Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ведические представления о йоге
Слово «йога» происходит от санкритского корня «йудж», означающего «связь, воссоединение, единение». Его аналогом является латинское слово «религаре» – религия. Знание йоги, хотя оно и было отражено в Упанишадах и других текстах, было почти исключительной привилегией касты брахманов‑жрецов. В йогу в некоторых случаях посвящались и отдельные кшатрии, то есть представители касты воинов, второй по значимости. Хотя людям, относящимся к третьей касте (вайшьи – «торговцы»), в принципе не запрещалось практиковать йогу, фактически она была им недоступна. Что касается четвертой касты, касты шудр («слуг»), то для них единственным средством развития и духовного совершенствования считалось лишь преданное служение господам – брахманам, кшатриям, а также вайшьям. Однако как в Упанишадах, так и в эпосе «Махабхарата» – более позднем памятнике по сравнению с Ведами – считается, что успех в освобождении души лишь в относительной мере зависит от касты. «Судят не по происхождению, а по делам» – эта формула часто повторяется в древних текстах. Так или иначе, основой для совершенствования во всех случаях считалось должное исполнение Дхармы (свода предписаний, обязательных для исполнения в пределах каждой касты), общественного долга, а также совершение благих дел, бескорыстных по своей основе. Как гласит речение Вед: «действуй, но отрешись от плодов деяния… Тогда только соблюдешь ты все эти дхармы бескорыстно, а не из себялюбия. Принесение жертв, учение, дарение, подвижничество, правдивость, всепрощение, смирение, нестяжательство – таков, говорят, восьмеричный путь дхармы. Первые его четыре ветви ведут путем предков… Остальные – это путь богов, по которому всегда шествуют праведники. Кто очистил свой дух, пусть идет восьмеричным путем. Допуская только благие помыслы; обуздав должным образом чувства; ревностно исполняя тягчайшие обеты; угождая, как положено, наставникам; строго соблюдая правила питания; преуспевая, как подобает, в учении; отрешившись полностью от плодов деяний; навсегда пресекши деятельность мысли – только так должен жить тот, кто хочет превозмочь бренность существования. Утвердившись в полном бесстрастии, постарайся путем подвижничества обрести совершенство и дар чудотворства».
АСКЕТИЗМ В ВЕДИЙСКОЙ ЙОГЕ
Основная форма ранней ведийской йоги – аскетическая практика и отречение от всех мирских и материальных благ. «Став равнодушным к хуле и прославлению, безразличным к тому, что перед ним – камень, ком земли или золото, он постоянно был погружен в размышления, предаваясь чистой йоге знания. Черпая силы в йоге размышления, вкушая ни с чем не сравнимое блаженство, он достиг непреходящего совершенства – главного признака нирваны» («Махабрата»). Возник настоящий культ изнурения плоти. В важные периоды истории, судьбоносные для народа исторические моменты аскетизм предписывался даже царям. Одним из важных значений аскетизма и, вместе с тем, одним из методов повышения психической и умственной мощи было воздержание от половой жизни. При этом, согласно учению брахманов, сексуальная сила преобразовывалась в духовную энергию, что даже могло дать сверхчувственные способности. Эта практика, получившая название «Удварета‑йога» впоследствии дополнилась в методическом плане специальными процедурами. Само слово «удваретас» означает буквально «поднимающий семя». Аскет, удерживающий семя, поднимал его вверх, вдоль позвоночного столба, в результате чего тело наполнялось энергией и человек приобретал сверхнормальные способности. Основной мотив аскетизма – радость в загробной жизни, рождение в более высоких, Божественных мирах. Однако и в этой жизни аскет достигал многого, поскольку радости, получаемые им в духовной практике, как многократно подчеркивалось в текстах, не могут сравниться с обычными мирскими удовольствиями. «Когда разум, ум, вера и надежда человека сосредоточены на Всевышнем, тогда он полностью освобождается от тревог благодаря совершенному знанию, и, таким образом, прямо следует по пути к освобождению… Такого освобожденного человека не влечет к материальным чувственным удовольствиям. Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя. Таким образом, самореализованная личность наслаждается беспредельным счастьем, ибо она сосредоточена на Всевышнем» («Бхагавад‑Гита»).
Именно аскетическая практика позволяет многим героям «Махабхараты» видеть богов, демонических существ и других обитателей «иного мира». Однако такие способности нигде не рассматривались как конечная цель. Наоборот, все тексты «Махабхараты» буквально насыщены жизненной мудростью, ценнейшими эмпирическими наблюдениями, которые призваны помочь людям жить в «этом» мире. Роль знания, приобретенного созерцанием, очень велика. Именно здесь впервые подчеркивается огромная роль знаний и общего жизненного опыта для того, чтобы по‑иному оценивать все тяготы и невзгоды нашей жизни. «Мудрые черпают радость и удовлетворение в познании, отрешившись как от горя, так и от счастья. Невежд обуревает недовольство, мудрых осеняет радость. Неудовлетворенности нет предела, удовлетворенность – высшее благо. Не следует предаваться печали: печаль – это сильнейший яд; она убивает слабого разумом, как разъяренная змея – ребенка. Кто предается горю, когда приходят невзгоды, того покидают силы и мужество… Поддавшись отчаянию, человек не обретает никаких благ» («Махабхарата»).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.007 с.) |