Цикл опытов на тему: «тепло» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цикл опытов на тему: «тепло»



Опыт «Тёплый — холодный»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт «Где живёт теплота?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

 

Наблюдение «Кому нужно тепло?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

 

Приложение 3

ИГРЫ

Словесная игра «История лампочки».

Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.

Материал: картинки для игры «История лампочки».

Ход игры.

Воспитатель. Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями.

Примерные рассказы детей: Ребенок выставляет первой картинку «солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».

Вторая картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от хищников».

Третья картинка – «лучина»: «Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар».

Картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня в торжественных случаях, например, в Новогодний праздник». - Как вы думаете, чем неудобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света. Картинка «керосиновая лампа»: «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасно». - Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры).

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

Воспитатель. За что лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда его не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек все лампочки). Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.). - Где еще мы можем встретить лампочку?

Игра «Где живет Лампочка?»

Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры.

Воспитатель. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка. Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора. Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься еще и дома? (Стирает, готовит еду, убирает, шьет и т.д.) Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Включено одновременно электроприборов.)

Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

Игра «Закончи предложение».

Цель: закреплять представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры.

Воспитатель. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами.

- Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т.т.)

- Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что……..

- Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что ……..

- Электроэнергию надо беречь, так как …………….

- Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….

- Если не выключать свет днем и ночью, то…..

- Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

- Фонари на улице перестали светить, поэтому….и т.д.

Приложение 4

Анкета для родителей.

«Умеете ли вы экономить энергию?»

Вы записываете ваше энергопотребление?

Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из неё?
Стиральная машина всегда заполнена полностью, когда вы её используете?
Холодильник стоит в прохладном месте?
Вы не ставите мебель перед обогревателем?
Вы начали использовать энергосберегающие лампочки?
Вы используете местное освещение (бра, торшер, настольную лампу)?
Вы проветриваете быстро и эффективно, всего несколько минут за раз?
Вы утепляете дом на зиму?
Вы зашториваете окна на ночь, чтобы удержать тепло?
Вы кладёте крышку на кастрюлю, когда варите?
Вы часто размораживаете холодильник?
Вы используете раковину для мытья посуды?
Вы моетесь под душем, а не принимаете ванну?
Вы ходите пешком или ездите на велосипеде в школу и на работу?
Вы снижаете температуру в помещении, когда выходите?
Вы снижаете температуру в помещении ночью?
Вы повторно используете стекло, бумагу, металл?
Вы не покупаете товары, которые могут использоваться один раз?
Вы не покупаете товар в больших обёртках?
Вы чините вещи, вместо того чтобы заменить их?

Обработка результатов: Сложите все ответы ДА

Если у вас получилось:

От 1 до 5 ответов ДА:

Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас.

От 6 до 10 ответов ДА:

У Вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.

От 11 до 15 ответов ДА:

Вы являетесь хорошим примером для остальных.

От 16 до 20 ответов ДА:

Ваш опыт надо максимально использовать другим.

Приложение 5

Художественная литература

Б.Заходер

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РЕКОЙ?
Течёт река издалека...
Течёт река... Течёт река...
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней,
И луг прибрежный - зеленей!..
Течёт река... Течёт река...
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Ты хороша, река, весной
И осенью... И в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому - попробуй угадать! -
Приятней плыть в живой волне:
Рыбятам или ребятне?..
Вся живность счастлива вполне!
Но что такое? Караул!!!
Нет, нет, никто не утонул.
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход.
Средь бела дня. Какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал?
Да нет! Далёко до буйка…
Тут глубока была река.
Была. Вот именно - б ы л а.
Была, да, видимо, сплыла:
Ах, реку мы не узнаём:
Река становится ручьём!
…Уже и лодки на мели…
…Пловцы вдруг посуху пошли…
А рыбы? В горе и тоске бедняжки
Бьются на
П
е
с
к
е…
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: "Какой пустяк! "
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

С. Маршак:

Стали жить по новой моде,

Завели водопровод.

Речка спятила с ума –

По домам пошла сама!

А бывало с перезвоном

К берегам ее зеленым

Шли девицы за водой

По улице мостовой.

Подходили к речке близко,

Речке кланилися низко.

Здравствуй, речка, - наша мать!

Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа

Захотел водицы свежей –

Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой.

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
Вижу розетку внизу на стене
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Зверя зовут электрический ток.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Руки подальше от тока держи.
Пальцы в розетку совать не спеши!
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,

Лучше его никогда не дразни!

Что включается в розетку

Кто с трудом, а кто в охоту -
Ходят люди на работу,
Но не могут же они
Делать в мире все одни.
Им помощник есть, который,
Если нужно, сдвинет горы.
Он без дела не лежит,
А по проводам бежит.
Мечется, как хищник в клетке,
От розетки до розетки,
И не зря, где он живет,
Пишут: "Не влезай - убьет!"
Шутка может быть жестока
Электрического тока -
И у мамы не спрося,
Подходить к нему нельзя.
Но уж коль найдется дело,
С ним он справится умело.
Если грустно, может он
Разбудить магнитофон.
Тот споет нам и сыграет,
На ночь сказку прочитает,
Только жалко, что певца
Не покажет нам лица.
Если музыка наскучит,
Ток нам телевизор включит,
Каждый день приятно ведь
С мамой мультики смотреть.
Чтобы напоить всех чаем,
Чайник току поручаем.
Превращает воду ток
В настоящий кипяток.
А недавно разрешили
Току всё стирать в машине,
Даже плюшевых мышей,
Но не грязных малышей.
Скажем мы спасибо маме,
Что умеем мыться сами,
И в крутящийся в ней таз
Не посадит мама нас.
После ванны с мягкой пеной
Волосы мы сушим феном.
Ток усердный о-го-го
Ветром дует из него.
Ток тепло давать умеет!
Он утюг для мамы греет,
Чтобы за один прием
Перегладить стол с бельем.
В холодильнике без тока
Никакого нету прока.
Без его работы тут
Все продукты пропадут.
Дружит ток и с пылесосом.
Пылесос сосет пыль носом.
Чтобы чистотой дышать,
Мы не будем им мешать!
А когда в окне стемнеет,
В лампе свет зажечь сумеет.
Станем с ним смелее мы
Даже самой темной тьмы.
Ток работы не боится.
Да и нам зачем лениться?
Нам бы поскорей понять,
Чем еще его занять.

 

Игрушечный холодильник

Холодильник тихо

Песенку мурлычет.

Машет белой дверцей,

ребятишек кличет:

Полюбуйтесь, дети,

на мои запасы:

Виноград вплетен тут

в хвостик ананаса,

Апельсин играет

с персиком в футбол –

Между двух бананов забивает гол.

И на нижней полке

жителям не грустно:

Здесь морковь щекочет

Крепкий бок капустный.

Над румяною редиской

Ножки свесили сосиски…

А на самой верхней полке –

В масле сыр катается,

И в сметане белоснежной

Творожок купается…

Осторожно, дети:

дверца закрывается!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.057 с.)