Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины обращения к вопросу о месте и роли истории детства
Изменения современной истории педагогики вызвали к жизни новые исследовательские подходы - аксиологический, парадигмальный, цивилизационный, антропологический, историко-генетический, феноменологический, дополнившие привычные формационный и системный подходы. Их разнообразие позволяет сделать исследовательские усилия немногочисленных историков педагогики более эффективными. Эти процессы в нашей дисциплине происходят на фоне кризиса научного познания в целом (эпоха постмодерна, поиски неклассических путей для современной науки). Все это лишает научное знание того «ореола всемогущества и непогрешимости», который существовал ранее. Параллельно снижается «историзм» общественного сознания (способность его опираться в своих выводах и оценках на опыт прошлого), в том числе, и в среде педагогов. Включение в педагогические исследования историко-педагогической составляющей производится сегодня далеко не всегда, поэтому история педагогики развивается автономно, а ее результаты часто используют как вспомогательное иллюстративное дополнение. Между тем, необходимы не иллюстрации, красивые примеры из прошлого, подтверждающие ту или иную идею современности, а целостные научные обоснования ведущих линий развития (доминант, тенденций) этого прошлого. Что же главное должно измениться в истории педагогики? «В основе всех классификаций наук - от Платона до наших дней - лежали два принципа: классификация по предмету и методу. При этом, история не вполне укладывалась в эти схемы, основанные на двух принципах членения». Современные изменения истории педагогики связаны в первую очередь с изменением ее предмета (области изучаемого материала). Это понятно: методы изучения в истории педагогики исторические, зависят от наличия и качества, разновидностей имеющихся исторических источников. Именно источники информации отличают области изучаемого друг от друга и специфику методов их изучения. История детства находится в ряду новых сфер изучения для современной истории педагогики. Подходы к исследованию данных областей различны. Но сохраняется главное, что мешает развиваться истории детства. При всех поисках отечественной истории педагогики последнего десятилетия, она по-прежнему остается лишь историей того, как взрослые люди проводили педагогические «эксперименты» над детьми. История педагогики — по-прежнему история взрослых, а не детей. Предмет истории педагогики расширяется количественно, но не качественно. Историю детства гораздо сложнее изучать с точки зрения наличия и возможности объяснения ее источников информации. Но понять действия педагогов прошлого невозможно, не уяснив их понимания места ребенка в жизни. Стоит попытаться понять и особенности восприятия детьми взрослого мира, окружения сверстников. Ведь разве может рассчитывать на успех педагог, не предполагающий детских реакций на свои действия? Невозможно понять отношение взрослых к детям, не имея представления о детстве той эпохи как самостоятельном явлении. Знать, как взрослые представляли себе детей, мало. Взрослые сами были детьми, их отношение к детству формировалось на основе собственного опыта и понимания. Они сталкивались с реакциями детей на свои действия как педагогов и должны были их себе объяснять на уровне своего времени.
Советская история педагогики, создав огромное число исследований, почти полностью посвятила их взрослым — деятелям образования, образовательным учреждениям, исследователям. Для отечественной истории педагогики характерен своеобразный «авторитаризм», когда взрослые знают, что полезно детям, обществу, миру в целом. Такая линия может быть продолжена и современностью, но единственная ли она? История детства,— достижение западной истории педагогики, малоизвестное в России,— появилась в конце 60-х годов, во-первых, как ответ на кризис исторической науки, как новое направление, интересующееся историей обычных проявлений, историей повседневности, а не только «историей Великого прошлого». Во-вторых, история детства включает и историю созданных взрослыми для детей социальных институтов — семьи, школы. Главное отличие истории детства от истории педагогики: история детства более относится к исторической науке, а история педагогики — к педагогической. Первая более направлена на познание прошлого, вторая ориентирована на обоснование современных проблем (настоящее, понимаемое через прошлое). Таким образом, причинами обращения к истории детства со стороны истории педагогики стали поиски последней в ответ на кризис исторического познания и совокупность современных проблем педагогики. Было необходимо заполнить «белое пятно» истории детства.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.007 с.) |