Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



Дисциплина «Генетика поведения»

Блок дисциплин ОПД - Цикл Б.3. ДВ 1.

Направление подготовки 030300 «Психология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Институт социальных технологий

Форма обучения - очная

 

 

Сыктывкар 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра «Общей психологии»

  УТВЕРЖДено:
  На заседании учебно-методической комиссии института
  «___»________20 12 г.
  Протокол №
  Председатель УМК ____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Генетика поведения»

Блок дисциплин ОПД - Цикл Б.3. ДВ 1.

Направление подготовки 030300 «Психология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Институт социальных технологий

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2012

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК

профессор каф. биологии, докт. биол. наук ____________Доровских Г.Н.

                                                             (подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана

Направления 030300 «Психология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры «Общая психология»

Протокол заседания №   от «__»__ _     _ _2012 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

                   (подпись)

СОГЛАСОВАНО:

Директор Институт социальных технологий

доцент _____________ Е.Г. Тонкова

                                     (подпись)

«___» __________2012 г.

Председатель УМК Института

доцент ____________ Е.Г. Тонкова

                                      (подпись)

 

  «___» __________2012 г.

 


Пояснительная записка

1. Цель освоения дисциплины:

 

Целью освоения дисциплины «Генетика поведения» является подготовка специалистов, умеющих проводить и интерпретировать результаты психогенетических исследований и применять знания о природе индивидуальных различий в теоретической и практической работе.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина «Генетика поведения» относится к числу дисциплин профессионального цикла; ее программа рассчитана на студентов, прослушавших основные психологические курсы - общую психологию, дисциплины естественнонаучного и математического цикла. Для усвоения курса необходимо также иметь представление о современных концепциях естествознания и знать основные методы математической статистики.

 

Место в учебном плане – Цикл Б.3 Профессиональный цикл. ДВ 1.

Описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплины, модули, практики).

Студент для успешного освоения дисциплины «Генетика поведения» должен освоить основы психологии, общей биологии, физиологии человека, биологии клетки, эволюции, экологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. Т.о. «Генетика поведения» − это дисциплина базирующаяся на знаниях и умениях приобретенных обучающимся на протяжении предшествующих лет обучения.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).

Студент должен иметь представление об основах психологии, о строении животных и человека, закономерностях онтогенеза и филогенеза, наследовании признаков и их развитии, о взаимоотношениях организмов одного и разных видов, о взаимодействии организмов со средой обитания, зоопсихологии и сравнительной психологии..

Теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее.

Генетика поведения − это дисциплина, подводящая итог начальной профессиональной подготовки психолога.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-2 - понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологи.

ОК-4 – использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

ПК-2 – отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций.

ПК-5 - выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

ПК-7 – прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических патологиях

ПК-8 – ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности.

ПК-14 – выбор магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы.

 

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: теоретический контекст генетики, ее основные понятия, ограничения генетических методов, правила организации исследований, основные периодические издания и ресурсы, содержащие информацию о генетических исследованиях.

Уметь: соотносить общие закономерности и средние тенденции с индивидуальной вариативностью; при чтении литературы понимать смысл результатов генетического исследования, полученных с помощью разных методов статистического анализа (факторного, регрессионного, математического моделирования); отбирать и разрабатывать адекватные методы исследования природы индивидуальных различий.

Владеть: теоретико-методологической базой генетики; навыками работы с научной периодикой для поиска информации по интересующей теме; навыками применения генетических знаний в практической работе.

 

Структура и содержание дисциплины «Генетика поведения»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа в том числе

самостоятельная работа в объеме 35 часов.

Виды учебной работы:

Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену).

Календарно - тематический план (18 л, 18 пр. зан.)

П /п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

Включая

самостоятельную работу

студентов и

Трудоемкость (в часах)

Формы текущего

Контроля

успеваемости (по

неделям семестра)

Форма

Промежуточной

аттестации (по

семестрам)

Лек ции П/з Самосто ятельн. работа
1 История Генетики поведения и ее место в структуре психологического знания.     2 2 4  
2 Основные понятия Генетики и генетики поведения.     2 2 4 Контрольная работа
3 Методы генетики и генетики поведения.     2 2 4 Контрольная работа
4 Экспериментальные исследования роли генотипа и среды в формировании психических и психофизиологических признаков.     4 4 8 Контрольная работа
5 Онтогенетика.     4 4 7 Контрольная работа
6 Исследования отклонений от нормы.     2 2 4 Контрольная работа
7 Перспективы развития генетики и генетики поведения.     2 2 4 Заключительная контрольная работа
  Итого     18 18 35 Зачет
Наименование раздела Содержание
История генетики поведения и ее место в структуре психологического знания. Психогенетика как междисциплинарная область знания Проблема индивидуальных различий и их природы в психогенетике и дифференциальной психологии. Психологические области, определяющие теоретический контекст психогенетики (дифференциальная психология, общая психология, психология развития, эволюционная психология). Место психогенетики в системе естественных наук (генетика человека, популяционная генетика, медицинская генетика, молекулярная генетика, нейрофизиология). Проблема социального и биологического в психике человека. Возможности изучения природы индивидуальных различий. Предмет психогенетики Предпосылки исследований природы индивидуальных различий. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Ф. Гальтон и его представления о наследуемости психических функций. Основные этапы становления и развития психогенетики в России и за рубежом. Перспективы развития психогенетики в контексте современных молекулярно-генетических методов исследования человека.
Основные понятия генетики и генетики поведения. Наследственность и изменчивость. Генетические основы количественной изменчивости. Фенотипическая, генетическая и средовая изменчивость. Коэффициент (показатель) наследуемости. Общая и индивидуальная среда. Взаимодействие генотипа и среды. Генотип-средовое взаимодействие. Генотип-средовая ковариация. Типы ковариации. Различие между понятиями наследственность и наследуемость. Генетические и средовые причины изменения показателя наследуемости.
Методы Генетики и генетики поведения. Методы, основанные на сравнении родственников, различающихся по степени родства (близнецовый, приемных детей, генеалогический, семейный, сиблинговый). Возможности выделения генотипических и средовых влияний в эксперименте. Основные постулаты и ограничения экспериментальных методов, основанных на родственных сравнениях. Количественные методы в психогенетике. Представление о многомерном генетическом анализе Молекулярно-генетические методы. Прямые молекулярно- генетические методы – определение вариаций в структуре ДНК и соотнесение их с вариациями фенотипического признака. Косвенные методы – сопоставление полиморфных генетических маркеров с вариациями фенотипического признака (метод сцепления, метод ассоциаций, определение локусов количественных черт). Методы популяционной генетики. Сопоставление популяций как метод решения психогенетических задач. Методы психологии развития (лонгитюдный и поперечных срезов) и специфика их использования в психогенетике.
Экспериментальные исследования роли генотипа и среды в формировании психических и психофизиологических признаков. Генетическая психофизиология. Темперамент как формально-динамическая характеристика поведения. Мета-анализ данных о природе вариативности темперамента, полученных на разных типах родственников (близнецы, разлученные близнецы, приемные дети и т.д.). Возрастная динамика соотношения наследственных и средовых факторов. Неаддитивное наследование свойств темперамента. Средовые эффекты (ассимиляция и контраст). Возрастное изменение роли пассивной и реактивной генотип-средовой ковариации в вариативности темперамента. Исследование диспозиционных свойств личности в психогенетике. Теория черт. Базовые черты: триада Айзенка (невротизм, экстраверсия, психотизм); 16-факторная структура свойств личности, Большая пятерка. Возможности психогенетики для определения структуры личностных черт. Молекулярно-генетические исследования личностных черт. Психогенетические исследования когнитивных функций (когнитивные процессы, интеллект, когнитивные способности, когнитивные стили, академическая успешность, креативность). Специфика результатов, получаемых на основе разных родственных сравнений. Мета-анализ результатов разных родственных сравнений. Эффект Флинна и неизменность показателя наследуемости у разных возрастных когорт. Молекулярно-генетические исследования когнитивных функций.
Онтогенетика. Проблема развития в психогенетике. Основные понятия онтогенетики. Причины континуальности развития, скачков и спадов в развитии. Преемственность генетических и средовых влияний и их оценка. Предикторы и их определение в психогенетических исследованиях. Возрастные изменения в соотношении компонентов фенотипической дисперсии от младенчества до преклонного возраста. Модель амплификации. Исследование среды в психогенетике. Основные виды средовой изменчивости. Понятие об объективной и эффективной среде. Исследования индивидуальной среды
Исследования отклонений от нормы. Психогенетические исследования нарушений когнитивных функций (снижение способности к обучению при сохранном интеллекте, дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, умственная отсталость, старческое слабоумие). Роль наследственных и средовых факторов в индивидуальных особенностях эмоциональных и поведенческих проблем. Депрессия и биполярные расстройства. Исследования этиологии шизофрении и аутизма. Асоциальное поведение, агрессивность, алкоголизм, наркомания. Эндофенотипы или промежуточные фенотипы. Критерии отбора эндофенотипов. Использование эндофенотипов при изучении этиологии заболеваний.
Перспективы развития генетики и генетики поведения. Расшифровка генома человека и изменение приоритетов в психогенетических исследованиях. Психогенетика и психогеномика. Этические проблемы, связанные с проведением психогенетического исследования и интерпретацией его результатов.

Практическая работа №1



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.51.189 (0.026 с.)