Понятие возраста. Возрастная периодизация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие возраста. Возрастная периодизация.



Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень физиологического и психологического развития. Они характеризуются совокупностью физиологических и психологических изменений. Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью, характером воспитания.

В нашей стране принята следующая периодизация возраста: младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый (10-15 лет); юность (15-21 год); зрелость (21-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (от 90 лет).

 

Важный момент возрастного развития личности – кризисность.

Кризис 1 года. С трудом воспринимает слово «нельзя»

Кризис 3 лет. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует считаться со своим мнением.

 Кризис 7 лет. Адаптация или дезадаптация к школе.

Кризис подросткового возраста (11-15 лет). Гормональное созревание, разбалансировка организма.

Кризис 17 лет. Страх в связи с самоопределением в жизни.

Кризис 30 лет. Возникает вследствие нереализованности жизненных замыслов.

Кризис 40 лет связан с ощущением человека, что он стареет

Кризис предпенсионного возраста. Боязнь остаться без работы.

Кризис 60-75 лет. Эгоистическая стагнация. Человек зацикливается на своих болезнях.

Остановимся на понятиях акселерации и ретрадации

 Акселерация (латынь – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процесса физического созревания организма и социализацией личности.

 Акселерация наступила в середине 70-х годов. Физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, которые являются основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств.

 К 13 – 15 годам у девочек, к 14 – 16 годам у мальчиков в средних регионах нашей страны физиологическое развитие организма, в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе и сексуальных, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим нагрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основное противоречие акселерации.

  Ретрадация. Отставание детей в физическом развитии, которое обуславливается нарушением генетического механизма наследственности,

негативным влиянием канцерогенных веществ, неблагоприятной окружающей средой в целом. Наблюдается отставание не только физического развития, но и психического.

                                      Неравномерности развития.

Закономерности физического развития:

· В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

· Физически ребенок развивается неравномерно; в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

· Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

Закономерности духовного развития:

· Между возрастом человека и темпами интеллектуального, социального, духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше эти темпы; с возрастом темпы духовного развития замедляются.

· Духовное развитие людей протекает неравномерно, то есть социальные функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств под влиянием внешних обстоятельств развиваются неравномерно.

· Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов интеллектуальной, социальной деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называют сенситивными.

Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. По мере развития психики

человека, его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя пластичность и возможность компенсации.

 В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой – их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной системы основано воспитание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.172.17 (0.008 с.)