Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2 основные течения и школы в истории философии тема 2. 1 древнеиндийская философия
В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: · XV — VI вв. до н. э. — ведический период; · VI - II вв. до н. э. — эпический период; · II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр. Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: • "священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); • описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников ("араньяки"); • философские комментарии к Ведам ("упанишады"). Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Душа в индийской философии состоит из двух начал: • атмана; • манаса. Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Также для индийской философии характерны учения о сан-саре, ахимсе, мокше и карме.
Реинкорнация -переселение или перевоплощение души по законам кармы. Сансара — учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы — провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития — мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами. Ахимса — единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы — непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Буддизм и его основные идеи: 1. Буддизм — религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид-хардха Шакьямуни) (563 — 483. гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям. Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины — жажду нажины, славы, удовольствия, жизни и т. д.; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана — Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль — жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; • правильная речь — слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни - соблюдение буддистских запове ей в каждом поступке; • правильное умение усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: · не убий · не укради · будь целомудренным · следуй заповедям буддизма · не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ
Философия Древнего Китая Характерные черты китайской философии: 1. понимание окружающей действительности: · восприятие своей страны - как центра существующего мира · восприятие человека, природы и космоса как единого целого · консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, стремление к постоянству · невыделение отдельной человеческой личности из коллектива · осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной структуры; приоритет, отдаваемый коллективным формам труда; отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством · восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого, распространение в обществе вертикальных связей, субординации, послушания · понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (секреты долголетия) 2. понимание человека: · согласно китайской философии человек является сгустком трех видов космической энергии: Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: • "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; • "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни. Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего. Энергия ци подразделяется на: • вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; духовную ци — душу человека и других живых существ. Шэнь — неистребимая духовная энергия, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци). · китайская философия не дает четкого понятия человека · начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия · выделяет в качестве духовного центра человека сердце · воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой · призывает ценить отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность 3. понимание мира · помимо трех видов космической энергии (цзин, ци, шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: Ян – мужская сексуальная энергия Инь – женская сексуальная энергия Отсюда все существующее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных); так и неживой природы (Ян (активное начало) - солнце, небо, день, сухость, легкость, Инь (пассивное начало) – луна, земля, равнины, ночь, влага)
· в основе существования живой и неживой природы лежит принцип «Тай-цзи» - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь. Религиозно-философские учения Древнего Китая: 1. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира. Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец 6-начало 5 веков до н.э.) Основные понятия даосизма: Дао – первоначало от которого произошел весь мир Дэ – энергия благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир
2. Конфуцианство – философское учение, которое рассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположником данного учения является Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Основные вопросы, решаемые конфуцианством: 1. Как необходимо управлять людьми? 2. Как вести себя в обществе? Представители этого учения выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: · жить в обществе и для общества · уступать друг другу · слушаться старших по возрасту и по званию · подчиняться императору · сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей · быть гуманным · верно служить стране, быть патриотом · быть благородным · обладать большими амбициями, ставить высокие цели · проявлять старание в работе · постоянно учиться и самосовершенствоваться
3. Легизм – социальное учение, как и конфуцианство, решающее вопрос - «как управлять обществом?». Легисты выступают за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти. Особенности легизма: · движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы · как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны · чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения · государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся · законы должны быть одинаковы для всех групп населения · государство – главный регулирующий механизм общества и имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Семинарское занятие №2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.99.151 (0.026 с.) |