Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Философская антропология: учение о человеке.
1. Проблема человека в истории философской мысли. 2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность. 3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека. 4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.
1. Тема человека в философии является традиционной и центральной. Раздел, где изучается данная проблема, называется философской антропологией. Философия изучает человека как единое целое, существо многомерное и универсальное. Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах. Л. Толстой писал, что философия есть знание о человеческой жизни, которое даст ответ на вопрос: «Для чего человеку жить?». В античной философии человек – органическая часть Космоса, живущая по его законам. Он не свободен, ибо мир полон тайн и даже враждебен человеку. Сократ выделил человека из космоса, и здесь берет начало философская антропология. Вечное самопознание, поиск самого себя в этом мире – подлинный смысл жизни человека. Эта же тема обсуждается в философии Востока (конфуцианство) и в индийском буддизме. Практически во всей древней философской мысли идет речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В ней заложены идеи гуманизма: человек – уникальное существо, высшая ценность и цель общества. В средние века человек – существо тварное, он ниже Бога, он лишь «лампада на ветру». Все зло от человека; это есть результат греха, ухода от Бога. В эпоху Ренессанса человек становится предметом культа и поклонения. Утверждается антропоцентризм как переход от религиозного к светскому пониманию человека, который выше природы, деятелен и свободен. Новое время дает понятие о человеке как механизме, сложной машине, порождении природы. Главное в человеке – его разумность. В философии французских просветителей господствует культ человека. Общество нужно устроить так, чтобы он мог раскрыть свои способности. Правда, Б. Паскаль считал, что человек – лишь «мыслящий тростник», затерянный в бесконечных просторах Вселенной, мельчайший атом, тень, промелькнувшая на миг. Это уже трагический гуманизм: человек осознает конечность своей жизни и неумолимое приближение смерти.
В немецкой классической философии человек есть духовное существо, творец истории и мира культуры (Гердер, Кант, Гегель, Фихте). История общества – история становления человеческого рода. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности и обретение свободы. В марксизме человек предстает как совокупность всех общественный отношений. В нем отражается эпоха, в которой он живет, он универсален, т. е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Это теория социоцентризма как типа мировоззрения. Русская религиозная философия в своем содержании антропологична, обращена к душе человека. Здесь разворачивается история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира, противопоставления ему и, наконец, слияния с ним, обретения всеединства.Она зовет к высокой нравственности, выраженной в совести. Бог и человек – смысл истории. Н. Бердяев писал, что человек – это живое противоречие, где есть все: богоподобное и звероподобное, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и эгоизму. Русская философия всегда была нравственно ориентированна: миссия человека – достижение гармонии с миром, умножение любви ко всему живому. В XX в. наступает кризис гуманизма. А. Блок писал: Двадцатый век... Еще бездомный, Еще страшнее жизни мгла. Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. Культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нем самоуверенность, амбиции вместо работы над своей духовностью. Вражда с природой, вещизм свидетельствуют о том, что поражается сама его природа, душевно-эмоциональная жизнь. Он не принадлежит себе, он часть гигантского и бездумного механизма, исчезает любовь, сопереживание. Это «постчеловек», идущий на смену естественному человеку, вышедшему из природы, это рыночный человек в мире, где все продается и покупается. Особую остроту проблема человека приобрела в философии экзистенциализма, где была актуализирована тематика свободы и подлинного существования. Подчеркнем, что данная проблема является весьма злободневной в наше время, когда происходят глобальные сдвиги в развитии цивилизации, требующие переоценки человеческих ценностей. Таким образом, тема человека является непреходящей и осмысливается с разных мировоззренческих позиций.
2. В философской антропологии наряду с понятием человека существуют такие понятия, как индивид, индивидуальность, личность. Человек – это предельно общее родовое понятие, которым обозначают субъекта исторической деятельности, познания и общения. Оно употребляется для характеристики всеобщих качеств и потребностей, присущих всем людям, и означает принадлежность к человеческому роду. Для изучения отдельного человека в философии (а также в педагогике и психологии) применяется более узкое понятие индивид. Данное понятие обозначает единичного представителя человеческого рода и не содержит конкретных социальных характеристик. Основатель экзистенциализма С. Кьеркегор именно термином «единичный» подчеркивал центральное место человека в философии. Родственным является и такое понятие, как индивидуальность, указывающее на особенности, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду, его самобытность. По этому поводу Ф. Ницше рекомендовал: «Прежде всего, не смешивай меня с другим». По сути, индивидуальность – это совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других и указывающих на уникальность человеческого существа. Что касается индивидуализма, то этот термин означает замкнутость человека на самом себе, противопоставление себя другим и миру в целом. Личность – это понятие, выражающее социальную значимость индивида. Говоря о личности, философия имеет в виду качества индивида, приобретенные в общественной жизни в результате воспитания и самовоспитания. Личность выступает носителем исторических общественных отношений, целостным человеком в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Она обладает прежде всего духовными качествами, несет на себе печать конкретной эпохи, но творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность – это всегда творчество, победа, преодоление рабства и обретение свободы. Индивидом человек рождается, а личностью становится. Структура личности включает в себя как биологическое, так и социальное: 1) биологическая подсистема (темперамент, половые, возрастные и прочие свойства психики); 2) психологические элементы (память, эмоции, ощущения, восприятие, мышление, воля); 3) подструктура социального типа (приобретенные знания, навыки, умения, привычки); 4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения, кругозор, индивидуальная картина мира). Личность необходимо рассматривать в связи с ее деятельностью. Социализация личности происходит в процессе развития, воспитания, вхождения человека в социальную среду, приобщения к системе социальных связей. Человек здесь – и субъект, и объект социальных отношений. Он формируется через общение с другими людьми, иначе невозможны ни самосознание, ни самооценка. Он имеет свою среду обитания – социальный мир, где переплелись хаос и гармония, разум и безумие, любовь и ненависть. Человек несвободен, так как существует внешний мир, диктующий выбор форм и способов деятельности. Как отмечал Ж.-Ж. Руссо, человек рожден, чтобы быть свободным, а между тем он везде в оковах. Но в то же время он и свободен, так как всегда обладает правом выбора, и это его фундаментальная ценность. Разумеется, она должна иметь пределы, иначе свобода превратится в произвол. Личная свобода должна предполагать свободу другого. Подлинная свобода предполагает ответственность и долг. Если такие понятия, как труд, познание, культура выражают сущность человека творящего, то понятия свободы, цели, счастья раскрывают человека, ищущего себя в этом мире.
Таким образом, человек живет по законам двух миров – природного и социального. В социальной среде человек формируется как личность. Биологическое и социальное наслаиваются друг на друга, но под воздействием социального природное становится культурным, облагороженным. Граница между природным и человеческим – в приобщении к культуре. Человек – это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой процесс сознательного, целенаправленного преобразования природы и самого человека, процесс, совершающийся в системе общественных отношений. Будучи частью социального организма, человек осуществляет жизнедеятельность, в которой соединяются его природное и духовно-практическое бытие. Своеобразной «молекулой» жизнедеятельности является деяние, содержащее три стадии: идея, практика, рефлексия. Потребность, переходящая в интерес, порождает волевой акт, результатом которого становится действие, а затем – оценка опыта и погружение его в память. Опредмечивая мысль, человек осуществляет постановку цели и реализует себя как свободное существо, имеющее духовно-нравственный выбор. 3. Проблема антропосоциогенеза – это проблема происхождения и становления человека. Чтобы разобраться в сущности антропосоциогенеза, следует обратиться к научным теориям, критически переосмысливающим библейскую версию возникновения человека. Прежде всего, заслуживает внимания эволюционная теория Ч. Дарвина и материалистическая трудовая гипотеза. Также французский ученый Тейяр де Шарден создал теорию, известную как христианский эволюционизм: человек – это продукт эволюции живой природы, имеющей божественную сущность. Дарвинисты выдвинули гипотезу о происхождении человека от обезьяночеловека, «неговорящего питекантропуса», самостоятельной зоологической формы, которая уже не обезьяна, но ещё и не человек. Критики эволюционной теории усматривают слабость теории Дарвина в отсутствии достаточных останков «переходных существ». Трудовая теория К. Маркса – Ф. Энгельса пытается раскрыть истинную родословную человека, который выделяется из мира животного благодаря активной производственной деятельности. Начало перехода – создание орудий труда, именно тот момент, когда производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой невозможна сама жизнь. Это особая социальная потребность. Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык как система символов, необходимых для осмысления социального опыта. Язык – величайший революционер, он обеспечил формирование нового типа опыта, а именно идеальную форму предметного мира. Изготовление даже примитивного предмета требует мышления, сознательного использования жизненного опыта. До человека существовало дологическое, то есть наглядно-образное мышление. И сейчас есть важные средства человеческой коммуникации – жест, ритм, мимика, выражение глаз и т. д. Но наиболее адекватно мысль выражается в языке, так как само слово уже есть общее. Даже внутренняя речь осознана и требует оформления. Конечно, восприятия сложнее, чем то, что определяется словом. Не все в наших переживаниях осознано. Но то, что родилось в мысли, требует своего осмысления, хочет быть услышанным.
Человек не может в одиночку «удержать человеческую суть сознания». Поэтому органически человеческое сознание возможно лишь как общественное. Оно человеческое потому, что осознает все, что сделано предыдущими поколениями. Язык – это история человеческого сознания в словах. Познавая язык, человек становится личностью, а значит, существом историческим. Исторический человек начинается с момента осознания себя и своей истории. К. Ясперс считал, что конец мифологии начинается тогда, когда человек ищет опору в самом себе и в своей истории (500 лет до н. э.). Человек живет не только настоящим, ему нужен прошлый опыт поколений, поэтому большое значение в становлении человека имеет письменность. Формирование человека происходит в обществе, где он создает уникальное человеческое бытие, это вытекает из философской концепции антропологизма, т. е. учения о социальной и биологической сущности человека. Человек – часть природы, живое телесное существо, имеющее родовидовые признаки, свои устойчивые вариации. Раса представляет собой определенный генотип, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках. Природно-биологическая организация оказывает влияние на жизнь человека: большую часть своего времени он использует для удовлетворения своих биологических потребностей. Это составляет основное содержание материального производства; этому была подчинена и социальная организация людей: род, племя, семья, государство, а также моральные и правовые нормы. Но стать человеком можно только в обществе; поэтому человек биосоциален. Следует помнить, что концепции антропосоциогенеза постоянно обогащаются материалами новых научных изысканий
4. Во все времена человека волновала проблема жизни и смерти, а также сопряженная с ней проблема смысла жизни. Мы уже изучали учения Сократа, Паскаля, Сковороды, Ницше, Соловьева, Бердяева, Сартра и многих других мыслителей, поставивших человека в центр философии. При этом мы заостряли внимание на нравственном содержании как оптимистических, так и пессимистических концепций, которые неизбежно касались проблем смысла жизни, счастья, смерти и бессмертия. Особенно сильна эта тематика в русской философии, а также в философии жизни и экзистенциализме. Существует точка зрения, что смысл жизни – в самой жизни, в сохранении себя и рода человеческого. В. Соловьев был убежден, что смысл жизни – в приумножении добра. Творить добро – значит, творить жизнь: в этом великое предназначение человека. Его миссия в том, чтобы помешать миру исчезнуть; он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях, и если может – значит обязан. Смысл в том, чтобы состоятся человеком, творцом и созидателем. Как считал Леонардо да Винчи, кто не ценит жизнь, тот ее недостоин. Понятия «цель» и «смысл жизни» однозначно определить трудно. Безусловно, они не совпадают и во многом зависят от религиозных, атеистических, философских, этических и практических установок личности. Это вопросы о том, зачем и ради чего живет человек. Понятие «цель» отличается большей прагматичностью; цели мы постоянно ставим на жизненном пути. Понятие «смысл» намного глобальнее, оно связано с понятием «содержание», так как все бессодержательное лишено смысла. Нельзя отождествлять смысл жизни со стремлением к счастью: оказывается, что счастье – это не набор благоприятных внешних обстоятельств, а состояние души. Об этом хорошо сказал французский поэт Шамфор: «Счастье – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в ином месте». Возникает вопрос: о какой жизни мы должны заботиться? О вечной или о том кратком миге, который зовется земной жизнью? Античные мудрецы учили жить достойно, во всем соблюдая меру, и не бояться смерти. Протагор провозгласил: «Человек есть мера всех вещей», а Сократ представил философию искусством постижения жизни. Затем Диоген, вышедший на улицу с факелом в руках, на вопрос, чего он ищет при ярком свете солнца, отвечал фразой, ставшей афоризмом: «Я ищу человека». Безусловно, в этой фразе заключался глубокий философский смысл, касающийся и поисков человеческого совершенства, и размышлений о смысле жизни. В средние века жизнь понималась как пар, на малое время появляющийся, а затем исчезающий. Аскетизм, умерщвление плоти понимались как высшая добродетель. Эпоха Ренессанса нравственно реабилитировала земные радости и чувственные страсти человека. Смысл жизни виделся в достижении счастья и блаженства на основе познания земного мира. Но гуманизм возникает вместе с индивидуализмом (человек видит цель жизни в самом себе, а смысл – в получении удовольствий, невзирая на интересы других людей). Естественно, такой индивид становится опасным для общества. Эгоцентризм ведет к анархизму, нигилизму, безнравственности. Известно утверждение Канта: «О человеке как моральном существе уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». В философии и художественной литературе существует и негативная точка зрения на смысл жизни, отрицание достойной цели, ценности человека. В культе страдания, в воспевании смерти, во всем тотальном пессимизме находит отражение не только трагизм исторической эпохи, но и зыбкость человеческого существования. Поэтому достаточно актуальной в философии остается тема самоубийства. По словам С. Кьеркегора, самоубийство – это отрицательная форма бесконечной свободы. Вслед за ним А. Камю, отвечая на вопрос, допустимо ли право на самоубийство, дает отрицательный ответ: самоубийство – это уклонение от абсурдного мира, с которым надо бороться и который необходимо улучшать. Вспомним также «Фауста» Гете, где в основе интриги лежат бесплодные поиски смысла жизни. Фауст с горечью отмечает, что он прожил жизнь и не знает, в чем ее смысл: Я богословьем овладел, над философией корпел, Юриспруденцию долбил и медицину изучил, Однако я при этом всем Был и остался дураком. Он проживает долгую жизнь, полную поисков и любовных приключений, но не видит смысла жизни и лишь на склоне лет, в своей второй старости понимает, что жить надо не для себя, а для других. Это прозрение стоит ему жизни, но его душу Мефистофель не получает, ее берет Бог. Красота человека – в его внутреннем благородстве, высоких идеалах, достоинстве, мудрости жизни, которую можно выразить словами Ф. Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может выдержать любое как жить». Подводя итог изучению проблемы человека в философии, следует подчеркнуть, что человек является центральным звеном действительности, которую он преобразует в соответствии со своими потребностями. В то же время, именно с деятельностью человека связаны глобальные проблемы современности. Следовательно, наше будущее зависит от того, удастся ли человеку гармонизировать свои отношения с природой и найти оптимальные варианты социального сосуществования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 2961; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.106 (0.028 с.) |