Графические знания и умения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графические знания и умения.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы: формировать и развивать творческий потенциал личности ребенка в единстве сенсорного, логического, образного, пространственного мышления и исполнительной, предметно - манипулятивной деятельности детей.

Основные задачи курса:

Воспитательные задачи:

1. Формировать гражданскую позицию, способствовать самоопределению обучающихся в будущем.

2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность).

Развивающие:

1. Развитие думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, доводить дело до конца.

2. Развитие координации, точности.

3. Развитие внимательности, наблюдательности, творческого воображения и фантазии, конструкторского мышления.

Обучающие:

 

1. Создание условий для формирования графических умений и навыков работы с чертёжными инструментами.

2. Создание условий для формирования для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов.

3. Создание условий для усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся. Расширение и уточнение геометрических представлений и знаний.

Программа предназначена для учащихся 7-11 лет. Срок реализации программы 140 часов. Занятия проводятся в группах, в парах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 10-12 человек

Данная программа предполагает строгое соблюдение правил техники безопасности на занятиях при работе с колющим и режущим инструментом; использование большого количества технологических приемов; индивидуальный подход занимаются при выполнении практических работ.

Теоретические знания и практические работы предлагаются обучающимся в доступной форме, в соответствии дидактическими принципами.

В результате работы по данной программе ученики познакомятся с практической деятельностью:

1. Изготовление чертежа и модели изучаемой фигуры.

2. Работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов.

3. Фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным. Графическим или практическим.

4. Изготовление объектов по рисункам, чертежам, технологическим картам.

Учебный процесс предполагает фронтальную и индивидуальную работу, в группе, паре, самостоятельную, практическую измерительную и чертёжную работу.

Учебный план первого года обучения

 

 

Тема

Количество часов

всего теория

практика

1 Вводное занятие. 2

2

-
2 Графические знания и умения. 64

26

38
3 Конструирование из бумаги и картона. 42

12

30
4 Основы безопасной жизнедеятельности. 6

2

4
5 Решение нестандартных задач 22

6

16
6 Заключительное занятие. 2

2

-
7 Экскурсии 2

2

-
  Итого 140

52

88
           

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первого года обучения

1. Вводное занятие

Теоретические знания и умения:

Цели и задачи кружка. Знакомство с программой обучения. 

Вводный инструктаж по условиям и охране труда на рабочем месте для обучающихся.

Правила поведения во время занятий. Правила техники безопасности.

Организационные вопросы.

2. Графические знания и умения

Теоретические знания и умения:

Закрепление и расширение знаний о чертежных и измерительных инструментах

Геометрические фигуры.

Понятия о геометрических фигурах, различение и их обозначение.

Общее понятия о видах треугольников и их различие.

Понятия периметра прямоугольника и квадрата.

Общее понятие о диагоналях прямоугольника (квадрата), их свойства.

Понятие площади. Сравнение площадей. Единицы площади.

Понятие площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.

Понятие окружности. Радиус. Диаметр. Центр окружности.

Техника безопасности при работе с циркулем.

Способы деления окружности на 2, 4, 8 равных частей.

Способы деления окружности на 3, 6, 12 равных частей.

Понятие о способах расположения окружностей на плоскости.

Понятие отрезок, способы деления отрезка.

Практическая работа:

Работа с чертежными и измерительными инструментами. Работа с циркулем.

Решение геометрических ребусов

Построение разностороннего, равностороннего, равнобедренного, прямоугольного,

остроугольного, тупоугольного треугольников

Построение треугольника по трем сторонам, заданным отрезками (без измерения их длины)

Конструирование фигур из треугольников

Построение многоугольников и нахождение их периметра

Сравнение площадей фигур способом наложения друг на друга

Построение прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника и нахождение

их площадей.

Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

Вычерчивание окружности и деление её на части

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без деления (без измерения длины отрезка)

3. Конструирование из бумаги и картона

Теоретические знания и умения:

Понятие треугольной пирамиды. Ребро, грань, вершина.

Представление о развёртке правильной треугольной пирамиды.

Приемы обработки бумаги и картона. Работа с ножницами.

Понятие «флексагон - гнущийся многоугольник»

Понятие о деталях паровоза.

«Танграм»

Практическая работа:

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды

Изготовление из бумажных полосок игрушки «флексагон - гнущийся многоугольник»

Изготовление по чертежу аппликации «Домик».

Изготовление аппликации «Бульдозер» по чертежу.

Изготовление аппликации «Яхты в море» по чертежу.

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений делить круг на 8 частей

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений делить круг на 12 частей

Изготовление аппликации «Паровоз». Выполнение чертежа.

Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различны фигур из  её элементов.

4. Основы безопасной жизнедеятельности

Теоретические знания и умения:

Правила поведения на улице. Безопасная дорога. Правила дорожного движения.

Изучение дорожных знаков.

«Режим дня».

Практическая работа:

Составление маршрутной карты «Мой путь от дома до школы».

Рисование дорожных знаков

Составление плана использования своего времени на неделю.

5. Решение нестандартных задач

Теоретические знания и умения:

Раскрытие алгоритма решения нестандартных задач

Практическая работа:

Решение нестандартных задач по математике и конструированию

6. Заключительное занятие

Подведение итогов года. Награждение лучших обучающихся.

7. Экскурсии

Экскурсия в выставочный зал городского Дворца Детского и Юношеского Творчества.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  К концу 1 года обучения обучающиеся знают:

· Элементарные правила организации трудового процесса, рабочего места;

· О конструкции изделия, о разделении труда;

· Название и назначение инструментов, приемы безопасной работы с ними;

· Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление, способы соединения деталей;

· Понятия модуля.

 

К концу 1 года обучения обучающиеся умеют:

· Организовать рабочее место в соответствии с используемыми материалами и поддерживать порядок во время работы;

· Под руководством педагога проводить анализ изделия;

· Читать и выполнять несложные чертежи, рисунки, технологические карты и изготавливать по ним изделия;

· Экономно выполнять разметку заготовок;

· Резать ножницами;

· Пользоваться циркулем;

· Оформлять изделие аппликацией;

· Составлять изображения из деталей игры «Танграм»;

· Сгибать бумагу в технике «Оригами»;

· Составлять фигуры из частей, делить фигуры на части;

· Преобразовывать фигуры по заданным условиям;

· Подсчитывать число одноимённых фигур, представленных на рисунке;

· Работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.

В результате освоения содержания предлагаемого курса  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

 Познавательные: в предлагаемом курсе  изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.

Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

 Коммуникативные: в процессе проведения занятий осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям, дети учатся работать в парах, выполняя проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Формы и методы предъявления материала обратной связи:

-- просмотр и анализ работ, фотографий, репродукций и т. п.

-- просмотр, анализ и самоанализ работ обучающихся;

-- разработка, оформление и защита проектов обучающихся;

-- практическое изготовление изделий из примерного перечня;

-- выполнение творческих заданий и композиций с последующей защитой;

-- выставки и демонстрации работ обучающихся, фотосъемка готовых изделий;

-- комплектование методических пособий для самостоятельной работы обучающихся.

Календарно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

п/п

 

Тема

 

 

Количество

часов

 

 

Теория.

Базовые понятия.

Основные термины.

Технологии.

Количество

часов

практика

 

 

Практика.

Технологические приемы.

Виды практических работ.

Виды контроля.

 

  всего   теория

  1-2 Вводное занятие.       2   2

Цели и задачи кружка. Знакомство с программой обучения. Вводный инструктаж по условиям и охране труда на рабочем месте для обучающихся

 Правила поведения во время занятий. Правила техники безопасности.

Организационные вопросы.

 

-

  -   Беседа.

3-4 Основы безопасной жизнедеятельности.   2   1

Правила поведения на улице.

Безопасная дорога. Правила дорожного движения.

 

1

Составление маршрутной карты «Мой путь от дома до школы».   Вопросы.

Решение нестандартных задач

59-70 Решение нестандартных задач 12

2

Закрепление пройденного материала, алгоритм решения нестандартных задач

10 Решение нестандартных задач по математике и конструированию Практическая работа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы: формировать и развивать творческий потенциал личности ребенка в единстве сенсорного, логического, образного, пространственного мышления и исполнительной, предметно - манипулятивной деятельности детей.

Основные задачи курса:

Воспитательные задачи:

1. Формировать гражданскую позицию, способствовать самоопределению обучающихся в будущем.

2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность).

Развивающие:

1. Развитие думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, доводить дело до конца.

2. Развитие координации, точности.

3. Развитие внимательности, наблюдательности, творческого воображения и фантазии, конструкторского мышления.

Обучающие:

 

1. Создание условий для формирования графических умений и навыков работы с чертёжными инструментами.

2. Создание условий для формирования для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов.

3. Создание условий для усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся. Расширение и уточнение геометрических представлений и знаний.

Программа предназначена для учащихся 7-11 лет. Срок реализации программы 140 часов. Занятия проводятся в группах, в парах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 10-12 человек

Данная программа предполагает строгое соблюдение правил техники безопасности на занятиях при работе с колющим и режущим инструментом; использование большого количества технологических приемов; индивидуальный подход занимаются при выполнении практических работ.

Теоретические знания и практические работы предлагаются обучающимся в доступной форме, в соответствии дидактическими принципами.

В результате работы по данной программе ученики познакомятся с практической деятельностью:

1. Изготовление чертежа и модели изучаемой фигуры.

2. Работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов.

3. Фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным. Графическим или практическим.

4. Изготовление объектов по рисункам, чертежам, технологическим картам.

Учебный процесс предполагает фронтальную и индивидуальную работу, в группе, паре, самостоятельную, практическую измерительную и чертёжную работу.

Учебный план первого года обучения

 

 

Тема

Количество часов

всего теория

практика

1 Вводное занятие. 2

2

-
2 Графические знания и умения. 64

26

38
3 Конструирование из бумаги и картона. 42

12

30
4 Основы безопасной жизнедеятельности. 6

2

4
5 Решение нестандартных задач 22

6

16
6 Заключительное занятие. 2

2

-
7 Экскурсии 2

2

-
  Итого 140

52

88
           

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первого года обучения

1. Вводное занятие

Теоретические знания и умения:

Цели и задачи кружка. Знакомство с программой обучения. 

Вводный инструктаж по условиям и охране труда на рабочем месте для обучающихся.

Правила поведения во время занятий. Правила техники безопасности.

Организационные вопросы.

2. Графические знания и умения

Теоретические знания и умения:

Закрепление и расширение знаний о чертежных и измерительных инструментах

Геометрические фигуры.

Понятия о геометрических фигурах, различение и их обозначение.

Общее понятия о видах треугольников и их различие.

Понятия периметра прямоугольника и квадрата.

Общее понятие о диагоналях прямоугольника (квадрата), их свойства.

Понятие площади. Сравнение площадей. Единицы площади.

Понятие площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.

Понятие окружности. Радиус. Диаметр. Центр окружности.

Техника безопасности при работе с циркулем.

Способы деления окружности на 2, 4, 8 равных частей.

Способы деления окружности на 3, 6, 12 равных частей.

Понятие о способах расположения окружностей на плоскости.

Понятие отрезок, способы деления отрезка.

Практическая работа:

Работа с чертежными и измерительными инструментами. Работа с циркулем.

Решение геометрических ребусов

Построение разностороннего, равностороннего, равнобедренного, прямоугольного,

остроугольного, тупоугольного треугольников

Построение треугольника по трем сторонам, заданным отрезками (без измерения их длины)

Конструирование фигур из треугольников

Построение многоугольников и нахождение их периметра

Сравнение площадей фигур способом наложения друг на друга

Построение прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника и нахождение

их площадей.

Вычерчивание окружности с помощью циркуля.

Вычерчивание окружности и деление её на части

Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без деления (без измерения длины отрезка)

3. Конструирование из бумаги и картона

Теоретические знания и умения:

Понятие треугольной пирамиды. Ребро, грань, вершина.

Представление о развёртке правильной треугольной пирамиды.

Приемы обработки бумаги и картона. Работа с ножницами.

Понятие «флексагон - гнущийся многоугольник»

Понятие о деталях паровоза.

«Танграм»

Практическая работа:

Изготовление модели правильной треугольной пирамиды

Изготовление из бумажных полосок игрушки «флексагон - гнущийся многоугольник»

Изготовление по чертежу аппликации «Домик».

Изготовление аппликации «Бульдозер» по чертежу.

Изготовление аппликации «Яхты в море» по чертежу.

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений делить круг на 8 частей

Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений делить круг на 12 частей

Изготовление аппликации «Паровоз». Выполнение чертежа.

Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различны фигур из  её элементов.

4. Основы безопасной жизнедеятельности

Теоретические знания и умения:

Правила поведения на улице. Безопасная дорога. Правила дорожного движения.

Изучение дорожных знаков.

«Режим дня».

Практическая работа:

Составление маршрутной карты «Мой путь от дома до школы».

Рисование дорожных знаков

Составление плана использования своего времени на неделю.

5. Решение нестандартных задач

Теоретические знания и умения:

Раскрытие алгоритма решения нестандартных задач

Практическая работа:

Решение нестандартных задач по математике и конструированию

6. Заключительное занятие

Подведение итогов года. Награждение лучших обучающихся.

7. Экскурсии

Экскурсия в выставочный зал городского Дворца Детского и Юношеского Творчества.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  К концу 1 года обучения обучающиеся знают:

· Элементарные правила организации трудового процесса, рабочего места;

· О конструкции изделия, о разделении труда;

· Название и назначение инструментов, приемы безопасной работы с ними;

· Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление, способы соединения деталей;

· Понятия модуля.

 

К концу 1 года обучения обучающиеся умеют:

· Организовать рабочее место в соответствии с используемыми материалами и поддерживать порядок во время работы;

· Под руководством педагога проводить анализ изделия;

· Читать и выполнять несложные чертежи, рисунки, технологические карты и изготавливать по ним изделия;

· Экономно выполнять разметку заготовок;

· Резать ножницами;

· Пользоваться циркулем;

· Оформлять изделие аппликацией;

· Составлять изображения из деталей игры «Танграм»;

· Сгибать бумагу в технике «Оригами»;

· Составлять фигуры из частей, делить фигуры на части;

· Преобразовывать фигуры по заданным условиям;

· Подсчитывать число одноимённых фигур, представленных на рисунке;

· Работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.

В результате освоения содержания предлагаемого курса  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

 Познавательные: в предлагаемом курсе  изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.

Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

 Коммуникативные: в процессе проведения занятий осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям, дети учатся работать в парах, выполняя проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.

Формы и методы предъявления материала обратной связи:

-- просмотр и анализ работ, фотографий, репродукций и т. п.

-- просмотр, анализ и самоанализ работ обучающихся;

-- разработка, оформление и защита проектов обучающихся;

-- практическое изготовление изделий из примерного перечня;

-- выполнение творческих заданий и композиций с последующей защитой;

-- выставки и демонстрации работ обучающихся, фотосъемка готовых изделий;

-- комплектование методических пособий для самостоятельной работы обучающихся.

Календарно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

п/п

 

Тема

 

 

Количество

часов

 

 

Теория.

Базовые понятия.

Основные термины.

Технологии.

Количество

часов

практика

 

 

Практика.

Технологические приемы.

Виды практических работ.

Виды контроля.

 

  всего   теория

  1-2 Вводное занятие.       2   2

Цели и задачи кружка. Знакомство с программой обучения. Вводный инструктаж по условиям и охране труда на рабочем месте для обучающихся

 Правила поведения во время занятий. Правила техники безопасности.

Организационные вопросы.

 

-

  -   Беседа.

3-4 Основы безопасной жизнедеятельности.   2   1

Правила поведения на улице.

Безопасная дорога. Правила дорожного движения.

 

1

Составление маршрутной карты «Мой путь от дома до школы».   Вопросы.

Графические знания и умения.

5-6 Чертежные и измерительные инструменты. 2 1

Закрепление и расширение знаний о чертежных и измерительных инструментах.

1

Решение геометрических ребусов Ребусы

  7-8 Геометрические фигуры.   2   1

Понятия о геометрических фигурах, различение и их обозначение.

 

 

1

Построение отрезков с помощью линейки, циркуля. Обозначение буквами отрезков, многоугольников. Проверка точности чертежей.  

9-10 Основы безопасной жизнедеятельности.   2   1

«Твой режим дня». Рассказ о своем режиме дня.

 

1

Составление плана использования своего времени на неделю. Беседа.

11-12 Треугольник. Виды треугольников. 2   1  

Общее понятия о видах треугольников и их различие.

1

 

Классификация треугольников на группы по сторонам и углам. Практическая работа.

13-14 Разносторонний треугольник 2

1

Общее понятия о разностороннем треугольнике.

1   Построение разностороннего треугольника Качество чертежа.

15-16 Равнобедренный треугольник 2

1

Общее понятия о равнобедренном треугольнике.

1   Построение равнобедренного треугольника Качество чертежа.

17-18 Построение треугольника 2

1

Приемы построения треугольников

1 Построение треугольника по трем сторонам, заданным отрезками (без измерения их длины) Качество чертежа.

19-20 Построение треугольника 2

1

Приемы построения треугольников. Соотношение между сторонами треугольника.

1 Построение треугольника по трем сторонам, заданным их длинами. Качество чертежа.

21-24 Конструирование фигур из треугольников 4

1

Общее понятия о видах треугольников. Общее понятие о плоских геометрических фигурах

3 Конструирование фигур из треугольников Качество чертежа

25-26 Прямоугольный треугольник 2

1

Общее понятия о прямоугольном треугольнике.

1   Построение прямоугольного треугольника Качество чертежа

27-28 Остроугольный треугольник 2

1

Общее понятия об остроугольном треугольнике.

1   Построение остроугольного треугольника Качество чертежа

29-30 Тупоугольный треугольник 2

1

Общее понятия о тупоугольном треугольнике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.126.63 (0.171 с.)