Обработка результатов и выводы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка результатов и выводы



Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, определите, к какому хронобиологическому типу вы относитесь: «Голубь», «Сова» или «Жаворонок».

Схема оценки хронобиологического типа человека по опроснику-тесту

«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип)    69 баллов

Слабо выраженный утренний тип                             59-69 баллов

«Голубь» (индифферентный тип)                              42-58 баллов

Слабо выраженный вечерний тип                             31-41 балл

«Сова» (сильно выраженный вечерний тип)           31 балл

3. Определите длительность индивидуальной минуты

Длительность индивидуальной минуты (ИМ) определяют по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счет секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит вслух. Истинное время фиксируют при помощи секундомера. Для надежности определяют ИМ 2-3 раза. Средний показатель заносится в протокол.

Определите длительность ИМ в начале и в конце занятия.

Обработка результатов и выводы

Сопоставьте ваши показатели со среднестатистическими по таблице 8. Сделайте вывод о соответствии длительности ИМ возрастной норме и о степени адаптации к учебным нагрузкам, судя по ее изменению к концу занятия.

Таблица 8

Возрастная динамика длительности индивидуальной минуты (ИМ)

 

 

ИМ, с

Возраст

Мужчины Женщины

Р2

Оба пола
М±m М±m М±m
1. 6 лет 36,8±1,4 36,9±1,6 >0,5 36,8±1,0
  <0,001 <0,001   <0,001
2. 7 лет P1 40,8±0,8 43,2±2,2 >0,5 41,2±1,2
  <0,001 <0,001   <0,001
3. 12 лет P1 41,9±0,6 43,6±1,1 >0,1 42,4±0,8
  <0,001 <0,001   <0,001
4. 13 лет Р1 47,2±0,6 41,3±2,2 <0,05 43,6±1,3
  <0,001 <0,001   <0,001
5. 14 лет Р1 44,8±1,1 45,6±1,6 >0,5 45,2±1,0
  <0,001 <0,001   <0,001
6. 15 лет P1 52,3±1,1 52,1±2,0 >0,5 52,2±0,9
  <0,001 <0,01   <0,001
7. 16 лет P1 55,1±1,0 56,9±1,9 >0,5 56,4±1,1
  <0,01 >0,1   <0,05
8. 17лет Р1 58,8±1,4 58,1±1,2 >0,5 58,3±1,0
  >0,5 >0,5   >0,1
9. 21 год 60,2±1,4 59,1±1,3 >0,1 59,8±1,0

 

Примечание: P1 – достоверность различий детских величин по сравнению со взрослыми; Р2 – достоверность межполовых различий. Сделайте вывод о соответствии величины вашей ИМ половозрастной норме и об адаптивных возможностях вашего организма.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь):биологические часы, эндогенная ритмика, полифазные организмы, циркадные ритмы, сезонная периодичность, фотопериодизм, короткодневные организмы, длиннодневные организмы, многолетняя периодичность, критический фотопериод.

2. Вопросы для самоконтроля

2.1. Приведите примеры видов, у которых, по вашему мнению, не должно быть суточных ритмов, и объясните, почему вы так думаете.

2.2. На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Больше всего пострадали деревья, растущие возле уличных фонарей. Почему?

2.3. Многие уверяют, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте ответ.

2.4. В некоторых особо засушливых районах Австралии и Африки годовые ритмы размножения у местных видов птиц не проявляются. Они откладывают яйца через разные периоды времени сразу же после редких дождей. Объясните причину. Следует ли ожидать у этих видов проявление фотопериодизма?

2.5. Объясните, почему у глухарей и тетеревов, как и у многих других птиц, ток (брачные песни и турниры) происходят весной и осенью, хотя спаривание и выведение потомства наблюдается исключительно весной.

2.6. Объясните, почему животных Южного полушария практически невозможно акклиматизировать в сходных климатических условиях северного полушария в первом поколении.

3. Оформление экологического портрета – пункт 6 плана.

Литература основная

1. Миркин Б.М. Основы общей экологии/ Б.М. Миркин, Л.Г Наумова. – М.: Университетская книга, 2005. – 240 с.

2. Чернова Н.М. Общая экология/ Н.М. Чернова, А.М. Былова – М.: Дрофа, 2007. – 411 с.

Литература дополнительная

1. Гора Е.П. Экология человека. – М.: Дрофа, 2007. – 540, С. 64-83.

2. Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов/ Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.

3. Радкевич В. А. Экология. - Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 159 с.

4. Степановских А.С. Экология – Курган: ГИПП Зауралье, 2000. – 616 с.

 

 

Занятие № 6. Жизненные формы организмов          2 ч

Цель: изучить принципы классификации жизненных форм организмов.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Проблема экологических классификаций. Понятие о жизненной форме.

2. Классификация жизненных форм растений по К. Раункиеру.

3. Принципы классификации жизненных форм по Серебрякову И.Г.

4. Группы жизненных форм животных по Д.Н. Кашкарову.

5. Классификация животных А.Н. Формозова.

6. Жизненные формы насекомых по В.В. Яхонтову.

II. Лабораторная работа Изучение классификации жизненных форм растений по И.Г. Серебрякову.

Цель работы: изучить принципы эколого-морфологической классификации и разнообразие жизненных форм растений на основе классификации И.Г. Серебрякова.

Материалы и оборудование: таблицы: «Жизненные формы покрытосеменных растений по классификации И.Г. Серебрякова»; «Соотношение отделов и типов жизненных форм цветковых растений по И.Г. Серебрякову»; гербарный и иллюстративный материал.

Ход работы

1. начертите схему, отражающую соотношение отделов и типов жизненных форм цветковых растений (по Серебрякову И.Г.)

2. Заполните таблицу 9.

 Таблица 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.188 (0.012 с.)