Особенности сезонных наблюдений. Осень. Загадайте детям загадку: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сезонных наблюдений. Осень. Загадайте детям загадку:



Осень. Загадайте детям загадку:

 

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я…

 

(Осень)

Предложите детям назвать осенние месяцы и их характерные признаки. Закрепляйте представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека.

Целесообразно в течение несколько дней понаблюдать за солнцем, обратить внимание детей на то, что уменьшилось количество солнечных дней, появился первый тонкий лед на лужах, земля стала подмерзать и т. д. Учите детей делать выводы о взаимосвязи различных природных явлений. Покажите такие природные явления, как туман и роса, расскажите, почему они происходят.

Приучайте детей следить за погодой, связывая наблюдения с их личным опытом и деятельностью. Закрепляйте знания о том, как надо одеваться на прогулку в зависимости от погоды, какие взять игрушки, какие организовать игры.

Подведите детей к пониманию того, что похолодание, ветер, дождь – характерные признаки осени.

Предложите ребятам собрать осенние листочки, а потом зарисовать их. Можно составить букеты из листьев и провести в детском саду конкурс на лучший осенний букет.

Необходимо закреплять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, о семенах растений. Расскажите о том, как растения приспосабливаются к размножению; рассмотрите семена цветочных растений, деревьев, кустарников; плоды и семена овощных культур.

Покажите детям иллюстрации с изображением различных грибов; спросите, какие правила нужно соблюдать при сборе грибов. Расскажите, что грибы бывают съедобными и несъедобными. Прочитайте рассказы Н. Павловой «Съедобные грибы» и «Поганки». Спросите, кто ездил с родителями за грибами в лес; пусть дети поделятся своими впечатлениями. Подведите их к пониманию того, что грибы нужно собирать только со взрослыми людьми, знающими грибы.

Наблюдения детей надо сочетать с активной деятельностью: трудом, играми, опытами с природным материалом.

В процессе трудовой деятельности на огороде, в саду, на участке детского сада необходимо обращать внимание детей на осенние изменения в природе. Особый интерес у детей вызывает сбор овощей и фруктов.

Учите детей самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе: подул ветер – усилился листопад, после заморозков пожелтела трава, увяли цветы, не стало насекомых, улетели птицы.

На прогулке организуйте наблюдения за трудом взрослых – посадкой и обрезкой кустарников и деревьев. Побеседуйте с детьми о необходимости данных работ.

Обратите внимание детей на то, что на участке насекомых становится меньше, птицы улетают на юг, количество осадков увеличивается. Спросите, что изменилось в поведении пернатых по сравнению с летним периодом. Подведите детей к пониманию того, что одни птицы будут зимовать рядом с жилищем человека, а другие улетят в теплые края. Предложите подумать, как можно облегчить проживание птиц зимой в городских условиях.

Расскажите, что осенью у животных происходит перестройка обмена веществ (ожирение, линька), направленная на повышение выносливости в зимний период. Вместе с тем животные тратят много энергии на заготовку пищи, устройство зимних убежищ, миграцию и т. д. За летний период некоторые животные нагуливают жир и в зимнее время совсем обходятся без пищи, впадая в сон (медведь, барсук). Такие животные, как лягушки, жабы, ящерицы и черепахи, впадают в спячку; одни птицы улетают, другие перебираются поближе к жилью человека, делают себе запасы на зиму.

Расширяйте знания детей о том, как птицы и звери готовятся к зиме. Прочитайте рассказы Г. Скребицкого «Четыре художника» (Осень); И. Соколова‑Микитова «Осень в лесу», «Белки» «Улетают журавли»; Г. Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме». Побеседуйте с детьми по содержанию этих произведений.

На прогулке проведите подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Гуси и лебеди», «Воробьи и кошка», «Зайцы и волк» и др.

Зима. Загадайте детям загадку:

 

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…

 

(Зима)

Попросите детей назвать зимние месяцы. Вместе с детьми отмечайте характерные явления погоды (холодно; идет снег, метель; солнце светит, но не греет). Расширяйте словарный запас детей («вьюга», «поземка», «метель», «сугроб» и т. д.). Подводите их к пониманию того, что под снегом растения живут, но не растут.

Обратите внимание детей на то, как человек приспосабливается к зиме (утепляет свое жилище, надевает зимнюю одежду). Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима».

Формируйте у детей практические умения и навыки создания снежных построек. Прочитайте стихотворение «Снеговик» (перевод с адыгейского Т. Голуб):

 

Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Мы его слепили сами.

Был он с пышными усами.

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом.

Ночью снеговик исчез.

Может быть, ушел он в лес?…

Очень просим вас, ребята,

Если снеговик усатый

Повстречается в пути,

Помогите нам найти.

 

Спросите у детей, куда исчез снеговик.

Закрепляйте знания ребят о том, что снежные постройки, если пригревает солнце, начинают таять. Учите их быть наблюдательными и определять погоду по народным приметам («Снега глубоки – так травы высоки», «Прилетел снегирь под окно – к оттепели», «Чем наряднее зимние художества – тем пышнее зелень летом»).

На прогулке напомните детям о бережном отношении к деревьям во время мороза: ветки в это время наиболее хрупкие и легко ломаются; учите отличать деревья по расположению ветвей и семенам, которые остались на деревьях.

Расширяйте знания детей о зимующих птицах (воробьи, галки, вороны – всеядные). Учите видеть особенности их поведения зимой; узнавать птиц по голосам и внешнему виду. Рассмотрите следы птиц на снегу. Развивайте у детей желание помогать птицам в зимний период. Подведите детей к пониманию того, что для жизни животных зима – самое трудное время года. Такие природные явления, как ненастье, морозы, бураны, метели, создают сложности для зимовки животных.

В процессе бесед, чтения художественной литературы, наблюдений расширяйте и углубляйте представления о том, как зимуют звери, рыбы, птицы, насекомые. Формируйте умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Дети старшего дошкольного возраста уже могут устанавливать причинно‑следственные связи в жизни животных и изменении условий их обитания.

Учите детей видеть и описывать красоту зимнего пейзажа; расширяйте словарный запас, учите говорить логично и последовательно. Продолжайте учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

На прогулке проведите подвижные игры: «Два мороза», «Бездомный заяц», «Карусель в лесу», «Охотники и звери», «Льдинка», «Метелица» и др.

Весна. Загадайте детям загадки:

 

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…

 

(Весна)

 

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

 

(Весной)

Продолжайте учить детей устанавливать простейшие причинно‑следственные связи. Попросите назвать характерные признаки весны (день увеличился, солнце стало пригревать, появляется травка, на участке появляются насекомые, день стал длиннее и т. д.). Учите замечать красоту пробуждающейся природы.

Обратите внимание детей на таяние снега, капель и сосульки, покажите, с какой стороны дома образуются сосульки. Спросите, почему утром лужи замерзшие, а днем оттаивают; обратите внимание детей на то, что на солнечной стороне травка и цветы появляются быстрее, чем в тени. Предложите детям понаблюдать за солнцем; учите устанавливать связь между изменением температуры и состоянием воды.

Обратите внимание детей на появление растений на участке детского сада и пробуждение насекомых. Желательно весной сходить к водоему и понаблюдать за жуками и всевозможными улитками.

На огороде и в цветнике учите детей отличать сорняки от садовых и культурных растений; продолжайте учить определять кустарники и деревья по внешнему виду: коре, веткам, почкам и т. д.

Во время цветения яблони и вишни целесообразно сходить во фруктовый сад: дети увидят цветущие растения, смогут понаблюдать за насекомыми, летающимит от цветка к цветку.

Учите детей видеть изменения, происходящие в жизни комнатных растений. Покажите некоторые способы вегетативного размножения комнатных растений (черенками, листьями, усами).

Расскажите детям о том, что весной птицы вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов. Совместно с родителями на участке детского сада можно развесить несколько скворечников; понаблюдать, в какой домик скворцы будут заселяться, как будут вести себя, кормить своих птенцов.

Расскажите детям, что 22 апреля отмечается праздник – День Земли. К этому празднику нужно готовиться заранее – наводить порядок в домах и во дворах.

На прогулке проведите подвижные игры: «Удочка», «Через болото», «Охотники и зайцы», «Караси и щука» и др.

Лето. Загадайте детям загадку:

 

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реку согреваю,

Купаться приглашаю,

И любите за это

Вы все меня. Я…

 

(Лето)

В летний период дети большую часть дня находятся на участке. Необходимо использовать это для обогащения их знаний об окружающей действительности, учитывая региональные особенности.

В процессе разнообразных видов деятельности продолжайте знакомить детей с сезонными изменениями в природе; покажите детям природные явления: идет дождь, ярко светит солнце, гремит гром, сверкает молния, дует теплый ветер и т. д.

В процессе прогулок и экскурсий целесообразно проводить различные дидактические игры: «Найди по описанию», «Цветы в саду», «Как вести себя в природе», «Вершки и корешки», в процессе которых можно расширять и углублять знания об окружающем мире.

Организуя труд детей в саду, на огороде и в цветнике (при наличии условий), учите отличать культурные растения от сорняков. В процессе трудовой деятельности детям легче понять многие закономерности роста и развития растений.

Необходимо закреплять представления детей о том, что в летнее время растения под влиянием жаркого солнца и теплого дождя хорошо растут. Прочитайте стихотворения А. Плещеева «Лето», В. Берестова «Веселое лето», побеседуйте по их содержанию.

Закрепляйте умения детей узнавать птиц по голосам и внешнему виду (кукушка, сорока, синичка). Если есть возможность, понаблюдайте с ребятами за тем, как птицы выращивают своих птенцов.

Предложите детям вынести на участок некоторых животных уголка природы и понаблюдать за ними в естественных условиях.

По возможности понаблюдайте за домашними животными (кошка, собака, корова, коза и др.). Учите детей делиться впечатлениями от общения с природой; передавать свои впечатления в рассказах и продуктивных видах деятельности.

На прогулке организуйте подвижные игры: «Совушка», «Коршун и наседка», «Волк во рву», «Ловля обезьян», «Медведь и пчелы» и др.

 

Уголок природы

Дети 5–6 лет дежурят в уголке природы с начала учебного года. Трудовая деятельность в этом возрасте усложняется, становится более инициативной и разнообразной. Дети уже умеют аргументировать свое поведение и деятельность других людей.

В уголке природы старшей группы рекомендуется иметь (примерный перечень): аквариум с теплолюбивыми живородящими и икромечущими рыбками (вуалехвост, телескоп, монетка, гуппи, меченосец, скалярия); клетку с птицами (волнистые попугайчики и канарейка); млекопитающих животных (хомячок, морская свинка, кролик); пресмыкающихся (черепаха степная); растения (7–8 видов комнатных растений, по 2–3 экземпляра, например, фикус, примула, бегония, герань, кливия, традисканция, драцена, колеус, плющ, комнатный виноград, кринум; овощи и фрукты (помидор, огурец, лук, картофель, свекла, морковь, репа, капуста, болгарский перец; яблоко, груша, слива); осенние листья для букетов, срезанные ветки деревьев и кустарников, поставленные в воду); календарь погоды; наглядный иллюстративный материал (набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран, птиц; книги с иллюстрациями животных, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей); материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда, земля, песок, глина, лупа); материал для развития трудовых навыков (природный и бросовый материал для ручного труда: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений, флакончики, баночки, коробочки; инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеенки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.034 с.)