Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устные традиции и устные выдумки. 1 Engel Tulving, “Episodic and Semantic Memory,” in Organization of Memory , ed
1 Engel Tulving, “Episodic and Semantic Memory,” in Organization of Memory, ed. E.Tulving & W.Donaldson (New York: Academic Press, 1972), pp. 381–403. 2 См. главу 4. 3 Говоря об ошибочных воспоминаниях, исследователи часто используют термины «ложная» и «искаженная» память как взаимозаменяемые: идет ли речь о личном прошлом (эпизодной памяти) или фактической информации о мире (семантической памяти). Некоторые называют последний вид искаженной памяти «ошибкой». Но эти терминологические нюансы несущественны для аргументации в моей книге. Далее я буду использовать понятия «ложная» и «искаженная» память как синонимы. 4 Reza Aslan, Zealot: The Life and Times of Jesus of Nazareth (New York: Random House, 2013). 5 Bill O’Reilly&Martin Dugard, Killing Jesus: A History (New York: Henry Holt, 2013). 6 См. рецензию Кандиды Мосс (Candida Moss) в The Daily Beast: http://www.thedailybeast.com/articles/2013/09/27/the‑gospel‑according‑to‑bill‑o‑reilly‑s‑new‑book‑killing‑jesus.html. 7 Относительно Иисуса как противника обогащения см., например, John Dominic Crossan, The Historical Jesus: The Life of a Mediterranean Jewish Peasant (San Francisco: HarperSanFrancisco, 1991); Richard Horsley, Jesus and the Spiral of Violence: Popular Jewish Resistance in Roman Palestine (Minneapolis: Fortress, 1993). 8 См. работу, которая заслуженно стала современной классикой: Elisabeth Schüssler‑Fiorenza, In Memory of Her: Feminist Theological Reconstruction of Christian Origins (New York: Crossroad, 1994). 9 См. Bart D.Ehrman, Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium (New York: Oxford University Press, 1993); Dale Allison, The Historical Jesus: Millenarian Prophet (Minneapolis: Fortress, 1998). 10 Однако важно помнить: авторы научных реконструкций не бессознательно вспоминают Иисуса, а критически пытаются установить его слова и дела, основываясь на существующих данных. Относительно взаимосвязи истории и памяти см. также далее, главу 7. 11 Деяния Петра и все другие апокрифические эпизоды из жизни апостолов, которые я упоминаю здесь, см. в: William Schneemelcher, New Testament Apocrypha, vol. 2; Louisville, KY: Westminster/John Knox, 1992. Цитаты даны. 12 См. перевод всех этих «Евангелий от Пилата» в: Bart D.Ehrman&Zlatko Pleše, The Other Gospels: Accounts of Jesus from Outside the New Testament (New York: Oxford University Press, 2014). 13 Все евангелия, о которых идет речь в данном разделе, см. в: Ehrman&Pleše, The Other Gospels. 14 Пс 148:7, как он цитируется в Евангелии от Псевдо‑Матфея, главе 18. 15 По‑моему, за ответом далеко ходить не надо. Подобно 97% жителей Палестины (см. главу 2), Иисус не умел писать. 16 О том, почему ученые считают данный отрывок поздней вставкой в Евангелие от Иоанна, не принадлежащей перу его автора, см. мою книгу: Bart D.Ehrman, Misquoting Jesus: The Story Behind Who Changed the Bible and Why (San Francisco: HarperOne, 2005), pp. 63–65.
17 Один из текстов в этом собрании явно не христианский: это фрагмент из «Государства» Платона. 18 Одна из новейших и наиболее компетентных работ о гностиках: David Brakke, The Gnostics: Myth, Ritual, and Diversity in Early Christianity (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2010). Английский перевод важнейших гностических текстов см. в: Marvin Meyer, ed., The Nag Hammadi Scriptures (San Francisco: HarperOne, 2007). Обсуждение и объяснение этих многообразных текстов см. в: Nicola Denzey Lewis, Introduction to “Gnosticism”: Ancient Voices, Christian Worlds (New York: Oxford University Press, 2013).
История инвенции
1 Подразумевается искаженная эпизодная память. Искаженная семантическая память – это неправильное воспоминание об информации о мире. См. прим. 3 к главе 1. 2 Daniel J.Simons&Christopher F.Chambris, “Gorillas in Our Midst: Sustained Inattentional Blindness for Dynamic Events,” Perception 28 (1999), 1059–1074. Более доступную и популярную версию этой статьи см. в их книге: The Invisible Gorilla: How Our Memory Deceives Us (New York: Crown, 2009). 3 “Gorillas in Our Midst,” 1059. 4 См. английский перевод в: Reimarus: Fragments, ed. Charles H.Talbert (London: SCM Press, 1970. Впоследствии эта книга была переиздана в другом издательстве, Wipf and Stock Publishers (Eugene, OR). 5 Цит. по: Talbert, ed., Reimarus: Fragments, p. 1. 6 См. примеры в главе 1. 7 Я не буду здесь подробно описывать нестыковки и противоречия Нового Завета, ибо касался этой темы в своей книге: Jesus Interrupted: Revealing the Hidden Contradictions of the Bible (and Why We Don’t Know About Them) (New York: Oxford University Press, 2009). 8 Есть несколько превосходных вводных книг по истории библеистики в XIX веке. Например, доступным для неспециалистов языком написана следующая: Stephen Neil, The New Testament 1861–1961 (London: Oxford University Press, 1972). Впоследствии был опубликован переработанный вариант: N.T.Wright, The New Testament 1861–1986 (New York: Oxford University Press, 1988). Более детальное описание см. в: Georg Kümmel, The New Testament: A History of the Investigation of Its Problems (Nashville: Abingdon, 1972). Самое последнее глубокое исследование: William Baird, History of New Testament Research, vol. 2, From Jonathan Edwards to Rudolf Bultmann (Minneapolis: Fortress, 2003). 9 См. прим. 7 к этой главе. 10 Краткий список аргументов в пользу того, что Евангелие от Марка – самое раннее из евангелий, см. в моем учебнике: Bart D.Ehrman, The New Testament: A Historical Introduction to the Early Christian Writings, 5th ed. (New York: Oxford University Press, 2012). 106–109. 11 Блестящий анализ этих жизнеописаний Иисуса, составленных в XIX веке, дал в своей классической работе Альберт Швейцер: Albert Schweitzer, Von Reimarus zu Wrede (1906). Ее перевод на английский язык издавался неоднократно, например: The Quest of the Historical Jesus (Minneapolis: Fortress, 2001).
12 Английский перевод книги Вреде, опубликованной в 1901 году на немецком языке, см. в: William Wrede, The Messianic Secret, tr. J.C.Greig (Cambridge: James Clarke, 1971). 13 Об образе Иисуса в Евангелии от Марка см. подробнее в главе 6. 14 Книга Шмидта не переводилась на английский язык: Karl Ludwig Schmidt, Der Rahmen der Geschichte Jesu (Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1919). Две другие классические работы по критике форм существуют и в английском переводе: Martin Dibelius, From Tradition to Gospel (New York: Scribner, 1965 [немецкий оригинал, 1919]); Rudolf Bultmann, History of the Synoptic Tradition (New York: Harper&Row, 1963 [немецкий оригинал, 1921]). 15 Компетентное обсуждение критики форм см. в книге: Edgar McKnight, What Is Form Criticism? (Philadelphia: Fortress, 1969). 16 Конечно, не исключено, что евангелисты имели доступ к письменным источникам, недоступным нам (см. свидетельство Луки: Лк 1:1–4). Но в конечном счете даже эти источники должны были основываться на устных преданиях, которые передавались месяцами (а скорее всего, десятилетиями). А за вычетом Пролога к Евангелию от Луки, у нас нет надежных указаний на то, что другие евангелисты пользовались письменными текстами. Относительно источника Q мы еще поговорим в этой главе. 17 См. предыдущее примечание. 18 Birger Gerhardsson, Memory and Manuscript: Oral Tradition and Written Transmission in Rabbinic Judaism and Early Christianity (2nd ed.; Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1998; первое издание – 1961). 19 Эти священные тексты были написаны столетия спустя. Подробнее о них мы скажем чуть ниже. 20 Memory and Manuscript, p. 133. 21 См. E.P.Sanders&Margaret Davies, Studying the Synoptic Gospels (Philadelphia: Trinity Press International, 1989), pp. 129–132. 22 James D.G.Dunn, Jesus Remembered (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2003), pp. 203–209. 23 Например, Kenneth Bailey, Poet & Peasant and Through Peasant Eyes: Combined Edition (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1976, 1980, 1983); Jesus Through Middle Eastern Eyes (Downers Grove, IL: Intervarsity Press, 2008). 24 Kenneth Bailey, “Informal Controlled Oral Tradition and the Synoptic Gospels,” Asia Journal of Theology 5 (1991): 34–54. 25 “Informal Controlled Oral Tradition,” p. 54. 26 О Коринфской церкви и отношениях Павла с ней см. мой учебник: Bart D.Ehrman, The New Testament, pp. 340–354. 27 Павел пишет, что впоследствии он встречался с другими апостолами, включая Иоанна, в Иерусалиме (Гал 2:9). 28 См. Rebecca G.Thompson, “Collaborative and Social Remembering,” глава 9, в книге: Gillian Cohen&Martin Conway, Memory in the Real World (3rd ed.; New York: Psychology Press, 2008). 29 William Hirst, Alexandrau Cuc, & Dana Wold, “Of Sins&Virtues: Memory&Collective Identity,” in Dorthe Bernstein&David C.Ru‑bin, Understanding Autobiographical Memory: Theories and Approaches (Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2012), p. 148. 30 Micah Edelson, Tali Sharot, Raymond J.Dolan,&Yadin Dudai, “Following the crowd: Brain Substrates of Long‑Term Memory Conformity,” Science 333 (2011): 108–111. 31 Ted Weeden, “Kenneth Bailey’s Theory of Oral Tradition: A Theory Contested by its Evidence”, Journal for the Study of the Historical Jesus 7 (2009): 3–43. 32 Weeden, “Kenneth Bailey’s Theory of Oral Tradition,” pp. 10 и 12. 33 Catherine Hezser, Jewish Literacy in Roman Palestine (Tübingen: Mohr Siebeck, 2001). Относительно цифры 97% см. с. 498. 34 Kent D.Harber&Dov J.Cohen, “The Emotional Broadcaster Theory of Social Sharing,” Journal of Language and Social Psychology 24 (2005): 382–400. 35 “The Emotional Broadcaster Theory of Social Sharing,” p. 393. 36 Вообще тезис о том, что очевидцы были высшими авторитетами в ранней Церкви плохо увязывается с фактами. Казалось бы, такие люди – бесценные авторитеты, на которых все должны ориентироваться. Но если судить по словам Павла, дело обстояло иначе. Павел сообщает о таком инциденте: когда Петр пришел в Антиохию и нашел там Павла с его языческими новообращенными, он примкнул к их братским трапезам. Петра не смутило, что подобными трапезами он нарушает еврейские законы чистоты. Но когда появились некоторые представители Иерусалимской церкви – видимо, их послал Иаков, брат Иисуса и глава Иерусалимской церкви – Петр изменил свое поведение и отстранился от трапез с язычниками. Как отреагировал Павел? Он при всех пристыдил Петра и назвал его лицемером. Это привело к серьезному размежеванию (см. Гал 2:11–14). Поэтому необходимо задаться вопросом: сколь высокий авторитет имели в Павловых церквах очевидцы служения Иисуса? В упомянутом случае, где неочевидец спорит с очевидцем о сути христианства, неочевидец обругал очевидца (и его понимание благовестия) с переходом на личности.
37 В Деяниях Петр присутствует в Кесарии, когда на основании его проповеди появляются первые новообращенные (Деян 10). Содержит ли это повествование историческое ядро, в науке вопрос дискутируемый.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.245 (0.013 с.) |