![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое обеспечение адаптации к условиям военной службы
Одним из важнейших направлений в работе войскового психолога является психологическое обеспечение адаптации военнослужащих по призыву к воинской среде и условиям службы. Решение задач, связанных с проблемой адаптации человека к условиям воинской деятельности обуславливает успешность и эффективность его включения в эту деятельность, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, всю систему социальных связей личности в условиях службы. Иными словами, гарантия успешности прохождения воинской службы заключается в устойчивой адаптированности личности к ее условиям. Исходя из этого, процесс адаптации должен быть в центре внимания и в зоне активной деятельности психологов, командиров, офицеров воспитательных структур, так как его зависимость от множества объективных и субъективных факторов и причин делает этот процесс весьма уязвимым, неустойчивым и неоднозначно сориентированным на конечный результат. Основным звеном и начальным этапом работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих по призыву является диагностика или оценка адаптивной способности личного состава. Она основана на изучении индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, уровня его мотивации к военной службе, биографических данных, социального окружения до службы и т.д. Диагностика должна проводиться как на этапе острых психических реакций входа, то есть практически с прибытием пополнения в воинскую часть, так и в процессе службы воинов периодически. Если в первом случае это будет оценка адаптационных способностей (потенциала) военнослужащего, то в последующем - это оценка уровня адаптированности (в упрощенном понимании, по принципу: "адаптация - дезадаптация"). Другими словами констатация факта того или другого состояния. Этот вид диагностики рекомендуется использовать: по истечении первых 4-6 месяцев пребывания военнослужащих в части, (так как примерно в это время завершается этап переадаптации) и затем не реже одного раза в полгода службы; при резком изменении условий службы или характера воинской деятельности (при переводе военнослужащего из одного подразделения в другое, назначением на другую должность или специальность, при усложнении задач воинской деятельности и повышении их значимости и т.п.);
при неблагоприятных стеченьях обстоятельств в личной жизни отдельных военнослужащих и других условиях. Однако самым важным этапом диагностики является оценка адаптационных способностей личности в первые дни службы и пребывания в новых, непривычных условиях существования. Тестовая методика оценки адаптационных способностей военнослужащих по призыву (МОАС). Использование на этапе диагностики МОАС позволяет распределить всех испытуемых на три основные группы: 1) группа лиц, склонных к дезадаптивным состояниям; ) военнослужащие с удовлетворительными адаптационными способностями; 3) военнослужащие с высокими адаптационными способностями. В описании МОАС и порядка ее применения приводятся характеристики каждой из этих групп. Наибольший интерес военного психолога вызывают группа военнослужащих, склонных к дезадаптивным состояниям, как объект непосредственной активной психологической поддержки. В работе с этой группой последовательно выделяются следующие этапы: 1) определение типа дезадаптивного поведения; ) оценка степени обусловленности дезадаптации субъективным переживанием условий службы или же психопатологическими склонениями в развитии личности; ) на основе этих двух этапов работы - определение конкретных методов и средств профилактики дезадаптивных состояний или же коррекция дезадаптации (в случае ее фактического присутствия); ) выработка рекомендаций командирам подразделений по оказанию психолого-педагогической помощи данной категории их подчиненных. Рассматривая задачи психологического обеспечения и работы с двумя другими группами военнослужащих по призыву, необходимо отдельно выделить такое направление как система контроля за уровнем адаптированности к условиям службы группы лиц, имеющих удовлетворительные адаптационные возможности. Из схемы этапов адаптации видно, что этап переадаптации тоже может привести к неблагоприятному пути в направлении неустойчивой психической деятельности. Можно сказать, что тот адаптационный потенциал, который позволил отнести данных людей ко второй группе, может значительно снизится под влиянием психогенных факторов войсковой среды и этап переадаптации успешно завершен не будет. Поэтому рекомендуется оценивать степень успешности протекания адаптационного процесса этих военнослужащих систематически на протяжении первых двух-трех месяцев их пребывания в части. В качестве методов объективного контроля за протеканием адаптационного процесса используются: наблюдения, беседы, оценочные характеристики командиров и другие психодиагностические методики, например, анкета "Прогноз - 2" для оценки уровня нервно-психической устойчивости; опросные методики в виде анкет, разработанные непосредственно в воинской части, исходя из конкретных условий службы в ней. Основной целью этого направления в работе является своевременное выявление военнослужащих, чья переадаптация угрожает вылиться в неустойчивую нервно-психическую деятельность и оказание им своевременной психологической поддержки и помощи путем психокоррекции, индивидуальных занятий по психоэмоциональной регуляции, помощи в рациональном переосмыслении сложившей ситуации и личных проблем.
Особое и наиболее перспективное направление в работе по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих по призыву занимает снижение уровня влияния психогенных факторов войсковой среды и профилактика дезадаптивных состояний. Это направление может быть в значительной степени реализовано следующими путями: . Переориентация системы правовой работы с личным составом на разъяснение военнослужащим их прав, льгот, социальных гарантий, предусмотренных законами государства в связи с особым характером их деятельности. До настоящего времени в войсках практиковалось, в большинстве своем, с первых дней обучения молодых солдат настойчивое стремление в самый короткий срок добиться полнейшего усвоения ими всех их обязанностей по службе, причем права и социальные гарантии, в лучшем случае, оставались на втором плане. Чувство личной безопасности, защиты личного достоинства, возможности защитить свои права есть необходимые условия успешной адаптации к войсковой среде. На основе уяснения и усвоения гарантий социальных прав и льгот военнослужащего, могут быть успешнее без излишнего напряжения и определенного неприятия усвоены все обязанности, определяемые законом и требованиями военной службы. Занятия по правовой подготовке должны быть нацелены на формирование у воинов умения пользоваться правами, защищать их и особенно свое личное достоинство на практике в рамках правовых норм. Как вариант занятия может быть решение практических задач с конкретной ситуацией и выбором одного из предложенных вариантов решения, который является правильным с точки зрения права и законности. . Изучение комплекса потребностей, связанных с духовной сферой личности. Ими могут быть музыкальные интересы, кино, литература и др. Организацию культурно-досуговой работы в части необходимо строить на основе реальных интересов и запросов военнослужащих с целью их максимального удовлетворения. Инициатива по созданию фонотек, составлению музыкальных программ от самих военнослужащих должна всячески поощряться и поддерживаться. Музыка является одним из эффективных средств регуляции эмоциональных переживаний, снятия нервно-психического напряжения. Однако, эффект достигается лишь при совпадении эстетических вкусов с предлагаемым в данных условиях, репертуаром музыкальных программ.
. Умелое использование методов и техник психорегуляции. Данная работа требует достаточной профессиональной подготовки психолога и практического владения одной или несколькими методами психорегуляции, что позволяет снимать излишнее нервно-психическое напряжение, корректировать негативные психические состояния, осуществлять поддержку психической деятельности по переадаптации, мобилизацию необходимых психических ресурсов. Овладение этими методами - профессиональная обязанность военного психолога, которая обеспечивает успешное решение большого круга задач психологической работы с личным составом. 4. Особо необходимо выделить деятельность, направленную на работу с субъективными факторами условий службы, усугубляющих психогенное влияние войсковой среды. Ими могут быть негативные явления, связанные со взаимоотношениями начальников и подчиненных. Зачастую неподготовленность юношей к военной службе рассматривается как их личная вина. Хотя причин тому гораздо больше, чем непосредственно сама личность молодого солдата, начиная от социально-экономических условий, издержек воспитания, атмосферы в семье, заканчивая физической слабостью и недостатком волевых качеств. Это беда юноши и его трагедия, которую если он даже и не осознает, то в полной мере прочувствует, столкнувшись с трудностями военной службы. Поэтому метод "шоковой терапии", который достаточно прочно укоренился в некоторых подразделениях молодого пополнения, где с первых дней принципы "чем жестче, тем лучше" и "чтобы служба медом не казалась" никоим образом не способствует успешности адаптации, а в большинстве случаев при неблагоприятном сочетании личностных качеств, это верный путь к дезадаптации и нервно-психическим срывам. Точно так же характерные насмешки, грубые окрики, умышленное принижение социального статуса абсолютно не способствует успешному вхождению молодых солдат в режим эффективной и устойчивой служебной деятельности. С точки зрения теории естественного отбора эти методы может быть себя и оправдывают, то есть: выживает сильнейший. Но вот как быть с теми, кто отбора не прошел, не выдержал? Оставить их с психическими нарушениями как-нибудь дослуживать? А не в этом ли одна из причин страшных происшествий с гибелью людей от рук их же сослуживцев? Необходимо направить работу по психолого-педагогической подготовке командиров, в том числе и сержантов по призыву на правильное осмысление своих обязанностей в вопросах оказания помощи и психологической поддержки военнослужащим на начальных этапах их службы.
5. Процесс адаптации, разумеется, проходит в условиях реальной, конкретной части, где влияние описанных выше психогенных факторов имеет свой оттенок, свои особенности. Глубокий и всесторонний анализ реального характера психогенного воздействия конкретной среды позволяет разработать систему мер и методов работы по снижению уровня этого воздействия на психику военнослужащих в сочетании с анализом и изучением их наиболее остро переживаемых неудовлетворенных потребностей и изысканию возможностей для их, в той или иной мере, адекватного удовлетворения или же оказанию помощи в конструктивной переоценке ситуации. Таким образом, адаптация - это процесс и результат приспособления организма к условиям окружающей среды. Материалы исследования позволяют считать, что адаптация молодого солдата к условиям военной службы - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки его мотивационно-ценностной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек, расширения и углубления ориентационной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Адаптация может иметь активную или пассивную форму, что зависит от индивидуально-психических особенностей личности (направленность, темперамент, характер, способности) и условий деятельности. Исходя из содержания деятельности молодых солдат, можно выделить такие виды адаптации как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.4 (0.013 с.) |