Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и основные исторические этапы развития психогенетикиСтр 1 из 40Следующая ⇒
Психогенетика (генетика поведения) - наука о природе индивидуальных различий в проявлении какого-либо психического свойства. Предмет психогенетики - изучение роли и взаимодействия наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических характеристик человека (Равич-Щербо и др., 2004, с. 5). Задачи психогенетики: оценка компонентов фенотипической дисперсии психологических и психофизиологических признаков (генетических, средовых, а также компонентов, связанных с взаимодействием и ковариацией генотипа и среды; определение стабильности и преемственности генетических и средовых влияний в ходе онтогенеза; определение генетических корреляций между признаками, что позволяет оценить латентную структуру связей между исследуемыми признаками (М.С. Егорова и др., 2004, с. 25). Ф. Гальтон - основоположник психогенетики. В 1865 г. вышла в свет работа Ф. Гальтона «Наследственный талант и характер». Евгеника - это область науки и общественное движение конца XIX - начала ХХ века. Целью евгеники было улучшение человеческого рода. Термин «евгеника» был предложен Ф. Гальтоном в 1883 году. К концу 20-х годов ХХ века евгеника как наука прекратила свое существование в связи с тем, что в ряде стран (США, Германия) евгенические мероприятия начали носить откровенно экстремистский характер. В фашистской Германии евгеническими идеями оправдывалось уничтожение целых наций и народностей. В евгенике существовали позитивное и негативное направления. Основными задачами позитивной евгеники являлось создание условий для поощрения браков людей с желательными качествами, а также изучение наследственности человека и пропаганда медицинских знаний. Негативная евгеника была направлена на пресечение браков и появления потомства у людей с нежелательными качествами. Мероприятия негативной евгеники включали ограничения иммиграции и насильственную стерилизацию. Евфеника (от греч. ей — хорошо и phai-по — проявляю), учение о хорошем проявлении наследственных задатков в фенотипе, необходимое дополнение к евгенике, т. е. учению о хороших наследственных задатках. История генетики поведения (В. Томпсон и Г. Уайльд, 1974): I этап. (1865 - начало 1900-х) Возникновение генетики поведения (работы Ф. Гальтона «Наследственный гений» (1869), а также статьи «Люди науки, их воспитание и характер» (1874) и «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» (1876) и Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных»).
II этап — до конца 30-х годов 20-го столетия. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов, развитие статистических способов оценки сходства между родственниками. III этап — до конца 60-х годов. Проводились генетические исследования интеллекта и разных форм умственных дефектов и психиатрических заболеваний, интенсивно изучалась генетика поведения животных. IV этап (до конца 80-х гг.). Смещение акцентов на развитие методологии психогенетики. Появляются новые генетико-математические методы (метод путей, структурный анализ). Компьютерные программы (например, LISREL (LIneal Structural RELation). Изучение изменчивости когнитивных стилей, особенностей темперамента и личности, психофизиологических признаков, а главное — генетических и средовых детерминант индивидуального развития. Существуют два международных научных общества, объединяющих исследователей в этой области: Международная ассоциация генетики поведения и Ассоциация близнецовых исследований. Они выпускают свои журналы: «Генетика поведения» («Behavior genetics») и «Журнал медицинской генетики и гемеллологии» («Acta genetica medica et gemellologia»). V этап – современный (с 90-х годов 20 века). Поиск генетических маркёров психологических признаков (Равич-Щербо и др., 2004). Психогенетика в России. В 1913 г. В Петербургском университете Ю.А. Филипченко начал читать первый в России университетский курс по генетике. В 1914 г. появилась первая оригинальная русская сводка по менделизму Е.А. Богданова. Первым научным учреждением, включившим в свои планы экспериментальное изучение наследственности, был созданный в 1916 г. Н.К. Кольцовым Институт экспериментальной биологии. С 1922 г. в институте начала работать генетическая лаборатория под руководством С.С. Четверикова. В ноябре 1921 г. при Институте было создано Русское Евгеническое общество, председателем которого был избран Н.К. Кольцов. В задачи общества входило изучение законов наследственности, установление наследственных различий между отдельными группами населения, исследование экзогенных и эндогенных влияний на развитие признака, изучение плодовитости тех или иных типов людей. В планы Общества были включены семейные евгенические обследования по стандартным схемам и сбор массовых статистических данных. С 1922 г. начал выходить «Русский евгенический журнал», в котором публиковались результаты генеалогических исследований, статистические данные и география различных заболеваний, психогенетические исследования. Издание просуществовало до 1930 г. За этот период успело выйти семь выпусков. В 1921 году при Академии наук было создано Бюро по евгенике, переименованное затем в Бюро по генетике. С 1922 г. Ю.А. Филипченко начал издавать «Известия Бюро по евгенике», которые с 1926 г. были переименованы в "Известия Бюро по генетике и евгенике", а с 1928 г. - в "Известия Бюро по генетике". С 1922 по 1925 г. вышло три номера "Известий бюро по евгенике", содержащие в основном статьи психогенетической направленности. Первый номер был посвящен 100-летию Ф. Гальтона (С.Б. Малых, 2004).
В 1928 г. В Медико-биологическом институте в Москве была создана Кабинет-лаборатория наследственности и конституции человека под руководством С.Г. Левита, врача по специальности. В 1935 г. Медико-биологический институт был переименован в Медико-генетический институт им. А.М. Горького. С.Г. Левит стал его директором, однако спустя два года институт был расформирован, а С.Г. Левит репрессирован. В Медико-биологическом институте близнецовые исследования носили широкомасштабный характер. Медики, психологи и педагоги обследовали, консультировали, оказывали медицинскую помощь более чем 1300 парам близнецов. Одним из наиболее интересных направлений в работе с близнецами было применение так называемого метода контрольного близнеца для изучения эффективности педагогических, медицинских и психологических воздействий. В 1972 г. в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования) была создана лаборатория психогенетики под руководством И.В. Равич-Щербо. Коллектив лаборатории составляли в основном ученики известных отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, которые в течение ряда лет разрабатывали концепцию свойств нервной системы (СНС) человека (Равич-Щербо и др., 2004).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.14.53 (0.008 с.) |