Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс
Дисциплина «Генетика поведения» Блок дисциплин ОПД - Цикл Б.3. ДВ 1. Направление подготовки 030300 «Психология» Квалификация выпускника - Бакалавр Институт социальных технологий Форма обучения - очная
Сыктывкар 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт социальных технологий Кафедра «Общей психологии»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Генетика поведения» Блок дисциплин ОПД - Цикл Б.3. ДВ 1. Направление подготовки 030300 «Психология» Квалификация выпускника - Бакалавр Институт социальных технологий Форма обучения - очная Сыктывкар 2012 Лист согласования и утверждения рабочей программы Составитель УМК профессор каф. биологии, докт. биол. наук ____________Доровских Г.Н. (подпись) Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана Направления 030300 «Психология» Рабочая программа рассмотрена и одобрена На заседании кафедры «Общая психология» Протокол заседания № от «__»__ _ _ _2012 г. Заведующий кафедрой профессор ____________ Г.Н. Доровских (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Институт социальных технологий доцент _____________ Е.Г. Тонкова (подпись) «___» __________2012 г. Председатель УМК Института доцент ____________ Е.Г. Тонкова (подпись)
«___» __________2012 г.
Пояснительная записка 1. Цель освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Генетика поведения» является подготовка специалистов, умеющих проводить и интерпретировать результаты психогенетических исследований и применять знания о природе индивидуальных различий в теоретической и практической работе.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Генетика поведения» относится к числу дисциплин профессионального цикла; ее программа рассчитана на студентов, прослушавших основные психологические курсы - общую психологию, дисциплины естественнонаучного и математического цикла. Для усвоения курса необходимо также иметь представление о современных концепциях естествознания и знать основные методы математической статистики.
Место в учебном плане – Цикл Б.3 Профессиональный цикл. ДВ 1. Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплины, модули, практики). Студент для успешного освоения дисциплины «Генетика поведения» должен освоить основы психологии, общей биологии, физиологии человека, биологии клетки, эволюции, экологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. Т.о. «Генетика поведения» − это дисциплина базирующаяся на знаниях и умениях приобретенных обучающимся на протяжении предшествующих лет обучения. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Студент должен иметь представление об основах психологии, о строении животных и человека, закономерностях онтогенеза и филогенеза, наследовании признаков и их развитии, о взаимоотношениях организмов одного и разных видов, о взаимодействии организмов со средой обитания, зоопсихологии и сравнительной психологии.. Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее. Генетика поведения − это дисциплина, подводящая итог начальной профессиональной подготовки психолога. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2 - понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологи. ОК-4 – использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
ПК-2 – отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций. ПК-5 - выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам. ПК-7 – прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических патологиях ПК-8 – ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности. ПК-14 – выбор магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.
На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: теоретический контекст генетики, ее основные понятия, ограничения генетических методов, правила организации исследований, основные периодические издания и ресурсы, содержащие информацию о генетических исследованиях. Уметь: соотносить общие закономерности и средние тенденции с индивидуальной вариативностью; при чтении литературы понимать смысл результатов генетического исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); отбирать и разрабатывать адекватные методы исследования природы индивидуальных различий. Владеть: теоретико-методологической базой генетики; навыками работы с научной периодикой для поиска информации по интересующей теме; навыками применения генетических знаний в практической работе.
Структура и содержание дисциплины «Генетика поведения» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа в том числе самостоятельная работа в объеме 35 часов. Виды учебной работы: Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену). Календарно - тематический план (18 л, 18 пр. зан.)
П /п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, Включая самостоятельную работу студентов и Трудоемкость (в часах) |
Формы текущего Контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма Промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||||||||||||
Лек ции | П/з | Самосто ятельн. работа | |||||||||||||||||||||
1 | История Генетики поведения и ее место в структуре психологического знания. | 2 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||
2 | Основные понятия Генетики и генетики поведения. | 2 | 2 | 4 | Контрольная работа | ||||||||||||||||||
3 | Методы генетики и генетики поведения. | 2 | 2 | 4 | Контрольная работа | ||||||||||||||||||
4 | Экспериментальные исследования роли генотипа и среды в формировании психических и психофизиологических признаков. | 4 | 4 | 8 | Контрольная работа | ||||||||||||||||||
5 | Онтогенетика. | 4 | 4 | 7 | Контрольная работа | ||||||||||||||||||
6 | Исследования отклонений от нормы. | 2 | 2 | 4 | Контрольная работа | ||||||||||||||||||
7 | Перспективы развития генетики и генетики поведения. | 2 | 2 | 4 | Заключительная контрольная работа | ||||||||||||||||||
Итого | 18 | 18 | 35 | Зачет |
Наименование раздела | Содержание |
История генетики поведения и ее место в структуре психологического знания. | Психогенетика как междисциплинарная область знания Проблема индивидуальных различий и их природы в психогенетике и дифференциальной психологии. Психологические области, определяющие теоретический контекст психогенетики (дифференциальная психология, общая психология, психология развития, эволюционная психология). Место психогенетики в системе естественных наук (генетика человека, популяционная генетика, медицинская генетика, молекулярная генетика, нейрофизиология). Проблема социального и биологического в психике человека. Возможности изучения природы индивидуальных различий. Предмет психогенетики Предпосылки исследований природы индивидуальных различий. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Ф. Гальтон и его представления о наследуемости психических функций. Основные этапы становления и развития психогенетики в России и за рубежом. Перспективы развития психогенетики в контексте современных молекулярно-генетических методов исследования человека. |
Основные понятия генетики и генетики поведения. | Наследственность и изменчивость. Генетические основы количественной изменчивости. Фенотипическая, генетическая и средовая изменчивость. Коэффициент (показатель) наследуемости. Общая и индивидуальная среда. Взаимодействие генотипа и среды. Генотип-средовое взаимодействие. Генотип-средовая ковариация. Типы ковариации. Различие между понятиями наследственность и наследуемость. Генетические и средовые причины изменения показателя наследуемости. |
Методы Генетики и генетики поведения. | Методы, основанные на сравнении родственников, различающихся по степени родства (близнецовый, приемных детей, генеалогический, семейный, сиблинговый). Возможности выделения генотипических и средовых влияний в эксперименте. Основные постулаты и ограничения экспериментальных методов, основанных на родственных сравнениях. Количественные методы в психогенетике. Представление о многомерном генетическом анализе Молекулярно-генетические методы. Прямые молекулярно- генетические методы – определение вариаций в структуре ДНК и соотнесение их с вариациями фенотипического признака. Косвенные методы – сопоставление полиморфных генетических маркеров с вариациями фенотипического признака (метод сцепления, метод ассоциаций, определение локусов количественных черт). Методы популяционной генетики. Сопоставление популяций как метод решения психогенетических задач. Методы психологии развития (лонгитюдный и поперечных срезов) и специфика их использования в психогенетике. |
Экспериментальные исследования роли генотипа и среды в формировании психических и психофизиологических признаков. | Генетическая психофизиология. Темперамент как формально-динамическая характеристика поведения. Мета-анализ данных о природе вариативности темперамента, полученных на разных типах родственников (близнецы, разлученные близнецы, приемные дети и т.д.). Возрастная динамика соотношения наследственных и средовых факторов. Неаддитивное наследование свойств темперамента. Средовые эффекты (ассимиляция и контраст). Возрастное изменение роли пассивной и реактивной генотип-средовой ковариации в вариативности темперамента. Исследование диспозиционных свойств личности в психогенетике. Теория черт. Базовые черты: триада Айзенка (невротизм, экстраверсия, психотизм); 16-факторная структура свойств личности, Большая пятерка. Возможности психогенетики для определения структуры личностных черт. Молекулярно-генетические исследования личностных черт. Психогенетические исследования когнитивных функций (когнитивные процессы, интеллект, когнитивные способности, когнитивные стили, академическая успешность, креативность). Специфика результатов, получаемых на основе разных родственных сравнений. Мета-анализ результатов разных родственных сравнений. Эффект Флинна и неизменность показателя наследуемости у разных возрастных когорт. Молекулярно-генетические исследования когнитивных функций. |
Онтогенетика. | Проблема развития в психогенетике. Основные понятия онтогенетики. Причины континуальности развития, скачков и спадов в развитии. Преемственность генетических и средовых влияний и их оценка. Предикторы и их определение в психогенетических исследованиях. Возрастные изменения в соотношении компонентов фенотипической дисперсии от младенчества до преклонного возраста. Модель амплификации. Исследование среды в психогенетике. Основные виды средовой изменчивости. Понятие об объективной и эффективной среде. Исследования индивидуальной среды |
Исследования отклонений от нормы. | Психогенетические исследования нарушений когнитивных функций (снижение способности к обучению при сохранном интеллекте, дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, умственная отсталость, старческое слабоумие). Роль наследственных и средовых факторов в индивидуальных особенностях эмоциональных и поведенческих проблем. Депрессия и биполярные расстройства. Исследования этиологии шизофрении и аутизма. Асоциальное поведение, агрессивность, алкоголизм, наркомания. Эндофенотипы или промежуточные фенотипы. Критерии отбора эндофенотипов. Использование эндофенотипов при изучении этиологии заболеваний. |
Перспективы развития генетики и генетики поведения. | Расшифровка генома человека и изменение приоритетов в психогенетических исследованиях. Психогенетика и психогеномика. Этические проблемы, связанные с проведением психогенетического исследования и интерпретацией его результатов. |
Практическая работа №1
|
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.51.189 (0.026 с.)