Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа.
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь.
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Итоговое повторение (2 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно – тематический план
№
| Тема урока
| Характеристика основных видов деятельности учащихся при освоении предмета
| Метапредметные,
личностные результаты обучения,
УУД
| Виды контроля и
обратной
связи
| Учебное
оборудование
|
1
| Введение. Значение обществознания для человека
|
| Раскрывать смысл понятия обществознания, выявлять взаимосвязь человека и общества
| Дискуссия
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
2
| Общество – динамичная саморазвивающаяся система
| - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
| Выявлять существенные признаки общества, анализировать и обосновывать текст с заданных позиций
| Парная работа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
3
| На пути к современной цивилизации
| Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество
| Исследовательский метод
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
4
| Глобальные проблемы современности
| Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике глобальных проблем
| Исследовательский метод
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
5
| Социальные конфликты и пути их решения.
| Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменениями в обществе
| Исследовательский метод
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
6
| Биологическое и социальное в человеке.
| - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
| Выявить отличия человека от животных, характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
7
| Человек и его ближайшее окружение.
| Характеризовать и конкретизировать примерами ближайшее окружение человека
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
8
| Личность и межличностные отношения.
| Описывать межличностные отношения и их отдельные виды
| Творческая работа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
9
| Семья как малая группа
| Характеризовать и конкретизировать примерами семью как малую группу
| Самостоятельная работа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
10
| Особенности подросткового возраста.
| Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения в подростковом возрасте
| Дискуссия
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
11
| Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
| Описывать социальную структуру общества, характеризовать неравенство, дифференциацию, свое отношение к другим людям
| Дискуссия
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
12
| Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
| Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных параметров личности
| Работа в парах
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
13
| Мышление и речь
| Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике личности
| Самостоятельная работа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
14
| Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
| Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения
| Дискуссия
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
15
| Экономика и её роль в жизни общества
| - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
| Раскрывать роль экономики в жизни общества
| Работа в парах
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
16
| Экономические системы. Разбор ситуаций
| Различать и сопоставлять основные экономические системы, характеризовать ситуации
| Самостоятельная работа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
17
| Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
| Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности
| Исследовательский метод
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
18
| Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
| Различать и сопоставлять понятия «ресурсы» и «потребности», выявлять проблему ограниченности ресурсов
| Исследовательский метод
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
19
| Предпринимательство.
| Описывать социально – экономическую роль и функции предпринимательства
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
20
| Рынок и рыночный механизм.
| Характеризовать рынок и объяснять действие рыночного механизма
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
21
| Экономические цели и функции государства.
| Характеризовать экономические функции государства.
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
22
| Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
| Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
23
| Налоги, уплачиваемые гражданами.
| Характеризовать основные виды налогов граждан
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
24
| Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф.
| - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
| Раскрывать принципы правового государства
| Исследовательский метод
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
25
| Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан
| Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
26
| Политический режим. Демократия.
| Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства
| Исследовательский метод
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
27
| Правовое государство и гражданское общество
| Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
28
| Власть. Роль политики в жизни общества.
| Характеризовать власть и политику как социальное явление
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
29
| Органы государственной власти Российской федерации.
| Характеризовать органы государственной власти Российской федерации
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
30
| Правоохранительные органы в Российской федерации.
| Характеризовать правоохранительные органы государственной власти Российской федерации
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
31
| Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
| Определять сферу общественных отношений, регулируемыхадминистративным и уголовным законодательством
| Самостоятельная работа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
32
| Формы и разновидности культуры
| - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
| Определять сущностные характеристики понятия «культура»
| Дискуссия
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
33
| Образование и самообразование
| Оценивать значение образования в информационном обществе
| Беседа
| Дополнительная литература, учебное пособие
|
34-35
| Итоговое повторение
|
|
|
|
|
Лист корректировки