Всероссийская олимпиада школьников по истории 2020-2021 уч. Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2020-2021 уч. Г.



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2020-2021 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

КЛАСС

Время на выполнение заданий – 120 минут. Общая сумма баллов – 100

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итого
5 15 6 8 5 9 12 4 20 16 100
                     
                     

 

Задание I. Прочитайте отрывки и выберите один верный вариант ответа. Ответы внесите в таблицу.

  2 балла за каждый верный ответ; максимальный балл- 10 баллов.

Прочтите отрывок и укажите произведение, фрагментом которого он является.

«И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

 

1) «Повесть временных лет»

2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

3) «Моление Даниила Заточника»

4) «Сказание о Мамаевом побоище»

1.2. Прочтите отрывок из источника и укажите название документа, с которым он связан.

«Кто опознает своего украденного холопа и задержит его, тому вести этого холопа до третьей очной ставки покупщика с продавцом; <…> про него нельзя сказать не знаю, у кого купил, но по его указаниям должно идти до последнего ответчика, – и когда будет найден настоящий вор, краденого холопа возвратить его хозяину, третьему ответчику взять своего холопа, а убытки ему плати уличенный в краже. А князю платить 12 гривен продажи (штрафа) за покражу холопа».

 

1) Русская Правда

2) Судебник 1550 г.

3) Указ об урочных летах

4) Указ о заповедных летах

 

Кто является автором произведения, отрывок из которого приведён ниже?

«Кому, однако, как не Глупости, больше подобает явиться трубачом собственной славы и самой себе подыгрывать на флейте? Кто может лучше изобразить меня, нежели я сама? Разве что тот, кому я известна ближе, нежели себе самой!»

1) Джованни Боккаччо

2) Эразм Роттердамский

3) Данте Алигьери

4) Фома Аквинский

Укажите название города, в котором правил государственный деятель, фрагмент, из произведения которого приведен ниже.

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. (…) Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим»

1) Перемышль

2) Киев

3) Владимир

4) Москва

К последствиям крещения Руси относилось:

 

1) ослабление власти великого князя;

2) обострение конфликтов с язычниками;

3) приобщение Руси к греческой, византийской культуре;

4) усиление усобиц между русскими князьями.

 

Ответ:

1 2 3 4 5
         

 

Задание II. Выберите три верных ответа из шести предложенных. Ответы внесите в таблицу.

 3 балла за выбранные правильные элементы ответов; максимальный балл- 15 баллов.

2.1. Ниже приведён список названий городов и княжеств Руси. Укажите те из них, которые входили в состав Московского княжества к началу XV века.

1) Торжок

2) Нижний Новгород

3) Брянская земля

4) Галичские и Белозерские земли

5) Пронское княжество

6) Муромская земля

 

Выберите из приведённого списка имена исторических личностей, чья деятельность относится к XV веку.

 

1) Жанна д'Арк

2) Всеволод Большое Гнездо

3) Сергий Радонежский

4) Генрих Мореплаватель

5) Андрей Рублёв

6) Иван Фёдоров

 

Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Ивана Грозного?

1) сражение на реке Шелони

2) Ливонская война

3) присоединение Тверского княжества к Москве

4) создание системы приказов

5) присоединение Астраханского ханства к России

6) «Соловецкое сидение»

 

2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5.
         

Задание III. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

Задание V. Прочитайте текст. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите в таблицу под соответствующими номерами.

Ответ

1    
2    
3    
4    
5    

Задание VI.  Рассмотрите схему и выполните задания.

 Используя историческую карту, напишите ответы на вопросы.

По 2 балла за каждый верный ответ в заданиях 6.1. - 6.3.; за правильный ответ в задании 6.4 – 3 балла; максимальный балл – 9 баллов.

Задание VII. Перед Вами список событий, произошедших в правление трёх разных русских князей. Ответы оформите в виде таблицы. Запишите в верхнюю строку таблицы имена князей, а в нижнюю – порядковые номера соответствующих каждому князю событий.

По 1 баллу за каждый правильный критерий (имя правителя). По 1 баллу за каждое правильное определение событий. Максимальный балл-12 баллов.

 

1) первое летописное упоминание о Москве

2) в свет вышла первая печатная книга

3) Невская битва

4) перенос столицы своего княжества в Суздаль

5) начало освоение Сибири

6) основание городов Переславль (Переславль-Залесский) и Дмитров

7) битва на Чудском озере

8) созыв Земского собора

9) Волнения против монголов в Новгородской земле

 

Имя князя        
События        

Задание VIII. Перед Вами четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

Задание IX.

Посмотрите на архитектурные сооружения и укажите: 1) название архитектурных сооружений (2 балла); 2) время их создания (с точностью до половины столетия) (1 балл); 3) имя князя, при котором они были построены (1 балл); 4) место их расположения (1 балл) (до 5 баллов за ответ по одному архитектурному сооружению, максимальный балл за все задание – 20).

1. 2.
3. 4.
Название [2 балла] Время создания (до половины века) [1 балл] Имя князя [1 балл] Место расположения (город) [1 балл]
1        
2        
3        
4        

Задание Х. Прочитайте приведённый исторический источник и выполните задания (Максимальный балл- 16 баллов)

«И в тот же день к вечеру те полки от города отошли, а наутро сам царь подступил к городу со всеми силами и со всеми полками своими. Горожане же, со стен городских увидев силы великие, немало устрашились. И так враги подошли к городским стенам. Горожане же пустили в них по стреле, и они тоже стали стрелять, и летели стрелы их в город, словно дождь из бесчисленных туч, не давая взглянуть. И многие из стоявших на стене и на заборолах, уязвленные стрелами, падали, ведь одолевали вражеские стрелы горожан, ибо были у них стрелки очень искусные. Одни из них стоя стреляли, а другие были обучены стрелять на бегу, иные с коня на полном скаку, и вправо, и влево, а также вперед и назад метко и без промаха стреляли. А некоторые из них, сделав лестницы и приставляя их, влезали на стены. Горожане же воду в котлах кипятили, и лили кипяток на них, и тем сдерживали их. Отходили они и снова приступали. И так в течение трёх дней бились между собой до изнеможения. Когда враги приступали к граду, вплотную подходя к стенам городским, тогда горожане, охраняющие город, сопротивлялись им, обороняясь: одни стреляли стрелами с заборол, другие камнями метали в них, иные же били по ним из тюфяков, а другие стреляли, натянув самострелы, и били из пороков. Были же такие, которые и из самих пушек стреляли. Среди горожан был некий москвич, суконник, по имени Адам, с ворот Фроловских приметивший и облюбовавший одного из врагов, знатного и известного, который был сыном некоего князя ордынского; натянул он самострел и пустил неожиданно стрелу, которая скорую кончину ему принесла. Даже сам царь тужил о случившемся.

Как же обманули горожан, находившихся в осаде? После того как простоял царь три дня, на четвертый, наутро, в полуденный час, по повелению царя приехали великие князья ордынские и вельможи его. И, подойдя к городу и приблизившись с осторожностью к городским стенам, обратились они к народу, бывшему в городе: “Царь вам, своим людям, хочет оказать милость, потому что неповинны вы и не заслуживаете …, ибо не на вас он войной пришел, но на Дмитрия, враждуя, ополчился. Вы же достойны помилования. Ничего иного от вас царь не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами, вместе со своим князем, так как хочет он увидеть город этот, и в него войти, и в нем побывать, а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите”. Люди городские, поверив словам их, согласились и тем дали себя обмануть, ибо ослепило их зло и помрачило разум их коварство; позабыли и не вспомнили сказавшего: “Не всякому духу веруйте”. И отворили ворота городские, и вышли со своим князем с дарами многими к царю, также и архимандриты, игумены и попы с крестами, а за ними бояре и лучшие мужи, и потом народ и черные люди».

  1. Назовите год и город, описываемые в тексте. (по 2 балла за каждый верный ответ; всего 4 балла) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Кто возглавлял войско, осадившее город? Укажите имя и статус. (2 балла) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какими военными преимуществами обладали вражеские воины?»Используя текст, назовите их. (2 балла) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какими способами осаждённые горожане отражали нападение врага? Используя текст, четыре способа. (2 балла за четыре приведённые способа, 1 балл за 2–3 приведённых способа) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Каким образом врагам удалось захватить город? (2 балла). ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Запишите имя и прозвище князя, правившего в городе. Почему он отсутствовал в городе во время осады его врагом? (2 балла за верно названное имя, 2 балла за названную причину; максимальный балл- 4 балла) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2020-2021 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

КЛАСС

Время на выполнение заданий – 120 минут. Общая сумма баллов – 100

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 итого
5 15 6 8 5 9 12 4 20 16 100
                     
                     

 

Задание I. Прочитайте отрывки и выберите один верный вариант ответа. Ответы внесите в таблицу.

  2 балла за каждый верный ответ; максимальный балл- 10 баллов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.130.120 (0.031 с.)