Введение. Исторические сведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Исторические сведения



ОДп..04.

Информатика и ИКТ

Автомеханик

УРОК № 7

Группа: АМ-2-19                  

Дата: 14.10.2020 г.                                          

Преподаватель: Л.Н.Иванова

ТЕМА УРОКА: ЛОГИКА КАК НАУКА. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

 

Цель урока: познакомить с понятием правильного мышления; историей науки логики с формами человеческого мышления: понятием, суждением и их характеристиками, научить выделять логическую форму суждения.

 

Введение. Исторические сведения

Познание истины– одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и человечество в целом стремятся к истине, добру и красоте. Все люди нуждаются в истинном знании, получении новой информации о мире, в котором они живут. Для чего? Для того, чтобы жить, что в данном случае означает ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, принимать правильные решения и на их основе совершать правильные действия.

Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т. е. логические законы. Законы развития есть у природы, общества, любой сложной системы и, конечно же, у самого мышления. Существует даже мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, понимать их и быть понятыми. Наука логика помогает познанию этих законов.

Логика- наука, изучающая формы и законы человеческого мышления.

Логика- наука древняя. В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применение логических приемов рассуждения позволяло ораторам более убедительно доносить до аудитории их точку зрения, склонять людей на свою сторону.

Что значит по- вашему мыслить логично?

Мыслить логично - значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.

Слово «логика» происходит от греческого «logos» и означает «мысль, мышление, речь, разум, смысл…». Основоположником логики считают древнегреческого философа Аристотеля,жившего в 384- 322 гг. до н.э. Он впервые систематизировал формы и правила мышления, подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Логика Аристотеля – это так называемая формальная логика и связана с анализом наших обычных содержательных рассуждений, выражаемых разговорным языком.

Со временем логика в своем развитии перешла от формальной к математической, в которой запись рассуждений осуществляется уже с помощью символов. В ней появились математические методы исследования, конкретность законов. Основоположником математической логики считают философа- математика Г.В. Лейбница, который жил в 1646- 1716 гг.

В XIX веке появился раздел математической логики – алгебра логики (алгебра высказываний). Алгебру логики в честь ее создателя, английского математика Дж. Буля, назвали булевой алгеброй. Булева алгебра нашла широкое практическое применение в технической области – при написании алгоритмов и программ, разработке электронных устройств, компьютеров, автоматических систем, в робототехнике и т.д.

При этом формальная логика не утратила своего значения, и в настоящее время используется в философии, юриспруденции, криминалистике, психологии и др. науках.

- Мы с вами познакомимся с основами формальной логики, подробно рассмотрим алгебру высказываний и логические основы ЭВМ.

II. Суждение

Содержание высказывания - это то, о чем в нем идет речь, его смысл. По содержанию высказывания могут быть истинными или ложными.

Одно и тоже высказывание разными людьми может восприниматься как истинное или ложное в зависимости от их взглядов, жизненного опыта, особенностей национальной культуры, воспитания, образования и т.д.

Например, для кого-то истинным является, что свободу, безопасность и комфорт дают глубокие знания, а для кого-то – свободу, безопасность и комфорт дают большие деньги.

Для того чтобы вести рассуждения и оценивать их правильность, необходимо прежде договориться по каждому суждению, будем ли мы его рассматривать как истинное или ложное в данном конкретном случае. Интерес представляет то, чем высказывания отличаются друг от друга, что характеризует каждое из них и неизменно для каждого из них, а именно их форма.

Логическая форма

Все S есть Р

Все S не есть Р.

Некоторые S есть Р.

Некоторые S не есть Р.

Пример высказывания

Все рыбы- животные.

Рыбы не животные.

Щука и карась являются животными

Лосось и рыба- меч не животные

III. Умозаключения.

Умозаключениеформа мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определённым правилам вывода получаем суждение-заключение.

Существует очень много форм получения умозаключений (рассуждений).

Рассмотрим некоторые из них:

1. Если все А являются В, а все В являются С, то все А являются С.

П ример: Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные, то все воробьи являются животными.

 

 

2. Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В.

Пример Если ни у одного четного числа десятичная запись не кончается цифрой 5 и все числа, делящиеся на 4, четны, то ни у одного числа, делящегося на 4, десятичная запись не оканчивается цифрой 5.

 

 

Пример: Если ни у одного четного числа десятичная запись не кончается цифрой 5 и все числа, делящиеся на 4, четны, то ни у одного числа, делящегося на 4, десятичная запись не кончается цифрой 5.

Задания

1. Постройте правильные умозаключения:

1.Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» - имя существительное. Следовательно …

2.Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит …

3.Все ученики 6-го класса умеют плавать. Андрей не умеет плавать. Значит Андрей …

4.Если ни один кит не является рыбой и все щуки – рыбы, то …

5.Если ни один слон не может летать, и все птицы – летают, то …

2. Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых.

Сколько шаров какого цвета купила мама?

3. У сестер Юли и Тани было три платка: одни розовый и два голубых. Увидев на Юле один из этих платков, Тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле?

4. В ящике имеется 3 черных и 5 белых шаров. Какое наименьшее число шаров нужно взять из ящика (не заглядывая в него), чтобы среди вынутых шаров:

А) оказался хотя бы один черный?

Б) оказался хотя бы один белый?

В) оказались хотя бы два черных?

Г) оказались хотя бы два белых?

5. Две команды школьников соревновались в сообразительности и смекалке. От каждой команды взяли по одному ученику и показали им две белые и одну черную шапочку. Затем, завязав у обоих глаза, надели каждому на голову по белой шапочке, черную шапочку спрятали. Им объявили, что победителем будет тот, кто первым определит цвет своей шапочки. После этого повязки сняли. Ни один из соревнующихся не мог видеть цвета своей шапочки, но видел белую шапочку у своего товарища. Вскоре один из участников уверенно заявил, что на нем белая шапочка. Как он пришел к такому умозаключению?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Запишите примеры понятий и различных суждений (простых, сложных, истинных и ложных) из курсов математики, истории и информатики.

2. Для указанных понятий определите объёмы и представьте полученные множества с помощью диаграмм Эйлера-Венна:

А) А- столица; В- столица европейского государства.

Б) С- исторический деятель России; D- знаменитый полководец.

3. Из приведенных простых высказываний составьте и запишите не менее 3-х сложных высказываний:

1 ) Поедем на дачу.

2) Хорошая погода.

3) Плохая погода.

4) Мы поедем на пляж.

5) Антон приглашает нас в театр.

4. Определите логическую форму следующих суждений:

А) Планета Венера является спутником Земли.

Б) Все атомы состоят из ядра и электронов.

В) Некоторые дети не любят конфеты.

Г) Десятичные числа не могут являться натуральными.

5. Определите, что в высказывании «Компьютер состоит из процессора, памяти и внешних устройств» является субъектом, предикатом и связкой. Определите его логическую форму.

 

 

Ответ на домашнее задание

(в виде фотографий или документов Microsoft Word)

прислать на электронный адрес:
 larisanikolaevna.epgl@yandex.ru

 

 

ОДп..04.

Информатика и ИКТ

Автомеханик

УРОК № 7

Группа: АМ-2-19                  

Дата: 14.10.2020 г.                                          

Преподаватель: Л.Н.Иванова

ТЕМА УРОКА: ЛОГИКА КАК НАУКА. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

 

Цель урока: познакомить с понятием правильного мышления; историей науки логики с формами человеческого мышления: понятием, суждением и их характеристиками, научить выделять логическую форму суждения.

 

Введение. Исторические сведения

Познание истины– одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и человечество в целом стремятся к истине, добру и красоте. Все люди нуждаются в истинном знании, получении новой информации о мире, в котором они живут. Для чего? Для того, чтобы жить, что в данном случае означает ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, принимать правильные решения и на их основе совершать правильные действия.

Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т. е. логические законы. Законы развития есть у природы, общества, любой сложной системы и, конечно же, у самого мышления. Существует даже мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, понимать их и быть понятыми. Наука логика помогает познанию этих законов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.211 (0.023 с.)