Практические методы обучения, применяемые по предмету «Окружающий мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические методы обучения, применяемые по предмету «Окружающий мир»



Практические методы обучения — это методы по взаимодействиюслова,наглядностиипрактическойра-



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

боты учащихся. В изучении курса «Окружающиймир» можновыделитьследующиепрактическиеметодыобу- чения:проведениелабораторныхопытовсамимиучени- ками,наблюдениезаобъектамиприроды,практическую работу,самостоятельнуюработу.Практическаяработа бывает:спредметамиприроды,приборами,планом,гео- графическойкартой,вуголкеживойприроды,нагеогра- фической площадке, пришкольном участке, на местности. Источникомзнанийприпрактическихметодахобучения являютсяпрактическаяработа,наблюдение.Деятель- ностьучителязаключаетсявинструктаже,учащихся— вработе.Практическиеметодыобученияотличаютсяот наглядныхметодов.Применениенаглядныхметодовобу- чения предусматривает рассмотрение объектов, их показ. Припрактическихметодахобученияшкольникисами, наблюдая,выполняютработу.Результатработыотлича- етпрактическиеметодыотнаглядныхметодовобучения. Ученикидолжнызафиксироватьеговвидекраткойза- писи,рисунка,схемы,заполнитьтаблицу.Наблюдение являетсяметодомизученияприродыиметодомобучения естествознанию.

Наблюдение как метод обучения позволяет:

— сформировать научные знания о природе, доступные пониманию младшимишкольниками;

— раскрытьвзаимосвязи,существующиевприроде,спо- собствует экологическому образованиюучащихся;

— показатьположительнуюиотрицательнуюдеятель- ностьчеловекавприродеинаосновеэтогосделатьправиль- нуюоценку;

— развить, при систематическом применении,наблюда- тельность как свойство личности — способность подмечать наиболеетонкие,существенныепризнакивобъектах,явле- ниях окружающейдействительности;

— показатькрасотуприроды,чтоимеетзначениедля эстетического и экологического воспитания младших школьников;

— сформироватьуучащихсяумениенаблюдатьзаобъ- ектамиприроды.Применяетсяметоднаблюдениявходесо- вместной деятельности учителя иучащихся.

Рассмотримэтапынаблюдения,ониприведенывтаблице

«Этапы наблюдения».



5.4. Практические методы обучения, применяемые по предмету «Окружающий мир»

Таблица

Этапы наблюдения

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Сообщение цели, задач наблюде- ния, выбор объектов окружающе- го мира, выделение существен- ных признаков в них 1. Восприятие объектов природы. При- нятие учебной задачи учащимися (понимание того, что нужно  делать и как)
2. Разработка заданий на наблюде- ние за объектами окружающего мира, включающих последова- тельность действий 2. Осмысление работы. Выполнение заданий на наблюдение за объекта- ми окружающего мира, включающих рассмотрение их, выделение су- щественных признаков, сравнение, обобщение
3. Подведение учащихся к выводам. Постановка вопросов 3. Обобщение результатов наблюде- ния. Выводы
4. Предложение форм фиксации ре- зультатов наблюдений 4. Фиксация результатов наблюдений в рабочих тетрадях в виде схем, та- блиц, рисунков, краткойзаписи
5. Контроль и проверка результатов наблюдений за объектами окру- жающего мира у учащихся 5. Самоконтроль и самопроверка ре- зультатов наблюдений

Входенаблюденийзаприродойучащиесяовладевают умениями:распознаватьобъекты,выявлятьихпризнаки, пользоватьсяприборами,ухаживатьзарастениямиижи- вотными,фиксироватьрезультатынаблюдений.Врезуль- тате систематических наблюдений у младших школьников формируетсяумениенаблюдать.Оноотноситсякобщим учебным умениям, является метапредметным результатом. Особаярольвовладенииимотводитсяпредмету«Окружаю- щиймир»,посколькувнемпредставленаобразовательная область«Естествознание»(«Человекиприрода»),младшие школьникипознаютприроду.Наблюдение—являетсяна- учным методом познания природы, методомисследования. Вформированиибиологическихзнаний,используетсяна- блюдение, эксперимент, практическая работа, например по выращиванию растений, описанию объектов природы по заданиям с использованием гербария, коллекцийсемян,



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

плодов.Методнаблюденийсвязанспроведениемопытов и практических работ. Они способствуют формированию умладшихшкольниковумениянаблюдать.

Формированиеумладшихшкольниковумениянаблю- дать в природе обеспечивают следующие педагогические условия:

— принятиеучебнойзадачиучеником(желаниевыпол- нятьзадания,пониманиетого,чтонужноделатьикак);

— направление восприятия учащихся на узнаваниеобъ- ектовприроды;

— выполнение учащимися заданий на наблюдение (рас- смотрение объектов, выделение учащимися главных, суще- ственных признаков, выполнение в определенной последо- вательностиопераций,изкоторыхскладываютсяучебные действия);

— выбор учащимися способа фиксации результатов на- блюдений;

— самоконтроль и самопроверка учащимисярезультатов выполнениязаданийнанаблюдениезаобъектамиприроды;

— руководство учителем за организацией наблюдений учащихся(постановкацелей,задач,объяснениеипоказспо- собов действий, направленных на рассмотрение объектов, выделение в них существенных признаков, выполнение за- данийнанаблюдение,выборспособафиксациинаблюдений, контрольипроверкарезультатоввыполнениязаданий).

Успешностьвусвоенииумениянаблюдатьопределяет- сяучебнымматериаломииндивидуальнымипсихологиче- скимиособенностямиусвоениямладшимишкольниками учебныхдействий.Восновеформированияумениялежат учебныедействия,которымиученикидолжныовладеть привыполнениизаданийвходепрактическихилисамосто- ятельныхработприизучениикурса«Окружающиймир». В задания на наблюдения следует включать последователь- ность учебных действий, продумать логические приемыоб- учения, активизирующие познавательную деятельность, такие как:

— найдите объект (предложить гербарий,коллекции);

— рассмотритеобъекты(учительуказываетучащимся объекты, признаки в объектахприроды);

— сравнитеобъекты(выделитьпризнакидлясопоставле- ния, определить различия и сходства, сделатьвыводы);



5.4. Практические методы обучения, применяемые по предмету «Окружающий мир»

—составьтесхему,таблицу,сделайтерисунок,краткую запись (фиксация результатовнаблюдений).

Пример задания на наблюдение за объектами природы (2 класс).

1. Соберитеопавшиелистьялипыиберезы.Рассмотритеих.Найдите улистьевсреднююжилку.Сложителистлипыпосреднейжилкена двечасти,затемлистберезы.

2. Одинаковылидвеполовинкилистаулипыиберезы?Сравнители- стья. Сделайтевывод.

3. Ккакойгрупперастенийпоособенностямвнешнегостроенияли- стьевможноотнестилипуиберезу?

3.Доманарисуйтелистьялипыиберезытакими,какимивыихвиде- линаэкскурсии.

 

Лабораторныйопыт—сложныйвиддеятельности,где моторныедействиясочетаютсясумственными. Онпо- зволяетзакороткийпромежутоквременирассмотретьпро- цессы, явления, происходящие в природе, раскрыть связи, существующиевней.Дляпроведениялабораторныхопытов должныбытькарточки-инструкции,вкоторыхвыделенпо- рядокработы.Вопросывнихнедолжныбытьподсказыва- ющими,анацеленынанаблюдение.Можнопереддемон- страциейопытовпоставитьпередученикамипроблемную ситуацию.Вучебникахпопредмету«Окружающиймир» имеютсяиллюстрации,заданиякпроведениюопытов.Ре- зультаты наблюдений в ходе лабораторных опытовучащие- сядолжнызаписатьврабочихтетрадях.

Требования к проведению лабораторных опытов:

1. Подобрать оборудование копыту.

2. Проверитькачествоиколичествовеществ.

3. Проделатьопытучителемдоурока.

4. Разложить весь раздаточный материл из расчетакаж- домуученику.

5. Разработать карточки-инструкции (памятки) к прове- дениюопытаилинайтиихвучебникеипродуматьработу снимивходепроведениялабораторногоопытанауроке.

6. Продумать запись результатов наблюдений в рабочих тетрадях.

7. Организовать проверку результатов наблюдений, сде- ланными,учащимися.

Требования к проведению практических работ:

1. Постановкацелейизадачработы.Принятиеучебной задачиучащимися.



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

2. Выбор формы учебной работы учащихся (парная,зве- ньевая,фронтальная).

3. Подбор учащимся заданий на наблюдение за объекта- миприроды.

4. Последовательноевыполнениеучащимисяэтапов практическойработы.

5. Оказаниепомощиучащимсявходеработы.

6. Записьрезультатовнаблюденийврабочихтетрадях.

7. Контрольипроверкауучащихсярезультатоввыпол- нениязаданийнанаблюдениезаобъектамиприроды.

Примеркарточки-инструкциикпроведениюпрактическойработы втеме:«Размножениеиразвитиерастений».

1. Какие условия необходимы, чтобы семя проросло?Напишите. 1),2    ,3    .

2. Какиеорганыимеетвзрослоерастение?Напишите.

1         ,2            ,3        ,4         ,5         .

3. Рассмотритепроросшеесемяфасоли.Найдитезародышсемени. Рассмотритечастизародышасемени:

1) корешок; 2) стебелек; 3) почка с листочками.

4. Какиеорганырастенияобразуютсяизчастейзародышасемени? Напишите. Соединителиниями.

Части зародыша семени Органы растения
1). 1).
2). 2).
3). 3).
4).  
5).  

5. Какиеорганыестьувзрослогорастенияиотсутствуютузародыша семени?Напишите.

Увзрослогорастенияесть               ,             ,аузародышасе-мени ониотсутствуют.

 

Курокупопредмету«Окружающиймир»ученикигото- вятраздаточныйматериал,проросшиесеменафасоли.Учи- тельможетпоставитьопытвместесученикамиза10дней дотемыурока,организоватьнаблюдениезапрорастанием семян,определитьусловия(воздух,вода,тепло),необходи- мыедляпрорастаниясемян.Наглядныйматериалможно использоватькакраздаточныйнаурокеприорганизации практическойработы«Развитиерастенияизсемени».Уче-


5.4.
Практическиеметодыобучения,применяемыепопредмету«Окружающиймир»

ники рассматривают проросшие семена фасоли, поэтапно работаютскарточкой-инструкцией(спомощьюлупына- ходятзародышевыйстебелек).Вучебникенаиллюстрации необходиморассмотретьвзрослоерастение,какиеорганы оноимеет,сравнитьихспроросшимисеменамифасоли.На- блюденияшкольникизаписываютпоходувыполненияза- даний.Можнофиксироватьихвконцевыполненияпракти- ческойработы.

Демонстрация лабораторных опытов учащимися, прак- тическаяработанаучебно-опытномучастке,уголкежи- вой природы, работа по определению и описаниюобъектов природы способствуют формированию природоведческих знанийумладшихшкольников.Практическиеметодыоб- учения(наблюдение,лабораторныйопыт,практическаяра- бота)применяютсянаурокесцельюизученияновогомате- риала,анезакрепленияизученного,проводитьихпослеэта- паурока«изучениеновогоматериала»нельзя,онидолжны быть одними из условий поиска информации, давать ответ напоставленныепроблемы,познавательныезадачи,откры- ватьзнанияучащимся.Важностьихзаключаетсявтом,что они знакомят младших школьников со способамиизучения природы,приобщаюткметодамисследования.

Выборметодовобучениявизучениитойилиинойтемы курса«Окружающиймир»зависитотнауки,котораяна- шлаотражениевсодержанииобразования.Географические знаниявключаютпрактическуюработусглобусом,физиче- ской картой, термометром, компасом. Выбор методаобуче- ниязависитотвозрастныхособенностеймладшихшколь- ников.Ученикиданноговозрастанемогутдлительнососре- доточитьсвоевниманиенаоднойдеятельности,внимание их неустойчивое, поэтому необходимо на уроке чередовать различные приемы и методыобучения.

Активизировать познавательную деятельность младших школьников помогают логические задачи, игровые элемен- ты,средстванаглядности,элементызанимательности,за- даниянарешениепроблемныхситуаций.Рассказдолжен бытьнепродолжительным.Практическиеметодыобуче- ния,особеннопрактическаяработа,лабораторныйопыт, а также самостоятельная работа требуют большихумствен-ныхифизическихусилий,поэтомупередихпроведением ипосленеобходимыфизкультминутки.Наурокеследует



Глава 5. Методы обучения в изучении курса «Окружающий мир»

чередоватьметодыобучения,атакжеприменятьихком- плексно. Достижению задач обучения, развития ивоспита- ниямладшихшкольниковчерезсодержаниекурса«Окру- жающиймир»способствуютнетолькосредстваобучения, ноиформы,методы,приемыобучения.Основнымимето- дами обучения при изучении окружающего мира являются практические,посколькусоздаютусловия,позволяющие ставитьучащихсявпроцессеобучениявситуациюсубъекта деятельности. Ученики являются активными участниками впознанииприроды,ихдеятельностьсвязанасорганизаци- ей наблюдений, проведением опытов, практических работ, экспериментирования, самостоятельнойработы.

Несмотрянато,чтопрактическиеметодыобученияяв- ляютсяведущими,онисочетаютсясословесными,нагляд- ными.Передпроведениемпрактическойисамостоятель- нойработыучительдолженрассмотретьсученикамиил- люстрациивучебнике,накоторыхизображеныобъекты природы,провестибеседупоним.Этопомогаетмладшим школьникам узнать многообразие живых организмов, рас- ширитьпредставленияобокружающеммире.Затемпред- ложитьшкольникамвыполнитьсамостоятельнозадания врабочихтетрадях,т.е.организоватьпродуктивнуюдея- тельность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.018 с.)