Личность, вызывающая удивление, протест, раздражение, восторг и враждеб- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность, вызывающая удивление, протест, раздражение, восторг и враждеб-



ность. Самый цитируемый автор, отец шокирующих воззрений, противоречивая

личность: с одной стороны – «человек-легенда», суровый и мужественный, а с

другой стороны – «близорукий, больной, неуверенный в себе человек, привык-

ший жить в тени.» Его произведения читают с интересом, но довольно часто,

многие считают, что его книги нельзя читать всем, так как его идеи опасны и

разъедающи.. О его жизни и сочинениях написано много, но каждая отдельная

работа о Ницше, по словам С.Цвейга, приоткрывает только отдельные моменты

его жизни и творчества. По этим работам невозможно составить чёткую и яс-

ную картину воззрений Ницше.

Стефан Цвейг характеризует Ф. Ницше как страстную, демоническую на-

туру, противоположную органическим гармоническим натурам, таким, напри-

мер, как Кант или Гегель, которые в «созвучии с мировым порядком» повторяли

возрасты человеческой жизни: от детства к мудрой старости, от хаоса к поряд-

ку. У Ницше все, наоборот: в 24 года объективен, строг, учёный, систематиза-

тор; ищет идеалы в прошлом; в качестве друзей 50 – 60 – летние мужи и преста-

релые учёные. В 27 лет Ницше совершает прорыв в современность, испытывает

любовь к современности и страсть к искусству. Результат этой вспышки «Рож-

дение трагедии из духа музыки». В этой работе проявляется страсть противоре-

чить устоявшим мнениям и суждениям, страсть противоречить себе, быть своим

собственным антагонистом. Каждому «нет» он противопоставляет «да», а каж-

дому «да» противопоставляет «нет». В 30 лет, когда люди начинают карьеру, он

покидает кафедру филологии, из учёного превращается в художника, а к 36 го-

дам становится скептиком, поэтом, музыкантом; разрывает все связи и отноше-

ния, освобождается и от науки, и от современности. В сорок лет осуществляет-

ся взлёт духовной жизни, в дали от всех и в полном одиночестве.

Трудно классифицировать философию Ф. Ницше, потому что им были раз-

рушены границы, отделявшие разные области знания друг от друга; потому что

он быстро менял свои убеждения, отбрасывал старые идеи, как «изношенные

вещи» и гнался за новыми идеями. Именно, за смену убеждений и непостоянство, не любили Ницше современники, и именно за это С. Цвейг назвал Ницше

Донжуаном познания, так как его волновало не обладание истиной, но сам

процесс искания, преследования и овладевания истиной. Ницше не Кант, кото-

рый прожил с познанием «как с законной женой», его нельзя сравнить и с духовными сыновьями Канта: Шеллингом, Фихте, Гегелем и Шопенгауэром, в любви которых к истине «не было и следа эротики, жажды поглощать и быть поглощенным».

С. Цвейг сравнивает книги Ницше с клиническими отчетами об операциях

рождения свободного духа. Духовное развитие Ницше происходит в муках, в

постояннном преодолении им самого себя. Он постоянно разрушал свой внут-

ренний мир, «чтобы в нем возник новый космос». В смене своих убеждений

Ницше чувствовал свое духовное преображение, смысл и цель своего существования.

Плоское и однозначное толкование мыслей Ницше связано с неспособно-

стью понять его многозначные мысли, такое толкование создало ему маску

предвестника фашизма и человека, неспособного к систематическому мышле-

нию. Как отмечают исследователи творчества Ф.Ницше, свое первое духовное

потрясение он испытал, читая Шопенгауэра, будучи юным студентом. Тогда

впервые произошло разрушение веры в себя, в свои способности, силы знания;

тогда исчезла вера в прошлое и в смысл жизни. Встреча с Вагнером, пережива-

ния и расширение диапазона чувств, привели его к приобретению нового смыс-

ла жизни. Так умер филолог и родился философ.

Специфика философии Ницше определяется выбором нового предмета исследования – внутреннего, духовного мира человека. Ницше отбрасывает истину, заменяет её на правду. Страсть к справедливости, считает своим единственны долгом. Почему Ницше отрекается от истины и обращается к самой простой добродетели обывателей, лавочников, торгашей и адвокатов, к добродетели «нищих духом» – к правде, справедливости и честности? Ницше даже классифицирует правду на торгашескую (осторожность), домашнюю (инстинкт наказания) и воловью (признание только одной правды). По-видимому, стремление к правде, к честности, хотя бы перед самим собой, стало причиной духовного роста Ницше. Ницшеанская правда «не одна, она ничем не связана, не ограни-

чена, она как музыка нарастает и обновляется».

Стремление к правде и справедливости наводит Ницше на вопрос: «Что в

нас хочет истины? Почему не лжи? Какова ценность хотения истины?». В ре-

зультате размышлений и сопоставлений Ницше приходит к выводу, что хотение

истины предрассудок. Ценность жизни состоит не в стремлении к истине. Неис-

коренимая ценность жизни – это ложь, потому что она более всего поддержива-

ет жизнь, она является условием, от которого зависит жизнь. Философы, как

полагает Ницше, заблуждались относительно истины, они были «адвокатами

своих истин».

Так решил Ницше вопрос об истоке философии. Для него философия не

любовь к истине, не позыв к познанию, а позыв к познанию воли. Исследуя во-

лю как инстинктивную сторону человеческого существования, определяющую

поступки человека, он видит в инстинкте вдохновляющий гений философии.

Ницше более всего ищет правды в самом себе, а не во всем, он вторгается в

область психологии. Средством познания самого себя считает ясность рассудка

(не разум), изощренную способность к оценке и предельную честность по от-

ношению к самому себе. Быть честным – значит быть жестким и суровым, му-

жественным, а не трусом. Не счастье, а правдивость – цель жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.168.135 (0.008 с.)