Краткие теоретические сведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические сведения



Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за учащемся право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поддерживать - значит "служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде"86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь учащегося, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.

Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность учащегося, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:

- поддержку здоровья и физических сил учащегося: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого учащегося, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

- поддержку учащегося в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

- поддержку семьи учащегося: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для учащегося членами семьи.

Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией учащегося, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от учащегося", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

- учащийся не может быть средством в достижении педагогических целей;
- самореализация педагога - в творческой самореализации учащегося;
- всегда принимай учащегося таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинства своей личности и личности учащегося;
- дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
- доверяй - не проверяй!
- признавай право на ошибку и не суди за нее;
- умей признать свою ошибку;
- защищай учащегося, учи его защищаться.

Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин заимствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самостоятельного учения детей.

В практике нашего образования технология педагогической поддержки оказалась более востребована в области внеучебной деятельности и общения учащихся, и главным ее организатором стал освобожденный преподаватель (его иногда именуют на английский манер - "тьютор", но это понятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки).

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем учащегося или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

1. Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого учащегося есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только воспитателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.

2. Поисковый этап

Совместно с учащемся определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор учащийся должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.

3. Договорный этап

Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:
- "ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение";

- "свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки";

- "не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предстоит решать".

4. Деятельностный этап

На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирование, доверительное общение "в кругу": активное "слушание другого", проявление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.
Здесь нужна также организация социальной практики детей, "инициативных событий", увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помешают индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые должны стать союзниками воспитателя.

5. Рефлексивный этап

Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) "с вопросом учащегося к самому себе". Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы "про себя", это означает, что воспитатель достиг цели.

Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность учащегося. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах:
- "шаг первый": учащийся с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;
- "шаг второй": в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;
- "шаг третий": в дальнейшей беседе учащийся определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;
- "шаг четвертый": учащийся размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;
- "шаг пятый": учащийся совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;
- "шаг шестой": разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;
- "шаг седьмой": во время реализации проекта учащийся и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.
Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить учащегося понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия учащегося, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

Ход ра боты:

1. Ознакомиться с теоретическими сведениями.

2. Используя полученную информацию, выполнить практические задания.

3. Записать результаты в тетради для практических работ.

Практические задания

1. Что понимается под понятием «самоактуализация личности»? Какие условия необходимо создавать в педагогическом процессе для ее реализации?

2. Раскройте сущность педагогической поддержки.

3. Сопоставьте особенности профессиональных задач, решаемых в условиях организации педагогического воздействия и личностно-ориентированного взаимодействия.

4. Охарактеризуйте основные компоненты технологии педагогической поддержки.

5. Назовите методы и приемы осуществления прямой и скрытой педагогической поддержки учащегося/студента. Проанализируйте особенности их реализации применительно к учащимся разного возраста (подросток, юноша).

Контрольные вопросы:

  1. Понятие и назначение педагогической поддержки.
  2. Технологии педагогической поддержки.
  3. Особенности педагогической поддержки для разного возраста.
  4. Средства и приемы педагогической поддержки.

Практическое занятие 2.2 (2 часа)

Тема: Этико-половая дифференциация учащихся/студентов в педагогическом общении

Цель: углубление и систематизация знаний об особенностях организации педагогического общения с учетом этико- половой дифференциации детей, применении приемов создания ситуаций успеха.

План:

1. Функции педагогического воздействия, направленного на этико-половуюдифференциацию.

2. Создание ситуации успеха и неуспеха с целью инициирования физических и духовных сил личности.

3. Этическая защита в педагогическом общении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.117 (0.015 с.)