Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие теоретические сведения
Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за учащемся право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996). Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поддерживать - значит "служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде"86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь учащегося, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте. Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность учащегося, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на: - поддержку здоровья и физических сил учащегося: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье; - поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого учащегося, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии; - поддержку учащегося в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
- поддержку семьи учащегося: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для учащегося членами семьи. Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией учащегося, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания. Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от учащегося", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман: - учащийся не может быть средством в достижении педагогических целей; Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин заимствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самостоятельного учения детей.
В практике нашего образования технология педагогической поддержки оказалась более востребована в области внеучебной деятельности и общения учащихся, и главным ее организатором стал освобожденный преподаватель (его иногда именуют на английский манер - "тьютор", но это понятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки). Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем учащегося или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов. 1. Диагностический этап Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого учащегося есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только воспитателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности. 2. Поисковый этап Совместно с учащемся определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор учащийся должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора. 3. Договорный этап Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности: - "свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки"; - "не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предстоит решать". 4. Деятельностный этап На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирование, доверительное общение "в кругу": активное "слушание другого", проявление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения. 5. Рефлексивный этап Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) "с вопросом учащегося к самому себе". Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы "про себя", это означает, что воспитатель достиг цели. Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность учащегося. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах:
Ход ра боты: 1. Ознакомиться с теоретическими сведениями. 2. Используя полученную информацию, выполнить практические задания. 3. Записать результаты в тетради для практических работ. Практические задания 1. Что понимается под понятием «самоактуализация личности»? Какие условия необходимо создавать в педагогическом процессе для ее реализации? 2. Раскройте сущность педагогической поддержки. 3. Сопоставьте особенности профессиональных задач, решаемых в условиях организации педагогического воздействия и личностно-ориентированного взаимодействия. 4. Охарактеризуйте основные компоненты технологии педагогической поддержки. 5. Назовите методы и приемы осуществления прямой и скрытой педагогической поддержки учащегося/студента. Проанализируйте особенности их реализации применительно к учащимся разного возраста (подросток, юноша). Контрольные вопросы:
Практическое занятие 2.2 (2 часа) Тема: Этико-половая дифференциация учащихся/студентов в педагогическом общении Цель: углубление и систематизация знаний об особенностях организации педагогического общения с учетом этико- половой дифференциации детей, применении приемов создания ситуаций успеха. План: 1. Функции педагогического воздействия, направленного на этико-половуюдифференциацию. 2. Создание ситуации успеха и неуспеха с целью инициирования физических и духовных сил личности. 3. Этическая защита в педагогическом общении.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.117 (0.015 с.) |