Отношения между клиентом и социальным работником при наличии сотрудничества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения между клиентом и социальным работником при наличии сотрудничества.



Социальный работник:

1. Предоставляет информацию, рассказывает о своих возможностях, о возможностях службы;

2. Сообщает требования (претензии) со стороны официальных лиц, предлагает варианты их удовлетворения.

3. Инициирует запрос клиента, помогает переформулировать внешний запрос в реальную проблему (За­прос - «сын меня не слушается», проблема - «я не имею авторитета у сына, не могу удовлетворить его потребности»).

4. Инициирует заключение договоренности, принятие клиентом ответственности за их выполнение.

  Клиент:

1. Принимает социального работника и поддерживает с ним контакт;

2. Рассказывает о своей ситуации, помогает социальному работнику понять суть проблемы;

3. Предъявляет свой запрос к социальному работнику;

4. Принимает предложения социального работника, выбирая их из предлагаемых альтернатив, или предлагает свои варианты;

5. Принимает на себя ответственность за свои решения и действия.

Развитие сотрудничества с семьей можно представить в виде алгоритма, последовательности шагов.

1. После установления конструктивного контакта (теплые, доверительные отношения с родителями] складываются далеко не всегда, и часто в этом нет особой необходимости), социальный работник предлагает «обсудить ситуацию ребенка» и совместно найти варианты улучшения этой ситуации. Следует избегать прямого обвинения родителей в ситуации ребенка, т.к. важно изменить ее, а не найти виноватого.   

2. В случае если налицо явное асоциальное поведение родителей (пьянство, антисанитарные условия дома, признаки насилия над ребенком, отсутствие у ребенка своего места в доме), социальным работником сразу проговариваются условия сотрудничества, включающие устранение (ограничение) данных проявлений. Определяются меры контроля со стороны социального работника. В случае отказа от выполнения - переход к другим вариантам работы (интервенция).                                                 

3. Совместно проясняются методы воспитания, принятые родителем, характер взаимоотношений; социальный работник вносит свои предложения по их коррекции.                                      

4. Иногда больной, «плохой» ребенок - «клеймо» на всей семье, и родителю легче не замечать этих проблем: ведь для их разрешения придется «выносить сор из избы», рушить образ «нормальной семьи». Соци­альный работник может помочь нивелировать страх оказаться не такими как все, рассказав о похожих ситу­ациях, о возможностях разрешения сходных проблем.

5. Определяются претензии родителя к ребенку, в чем выражаются его «отклонения». Проясняется, ка­кие методы «борьбы» с ними родитель применял, почему они не дали результата. Социальному работнику не стоит давать свои интерпретации о причинах «отклоняющегося поведения» ребенка без запроса родителей. Он должен предложить им дать свои варианты. (Это не мешает ему делать свои выводы относительно ситу­ации и задавать «наводящие вопросы»).

6. Совместный поиск новых методов, предложение социальным работником своих вариантов, с учетом его знания ресурсов территории. Социальный работник может предложить родителю проконсультировать­ся у психолога по поводу поведения ребенка. Большинство родителей не имеет представления о психологи­ческой помощи, следует рассказать о возможностях психолога, подчеркнуть его отличие от врача (психиат­ра), об анонимности и конфиденциальности и, тем самым, снять тревожность.

7. Постепенно акцент с ребенка переносится на собственные проблемы родителей: трудоустройство, ле­чение от алкоголизма, участие в родительской группе, восстановление документов и т.д. Часто на этом этапе родители проявляют сопротивление, пытаются отказаться от сотрудничества, не признают своих проблем. Поэтому лучше, если родитель сам заявляет свои проблемы, или социальный работник предъявляет требова­ния не от своего лица, а от специалистов и официальных лиц.

8. Если ситуация не несет явной угрозы для ребенка, имеет смысл избегать резких действий, обвинений в адрес родителей, пытаясь постепенно подготовить их к неизбежности изменения. При этом не следует под­держивать родительские «игры»: жалобы на свою тяжелую жизнь без каких-либо реальных попыток изме­нить свою ситуацию, жалобы на поведение ребенка без изменения отношения к нему. В таких случаях соци­альный работник должен твердо заявить свою позицию: «Я пришел, чтобы помочь вам, а не выслушивать одни и те же жалобы. Я уже предложил вам следующие варианты помощи (перечислить). Вы отказались от них, и сказали, что сами справитесь с ситуацией. Если вы и дальше будете отказываться от сотрудничества, мне придется прекратить работу с вашей семьей». Далее, в зависимости от ситуации несовершеннолетнего, социальный работник либо предпринимает интервенцию, либо делает паузу, ожидая активности родителей.

Основой сотрудничества является осознание родителями реальных проблем семьи и готовность к приня­тию ответственности за них.

По мере нормализации ситуации, восстановления отношений семьи с общественными институтами (школой, работой, досугом, медициной и т.д.) и между членами семьи (детско-родительских и супружеских отношений), активность социального работника снижается, ответственность передается членам семьи. На­чинается этап профилактики рецидива.

Сотрудничество с несовершеннолетним. Наладив контакт с ребенком, социальный работник продол­жает общение, давая возможность ребенку заявить свою проблему. Это могут быть взаимоотношения в се­мье, проблемы в школе, проблемы с милицией и т.д. Восприятие проблемы несовершеннолетним значитель­но отличается от того, как видит ее социальный работник. Для ребенка не является проблемой то, что он не учится (прогуливает). Для него проблема в том, что из-за этого к нему пристают родители. Для него не про­блема, что он проводит большую часть времени на улице, подрабатывает, дышит клеем. Проблема, если он попал в милицию, или если произошел конфликт со сверстниками.

Шаги организации сотрудничества с несовершеннолетним:

1. Социальный работник должен прояснить его восприятие своей ситуации: что ему нравится в его жиз­ни, что не нравится, что бы он хотел изменить, что мешает это сделать.

2. Социальный работник интересуется планами несовершеннолетнего на будущее: кем бы он хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет.

3. Картина мира у ребенка часто противоречива, и, указывая на эти противоречия, социальный работник предлагает свою помощь в достижении желаний ребенка. Лучше ориентироваться на «близкие» цели. Боль­шинство детей хотели бы изменения семейной ситуации (любви родителей). Социальный работник предла­гает себя в качестве посредника, рассказывает о работе с семьями. Другие хотели бы заняться «чем-то ин­тересным» - социальный работник предлагает им варианты досуговых учреждений.

4. Многие дети не очень хорошо представляют, чего именно они бы хотели. Социальный работник сам предлагает им различные варианты, основываясь на интересах, которые заметил при общении с ними.

5. Социальный работник сам устраивает некоторые мероприятия: организует походы в кино, музеи, теа­тры, цирк, походы в лес и т.д. Тем самым, он укрепляет отношения с детьми, расширяет их кругозор, содей­ствует формированию запросов.

6. При появлении у ребенка (подростка) готовности пойти в кружок, секцию, клуб, социальный работник помогает ему в реализации этого желания: общается с руководителем, помогает войти в новый коллектив.

Обязательным условием сотрудничества с несовершеннолетним является его доверие. Социальный работник должен стать доверенным лицом общества и рассказать, что там есть интересного, на кого можно положиться. При выполнении этого условия ребенок уже из чувства уважения может пойти на консультацию к психологу, в реабилитационную программу, на тренинг.

Но существуют случаи конкретного запроса ребенка на помощь: негде жить, потребность в медицинской помощи, в защите от взрослых или сверстников. В этом случае социальный работник должен иметь доста­точно возможностей, чтобы поместить ребенка в приют или больницу. При этом следует помнить, что он не­сет ответственность перед ребенком за отношение к нему в учреждении. Если он не уверен в данном учреж­дении, он должен честно предупредить ребенка о возможных проблемах, пообещать навещать его, попытаться облегчить условия его жизни в учреждении.

Большинство несовершеннолетних на улице не считают, что у них есть проблемы, по крайней мере, та­кие, в которых мог бы помочь социальный работник. Но в уличной жизни, рано или поздно, проблемы воз­никают, и в этом случае социальный работник должен оказаться рядом и предложить свою помощь.

Очень осторожным социальному работнику следует быть в вопросах работы с семьей. Контакт с родите­лями должен быть согласован с ребенком и построен таким образом, чтобы ни в коем случае не ухудшить си­туацию. Часто ребенок опасается, что вмешательство социального работника может вызвать гнев родителей и приведет к наказанию.

В работе с несовершеннолетними важное значение имеют формы краткосрочного сотрудничества: привле­чение детей к организации праздников, акций, спортивных мероприятий и т.д. Это расширяет круг общения де­тей, повышает их самооценку, улучшает отношение к социальному работнику.

Когда ситуация в семье несет угрозу для жизни, здоровья и полноценного развития несовершеннолетне­го, а родители отказываются от сотрудничества, социальный работник использует административные меры воздействия на семью. Такой вариант работы мы называем Интервенцией. Данный вариант применим и в тех случаях, когда родители оказываются от продолжения сотрудничества входе работы, например, при перено­се акцента на их собственное поведение. Сюда относятся также те случаи, когда семья формально соглаша­ется на сотрудничество, но при этом реально не выполняет ни одного принятого на себя обязательства, т.е. саботирует сотрудничество.

Информация о семейной ситуации передается в КДНиЗП, ОДН, в органы опеки и попечительства, в школу. Поводом для активного вмешательства и воздействия на ситуацию со стороны государственных структур могут стать акты обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, письменные заяв­ления социальных работников, а также доклады на заседаниях КДНиЗП.

Интервенция

Основное средство интервенции - привлечение к ситуации Комиссии по делам несовершеннолетних. С ответственным секретарем или председателем Комиссии заранее обговаривается ситуация в семье: социаль­ный работник предоставляет информацию, которая, на его взгляд, необходима в данной ситуации. Оговари­ваются цели вызова родителей на комиссию, условия, которые должны быть поставлены родителям и сроки их выполнения.

В отношениях с несовершеннолетним интервенция, как вариант работы, практически не применяется. Правда, вариантом интервенции можно считать те случаи, когда подросток совершил противоправное дей­ствие и ему грозит заключение. При налаженном контакте социальной службы с ОДН (ПДН), КДНиЗП, су­дом, на различных этапах следствия можно применять варианты альтернативы заключению. Т.е. подростку предлагается пройти программу реабилитации, разработанную социальным работником с привлечением других специалистов. При нарушении условий программы, подростку грозит заключение. Подобная система действует в некоторых зарубежных странах. Но наша судебная система существенно ограничивает примене­ние такого варианта. Если к ребенку не применяется заключение, вся ответственность за его дальнейшие действия ложится на социальную службу, а сам подросток может в любую минуту отказаться от программы реабилитации, не рискуя попасть в заключение, т.к. судебное решение (например, условный срок) уже вы­несено, и единственным обстоятельством, по которому он может быть вновь привлечен к ответственности -это повторное правонарушение.

Курирование является способом сохранения и поддержания контакта с клиентом, контроля ситуации со стороны социального работника. Этот вариант применяется в тех случаях, когда ситуация выглядит достаточ­но стабильной и не угрожающей для несовершеннолетнего, но в любой момент баланс может быть нарушен.

Для уличной работы это наиболее распространенная ситуация. Пока подростку хорошо, у него есть день­ги на клей или сигареты, на улице тепло и милиция не беспокоит, он вряд ли пойдет на сотрудничество, т.к. оно означает определенное ограничение его свободы. Но пойдет дождь, пьяные родители не пустят домой, пошатнется здоровье - и в это время может пригодиться социальный работник, с которым ребенок уже дав­но знаком и который смог помочь другим ребятам. Это ожидание, ненавязчивое общение, временами - пред­ложение принять участие в различных мероприятиях и есть курирование несовершеннолетнего клиента.

При общении с семьей часто возникают ситуации «затишья». Выполнив «жесткие» требования соци­ального работника (например, наведение порядка в квартире, прекращение «гулянок», забота о физическом состоянии ребенка), родители отказываются от всех остальных предложений, или, соглашаясь, не выполня­ют договоренностей. Но есть надежда, что удастся обойтись без административного давления; на то, что ро­дители «созреют» для сотрудничества, осознают необходимость изменения.

Этот вариант работы дает возможность постепенно преодолеть сопротивление семьи и перейти к сотруд­ничеству или оказаться рядом при возможном ухудшении ситуации.

Таким образом, все действия социального работника направлены на установление сотрудничества с кли­ентом (несовершеннолетним и его семьей), инициирование собственной активности клиента и передачу ему ответственности за дальнейшее развитие ситуации. Курирование и интервенция выступают в качестве вспо­могательных форм работы, позволяющих впоследствии наладить сотрудничество социального работника с клиентом.

Этап профилактики рецидива

Цель социальной работы на данном этапе - научить клиента обходиться без помощи соци­ального работника.

В ходе работы происходит постепенное осознание клиентом своей ответственности, а затем ее принятие. По мере принятия ответственности клиентом, социальный работник постепенно отходит от семьи. Он тоже может привыкнуть к клиенту, может преувеличивать свое значение, бояться «отпускать» ситуацию из-под контроля. Но без этого клиент никогда не научится «ходить сам».

И в то же время, у клиента всегда должна быть возможность обратиться за помощью. Это еще одна спо­собность, которая должна появиться в ходе общения клиента с социальным работником. Понять проблему, принять, осознать неспособность справиться с ней самостоятельно и обратиться за помощью к специалис­ту - это лучшая страховка от повторения кризисной ситуации. Завершая работу с семьей, социальный работ­ник должен еще раз передать всю информацию о возможностях различной помощи (организации, учрежде­ния, специалисты), которая, по его мнению, может понадобиться этой семье.

Отдаление социального работника происходит постепенно и естественно. По мере преодоления трудно­стей и восстановления отношений, потребность в присутствии социального работника уменьшается. Он на­чинает просто время от времени заходить гости. Имеет смысл заранее определить день посещения, удобный и для семьи, и для сотрудника. Сначала это может быть раз в неделю, далее - реже (до раза в месяц). Имеет смысл поддерживать отношения со всеми семьями, с которыми была проведена работа. Дети из этих семей приглашаются на праздники, в походы, на другие мероприятия, организуемые социальными работниками.

Полезно было бы организовать родительский клуб, в который могли бы ходить не только родители, пре­одолевшие трудную семейную ситуацию, но и те, кто только находится в процессе её преодоления. Это было бы полезно и интересно и для тех, и для других.

Критерии оценки эффективности деятельности социального работника.

При оценке деятельности социальных работников изначально использовались, в основном, количест­венные критерии. Так, для уличных социальных работников это было количество детей, которых удалось уве­сти с улицы, количество переставших употреблять психоактивные вещества (ПАВ), задействованных в ме­роприятиях, а также количество посещений семей и т.д.

Часто это приводило к снижению качества работы. Количество посещений не принесет никакого результа­та, если не определена цель этих посещений, если не появляется новой информации, не происходит изменений.

В результате были разработаны качественные критерии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.222 (0.03 с.)