аа, Аа, аа

  т.е. во 2 поколении произошло расщепление:

 по Ф- 3:1 (3- желтый цвет, 1- зеленый цвет) или 75%: 25%;

 по Г – 1АА:2Аа:1 аа или 25%:50%:25%

Это 2 закон Менделя- «закон расщепления»- при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление признаков в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 – по генотипу

Дигибридное скрещивание

VI.Закрепление

Задание «Найди пару»

1. Ген А. совокупность внешних и внутренних признаков организма
2. Изменчивость Б. гибридологический
3. Генотип В. способность организма изменяться
4. Основной метод генетики Г. различные формы одного и того же гена
5. Аллель Д. совокупность всех генов организма
6. Наследственность Е. способность организма сохранять признаки в ряду поколений
7. Фенотип Ж. участок молекулы ДНК, определяющий признак организма

VIII.Рефлексия

Обучающиеся заполняют небольшие таблички:

Удовлетворённость собственной учебной деятельностью (+; -)

Понял или не понял материал занятия (+; -)

IX. Домашнее задание: О.1 читать §18-20 ответить на вопросы.

Составить синквейн по теме «Генетика»

Пример 1

1. генетика 2.наследственность, изменчивость 3. изучает, выявляет, открывает 4.генетика - настоящее и будущее человечества 5. ближайшее родство

Пример 2

Интересная, прогрессивная. Развивается, открывает, выявляет. Изучает наследственность и изменчивость.

 

Приложение 1

Тестовая работа по теме «Митоз. Мейоз»

Вариант №1.

Вариант №2.

КАРТА ЗАНЯТИЯ № 7

Учебный предмет: Биология

Тема: Основы генетики. Законы Менделя.

Цели занятия:

образовательные: сформировать представления о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Г.Менделя, закрепить знания основных терминов и символики генетики.

развивающие: развивать через поэтапную работу мыслительную деятельность обучающихся и навыки работы с генетической символикой.

воспитательные: воспитывать интерес к получению генетических знаний.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления

Вид занятия: лекция с элементами презентации

Форма организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная.
План занятия:

1. Генетика-наука о наследственности и изменчивости.

2.Моногибридное и дигибридное скрещивание.

3.Решение задач.

Оснащение: Проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Литература:

Основные источники:

1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс]

Дополнительные источники:

  1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014

2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с

3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс»,

5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с

6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с

7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с

8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с

9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002

10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с

11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с

12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с

Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

Интернет-источники:

1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета).

5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова).

9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

Преподаватель Корниенко Т.В.

Тема: Основы генетики. Законы Менделя.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Тестовая работа по теме   «Митоз. Мейоз»(Приложение 1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.14.53 (0.053 с.)