![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучения адаптации первоклассников к школеСтр 1 из 6Следующая ⇒
Диагностическая программа Изучения адаптации первоклассников к школе
Пояснительная записка В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Физиологическая адаптация Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: 1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. 2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. 3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Диагностическая программа скринингового исследования 1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе поЭ.М.Александровской (экспертная оценка учителя) - приложение №1. 2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (схему изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители) – приложение №2. 3. Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой – приложение №3. Данные по всем методикам заносятся в «Сводную таблицу результатов изучения уровня адаптации учащихся 1 классов» - приложение №4 При выявлении детей, показавших низкий уровень адаптации, индивидуально проводиться обследование ребенка с целью составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Примерная Диагностическая программа индивидуального обследования 1. Психолого-педагогическая карта (1-3 кл) М.Битяновой(экспертная оценка учителя) – приложение №5 2. Методики изучения психических познавательных процессов и личности ребенка (по выбору педагога-психолога с учетом результатов скринингового обследования).
Приложение № 1 Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе* (экспертная оценка учителя) Автор Э.М. Александровская Шкала – учебная активность 5 баллов – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно. 4 балла – на уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются. 3 балла – редко поднимает руку и правильно отвечает.
2 балла - учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит. 1 балл – пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое. 0 баллов – учебная активность отсутствует, не включается в учебный процесс.
Шкала – усвоение знаний 5 баллов – правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий. 4 балла – небольшие помарки, единичные ошибки. 3 балла – редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их замены. 2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок. 1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний. 0 баллов – плохое усвоение программного материала по всем предмета, грубые ошибки, большое их количество. Шкала – поведение на уроке 5 баллов – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя. 4 балла – выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается на уроке. 3 балла – изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами. 2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах. 1 балл – требования учителя выполняет частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает. 0 баллов – не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы). Шкала – отношение к учителю 5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремиться понравиться ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним. 4 балла – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью. 3 балла – старательно выполняет требования учителя, старается обращаться за помощью к одноклассникам. 2 балла – выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным. 1 балл – избегает контакта с учителем, при общении с ним легко теряется, говорит тихо. 0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании. III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий» А) Ребёнок сам справляется с домашними заданиями. Б) Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого. В) Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам. Г) Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого. Д) Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого. Автор Н. Лусканова АНКЕТА 1. Тебе нравится в школе? — не очень 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? — чаще хочется остаться дома 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? — не знаю 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? — не нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? — не знаю 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? — часто 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? — точно не знаю 9. У тебя в классе много друзей? — мало 10. Тебе нравятся твои одноклассники? — нравятся Анкета «Оценка школьной мотивации» Автор Н. Лусканова Предъявление анкеты Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. 1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника. КЛЮЧ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
Приложение№4 Сводная таблица результатов изучения уровня адаптации учащихся 1- ___класса МОУ №____ (20__-20__ уч.г.)
Рекомендации к заполнению итоговой таблицы: 1. В столбец 3 вноситься зона адаптации по методике «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» - экспертная оценка учителя (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д)
2. В столбе 4 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (0, 1, 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Учебная активность», то в таблицу в столбец 4 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Усвоение знаний», то вносим цифру 2 и т.д. (3 шкала – поведение на уроке; 4 шкала – поведение на перемене; 5 шкала – взаимоотношения с одноклассниками; 6 шкала – отношение к учителю; 7 шкала – эмоциональное благополучие). 3. В столбец 5 вноситься зона адаптации по «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» - экспертная оценка родителей (если зона адаптации вносим А, зона неполной адаптации - НА, зона дезадаптации – Д). 4. В столбе 6 перечисляем № шкал, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (Д-1 балл, Г- 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале №1 «Успешность выполнения домашних заданий»то в таблицу в столбец 6 вносим цифру 1, если по шкале №2 «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения домашних заданий», то вносим цифру 2 и т.д. (III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»; IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»; VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка»; V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»). 5. В столбец 7 вносим результат по анкете «Оценка школьной мотивации» автор Н. Лусканова. Так, если мотивация находиться на первом уровне (25—30 баллов — В ысокий уровень школьной мотивации, учебной активности), то в столбец 7 вносим букву В, если второй уровень (20—24 балла — Х орошая школьная мотивация) – вносим «Хор», если третий уровень ( 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей В неучебной Д еятельностью) вносим ВД, пятый уровень ( 10–14 баллов — Н изкая школьная мотивация) вносим Н, если пятый уровень(Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная Д езадаптация) вносим Д. 6. В столбец 8 вносим итоговый уровень адаптации ребенка по итогам трех методик. Так, если по одной методике выявлена зона дезадаптации в столбец 8 вносим НА (неполная адаптация), если по двум ли трем методикам – Д (дезадаптация), если по всем методикам результаты находятся в зоне «Адаптация» - то вносим А. 7. В столбец 9 вносим примечания, которые указывают на необходимость сопровождения («+» с ребенком будет проводиться работа, «-» работа проводиться не будет). Приложение №5 П С И Х О Л О Г О - П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А (1-3 класс)* Класс _________ Кл. руководитель ___________________ Дата заполнения ___________ /Условные обозначения: «+» - да, «-» - нет, «+» - иногда, «0» - не знаю /
*Картой можно воспользоваться для более глубокого изучения класса. Также рекомендуется использовать данную форму для экспертной оценки деятельности и личности учащихся, показавших низкий уровень адаптации (зона дезадаптации). В таком случае рекомендуется заполнение таблицы на персональном бланке. Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе
Пояснительная записка В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.101.167 (0.041 с.) |