Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Методы научного познанияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем. Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний, способов исследования феноменов, систематизации, корректировки новых и полученных ранее знаний. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта): – операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта; – логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания. Классификация научных методов крайне разнообразна (см. рис.): • всеобщие (или философские) методы, общенаучные методы и методы частных наук; • исторические и логические; • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; • обработки результатов исследования.
Рис. Методы научного познания Всеобщие, или философские методы — диалектико-материалистический метод и метафизический метод. Общенаучные - методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Методы частных наук — специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний.
В научном исследовании используются прежде всего методы эмпирического и теоретического познания Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. Реализация системного подхода в научном исследовании Системный подход – направление методологии науки, специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системно-структурный подход дает возможность изучать систему в целом и роль ее отдельных компонентов в различные моменты ее функционирования. Структурно-функциональный (структурный) метод – разновидность системного принципа, который ориентируется на выявление структуры системы, т.е. совокупности устойчивых отношений и взаимосвязи между ее элементами и их роли (функции) относительно друг друга. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ Методы эмпирического уровня
МЕТОДЫ ЧАСТНЫХ НАУК
Каждая отдельная научная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например: Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы: · историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов; · сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира; · право- социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др. Тема 2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем. Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний, способов исследования феноменов, систематизации, корректировки новых и полученных ранее знаний. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.
Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта): – операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта; – логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания. Классификация научных методов крайне разнообразна (см. рис.): • всеобщие (или философские) методы, общенаучные методы и методы частных наук; • исторические и логические; • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; • обработки результатов исследования.
Рис. Методы научного познания Всеобщие, или философские методы — диалектико-материалистический метод и метафизический метод. Общенаучные - методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Методы частных наук — специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. В научном исследовании используются прежде всего методы эмпирического и теоретического познания Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.158.79 (0.01 с.) |