![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников
Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этике, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучать речевому этикету в дошкольном детстве. В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета. В дошкольном возрасте соблюдение речевого этикета занимает большое место в жизни ребенка, также его соблюдение помогает дошкольнику выстраивать доверительные и надежные отношения со сверстниками и взрослыми людьми. У взрослых должна появится такая обязанность, как убеждение ребенка в том, что соблюдение речевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений с окружающими людьми, так как, только при правильно выстроенном общении возможно выразить уважение к людям, возможно правильно выразить свои чувства к определенной ситуации (радость, недовольство, обиду, выразить желание, отстоять или высказать свое мнение, никого, при этом не обидев и не испортив отношение с товарищем. Курочкина И.Н рассматривает обучение детей правилам этикета проводится в два этапа: на первом воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации; на втором этапе, в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. Следует помнить, что знание правил поведения не способствует их неукоснительному выполнению, если оно не подкреплено выработкой определенных моральных установок. С детьми выясняется не только вопрос о том, как следует себя вести, но и почему именно так желательно поступать в той или иной ситуации, как отражается тот или иной поступок на отношениях людей, в чем состоит красота поведения [17]. Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с тремя выделенными этапами: этап формирования знания и понимания правила; этап применения правила; этап эмоционального переживания усвоенного правила. Мы рассматривали такие формулы речевого этикета как: «приветствие», «прощание», «просьба», «благодарность», «извинение» [5].
Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определялась логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение. Первый этап восприятие формул речевого этикета. Работа направлена на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета. Она начинается с организации восприятия формул и выражений речевого этикета. Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в повседневной жизни. Используется любая возможность, чтобы проговаривать вслух, по какому поводу педагог собирается обратиться к кому–либо и как именно это будет сделано. Ребёнку подсказывают, как ему предложить или пригласить старшего или сверстника; стремятся поощрять попытки использования формул речевого этикета. Это позволяет активизировать их восприятие: - Вы заметили, как встретил Гриша, Наталью Петровну? Он сказал...; Давайте пригласим ребят из приёмной в группу, скажем им: «Проходите, обед накрыт»; - Сказать вам, как Глеб предложил мне поиграть с ним? Он сказал: «Татьяна Александровна, давайте с вами поиграем в эту игру». Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Использовались такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон» На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.
В начале используются игры, по правилам которых требовалось воспроизвести заданные речевые образцы. После этого упражняли детей в самостоятельном выборе и использовании речевых формул [23, с. 61]. В работе по организации воспроизведения формул используются следующие игры: 1.Словесная игра «Волшебник». Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения. 2.Дидактическая игра «Дети учат Незнайку». Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений. 3.Игровая ситуация «Подбери слова». Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения, предложения запомнили дети. 4.Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В магазине». На третьем этапе идёт обучение детей развёртыванию формул и выражений формул речевого этикета. На этом этапе обучение предполагает восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения. Четвёртый этап предусматривает обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики. Для обучения проявлению доброжелательности использовались игры и этюды: 1.Игра «Физиономисты». Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния. 2.Этюд «Эмоции». Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего. 3.Игра «Пантомимы». Цель: развивать умение невербального общения. Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняют детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении формируется в повседневных делах и заботах ребёнка [2, с. 65]. Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений. Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации [21, с. 65]. Также нами были подготовлены конспекты занятий, которые помогут воспитателям сформировать речевой этике у детей старшего дошкольного возраста (Приложение В).
Таким образом, рассмотренная нами работа предполагает различные направления работы, этапы формирования речевого этикета, которые возможно также использоваться на занятиях, в процессе прогулок и режимных моментах. Правильная организация занятий воспитателем поможет сформировать речевой этикет, и научить применять полученные знания на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема развития культуры речевого этикета актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания окружающего мира, становление сознания и контактов с людьми, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. В условиях разного уровня развития обществом на современном этапе уделяется недостаточное внимания к речевому этикету в семье, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению. В теоретической части исследования было раскрыто понятие «речевой этикет», психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста и формы, методы, приёмы развития его у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, мы выявили, что речевой этикет рассматривается современными авторами, как совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Формирование речевого этикета у детей рассматривается как процесс овладения ребенком нормами речевого общения. В данном процессе важно не только сформировать представление о сущности речевого этикета, но и привить ребенку основные нормы культуры речевого общения. В основу речевого этикета входят речевые этикетные формулы, основными из которых для детей старшего дошкольного возраста являются формулы «Приветствия», «Прощания», «Просьбы», «Благодарности», «Извинения». Выявив особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, убедились в том, что воспитатель должен учитывать, что, знание и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком; что каждый ребенок индивидуален и усваивает правила речевого этикета в силу своих особенностей; что воспитание речевого этикетного поведения, необходимо в условиях организации различных форм деятельности, которые подкреплены средствами обучения и воспитания.
Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами с помощью метода наблюдения. Нами были получены результаты: 13% детей имеют высокий уровень, 26% средний уровень и 60% низкий уровень речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были разработаны средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста: художественная литература, которая направлена на формирование образцов этикетной лексики; организация дидактических игр направлена на применение правил по употреблению формул речевого этикета; проведение бесед направленно на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета. Важность развития и обучения речевому этикету вызывает затруднения и при спонтанном развитии не достигает уровня развития, который достигается благодаря работе воспитателя. Несформированность речевого этикета отрицательно сказывается на социализации ребёнка, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования речевого этикета имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания. 1.Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 272 с. 2.Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников: методическое пособие / О. Ю. Безгина. – Москва, 2004. – 238 с. 3.Белашова, Л. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Белашова. – Москва, 2004. – 142 с. 4.Белобрыкина, О. А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль, 2012. – 243 с. 5.Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 164 с. 6.Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М., 2003. – 322 с. 7.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 89 с. 8.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. –2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1983. – 124 с. 9.Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары, Чувашское изд-во, 2007. – 129 с. 10.Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – Москва: Просвещение, 2003. – 134 с. 11.Даренская, Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – 43 с. 12.Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей с ОНР / Л. С. Дмитриевских. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 98 с. 13.Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие / М. В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец, 2003. – 76 с.
14.Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры: учеб. пособие / М. С. Каган. – М.: Спутник, 2013. – 145 с. 15.Куатаева, Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – 132 с. 16.Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых. – М., 2001. – 217 с. 17.Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2003. – 123 с. 18. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с. 19.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280 с. 20.Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А. Урунтаевой, – М., 1995. – 146 с. 21.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с. 22.Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения/ Н. И.Формановская. – Москва.: Высш. шк., 2000. – 138 с. 23.Черенкова, Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: Издательство Дом, 2006. – 238 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список детей
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.78 (0.046 с.) |