![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребительская оценка товаров и контроль качества в торговле
Качество реализуемой продукции - одно из требований рынка товаров. В последнее время увеличивается спрос на экологически чистые продовольственные товары, поэтому вопросам качества продукции придается особое значение. В условиях командно-административной системы управление качеством продукции осуществлялось директивными методами и базировалось на стандартизации, без дефектности труда, аттестации. Ассортимент выпускаемой продукции определялся госзаказом и не удовлетворял запросы торговли. Отсутствие конкуренции привело к тому, что производители не были заинтересованы в гарантиях качества товаров. С переходом к рынку отношение к качеству продукции кардинально меняется. При этом в первую очередь решаются следующие задачи: приведение уровня качества продукции в соответствие с запросами и требованиями покупателей; обеспечение производства обновляемой и конкурентоспособной продукции; формирование цены в зависимости от потребительских свойств управление качеством продукции на этапах изготовления и продвижения к конечному потребителю с помощью маркетинга. Выпуск и реализация продукции повышенного качества адекватно отражают социально-экономические интересы, как производителя, так и торговли. От качества продукции во многом зависят конкурентные возможности торгового предприятия, его товарная и ценовая политика, успех в коммерческом деле и размеры прибыли.
Таблица 2.1. Интересы производителя и торговли
Качество продукции тесно связано с ее конкурентоспособностью, которая характеризуется соответствием потребительских и стоимостных показателей товара показателям товара-аналога конкурента. Следовательно, конкурентоспособность определяется путем сравнения товаров однородного свойства, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Помимо понятия конкурентоспособности товара существует понятие конкурентоспособности торгового предприятия. Под конкурентоспособностью предприятия понимаются его устойчивые позиции и место на рынке, где определяющим фактором является качество товаров. Эти две категории не только проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют с присущими им признаками. Обеспечение и поддержание на заданном уровне конкурентоспособности, как товаров, так и торгового предприятия являются залогом успеха на конкурентном рынке. Управление качеством продукции диктуется новыми условиями хозяйствования. В нынешних условиях организация управления качеством продовольственных товаров должна строиться на взаимодействии служб, занятых производством и обращением товаров (поставкой, хранением, переработкой, транспортировкой, реализацией). Функции управления качеством включают: обеспечение и сохранение параметров качества начиная от производства и заканчивая сбытом товаров. На стадии производства главная задача - гарантия заданных потребительских свойств и качества товаров, на стадии хранения - защита продукции от неблагоприятно воздействующих факторов. Необходимо создание условий и режима, способствующих сохранности полезных свойств и минимальным потерям продукции. На стадии переработки требования к продуктам регламентируются действующими стандартами и нормативами качества. На последующих стадиях обращения: транспортировке, перемещении и реализации продукции - предусматриваются меры по сохранению кондиционного состояния и сокращению потерь товаров от физико-механического воздействия.
Исходя из нормативно регламентируемых требований потребительских свойств, в таблице 2.2 приведена номенклатура показателей оценки качества продовольственных товаров. Она позволяет определять показатели качества товара, как по отдельным группам показателей, так и в их совокупности.
Таблица 2.2 Номенклатура показателей оценки качества продовольственных товаров
Оценка уровня качества продукции (товаров) является основой для выработки необходимых решений в системе управление качеством продукции. Она необходима при решении следующих задач: § прогнозирование потребностей, технологического уровня и качества продукции; § планирование повышения качества и объемов производства; § обоснование освоения новых видов изделий; § аттестация по категориям качества; § контроль качества; § стимулирование повышения качества; § анализ динамики уровня качества и др. Оценка уровня качества продукции (товаров) может производиться на различных стадиях жизненного цикла продукции, начиная от разработки и кончая стадиями обращения и реализации продукции. (18) Уровень качества продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукций с базовыми значениями соответствующих установленных показателей. Сложность оценки уровня качества товаров народного потреблений, особенно продовольственных товаров, состоит в том, что ее нельзя осуществить на основе одного или даже нескольких показателей качества. Во-первых, изделие может удовлетворять покупателя по одному признаку качества и в то же время быть непригодным по другому или нескольким другим признакам. Во-вторых, одно и то же свойство изделия в разные периоды времени может отражать различный уровень качества рассматриваемых товаров. В результате оценки уровня качества продукции (товаров) могут быть приняты следующие решения: уровень качества оцениваемой продукции (товара) выше или ниже или на уровне базового образца. Методы оценки качества товаров: В целях упорядочения большого количества данных методов принято подразделять их на две группы: по способу и источникам получения информации. В свою очередь первая группа включает измерительный, регистрационный, органолептический и расчётный методы; вторая - традиционный; экспертный и социологический. Наибольшее распространение в первой группе получил измерительный метод, при котором значения показателей качества продукции (товаров) устанавливаются на основе технических средств измерений. В связи с этим значительное внимание уделяется точности средств измерений.
Регистрационный метод основывается на наблюдениях и подсчете числа определенных предметов или затрат. Расчетный метод основывается на теоретических и (или) эмпирических зависимостях и применяется преимущественно на «стадии разработки продукции «(товаров). Органолептический (сенсорный) метод в процессе оценки и контроля качества продукции играет особенно большую роль. Среди органолептических методов оценки качества товаров наибольшее распространение получили методы балльной оценки. Лучшей шкалой признана 5- и балльная, где каждому интервалу баллов дается словесная характеристика. Пять баллов получает изделие отличного качества, которое обладает характерными положительными свойствами, выраженными особенно сильно, и не обнаруживает заметных недостатков. Четыре балла- изделие хорошего качества, которое имеет недостатки, не оказывающие, отрицательного влияния на его пищевую ценность. Три балла- изделие удовлетворительного качества, т.е. имеющее недостатки, которые не оказывают решающего влияния на соответствие его минимальным требованиям стандарта. Два балла- изделие плохого качества, т.е. имеющее недостатки, из - за которых оно не соответствует минимальным требованиям стандарта, однако не утрачивает своей пригодности к потреблению. Один балл- изделие очень плохого качества, которое не может быть использовано по прямому назначению и требует дополнительной обработки. Нулевое количество баллов получает изделие, не соответствующее требованиям стандарта и не пригодное к употреблению. Оценка потребительских показателей качества товаров проводится при: прогнозировании спроса на товары, проведении экспертизы их потребительских свойств, аттестации, осуществлении контроля качества. Методы оценки подразделяются в зависимости: от количества показателей, по которым принимается решение о качестве, а кроме того, в зависимости от источника или способа получения информации. В зависимости от количества показателей, которым принимается решение о качестве товара, применяются следующие методы: дифференциальный, комплексный и смешанный. В зависимости от источника или способа получения информации - экспериментальный, социологический, экспертный и др.
Дифференциальный метод применяют при определении значений оценок по единичным показателям качества товара. Этот метод основан на сопоставлении значений фактических показателей качества с базовыми. В результате оценки качества товаров дифференциальным методом принимают следующие решения: качество оцениваемого товара выше или на уровне базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице. Для продовольственных товаров равенство единице означает соответствие требованиям стандарта; качество оцениваемого товара ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы. Комплексный метод применяют для получения значения обобщенного потребительского показателя, который может быть выражен: главным показателем, отражающим основное назначение товара (пищевая ценность); средним взвешенным показателем качества товара; Смешанный метод предусматривает совместное применение дифференциального и комплексного методов. Смешанный метод оценки качества продуктов питания основан на совместном применении единичных и комплексных (групповых) показателей качества. Экспериментальный метод применяется при изучении взаимодействия человека с товаром в конкретных условиях его эксплуатации или потребления. Сюда следует отвести физические, физико-химические, химические, биохимические, микробиологические и другие методы определения показателей качества товаров. На все указанные методы имеется соответствующая нормативно-техническая документация, в которой подробно описан каждый из них. Социологический метод основан на использовании мнений потребителей как основного источника информации о качестве товаров. Сбор мнений осуществляется в ходе реализации или потребления продуктов питания с применением различных процедур опроса потребителей (интервьюирование, анкетирование и т.п.), путем проведения покупательских конференций, выставок-смотров или продаж и т.д. Экспертные методы основаны на использовании суждений специалистов экспертной комиссии. Результат такой оценки - мнение экспертной группы о потребительских свойствах товара в целом. Под контролем качества продукции понимается контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств, продукции. Виды контроля: Производственный контроль - контроль, осуществляемый на стадии производства. Входной контроль - контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции. Операционный контроль - контроль качества продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции. Приемочный контроль - контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию. Инспекционный контроль - контроль, осуществляемый специально уполномоченными лицами с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля.
Сплошной контроль - контроль каждой единицы продукции в партии. Летучий контроль - контроль, проводимый внезапно. Непрерывный контроль - контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно. Периодический контроль - контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы времени. Регистрационный контроль - контроль, осуществляемый регистрацией значений контролируемых параметров продукции или процессов. В торговле контроль за качеством товаров народного потребления в зависимости от объема контролируемых изделий подразделяется на сплошной и выборочный, а в зависимости от контролируемых параметров различают контроль по количественному, качественному и альтернативному признакам. В случае представления продовольственных товаров партиями в процессе хранения и реализации может осуществляться одноступенчатый, двухступенчатый, многоступенчатый и последовательный контроль, где количество ступеней соответствует максимальному числу выборок для принятия решения о забраковке партии. В случае последовательного контроля это число не ограничено. . Выборочный контроль - решение о качестве контролируемой продукции принимается по результатам одной или нескольких выборок. При выборочном контроле товаров проверяют наличие (отсутствие) критических и значительных дефектов в партии товаров. Различают нормальный, усиленный и ослабленный выборочный методы контроля. Нормальный контроль служит основным регулирующим фактором во взаимоотношениях, и с него следует начинать контроль. В этом случае предполагается, что качество продукции (товаров) приемлемо как для поставщика, так и для потребителя при заданном значении приемочного уровня дефектности. Усиленный контроль может применяться в процессе приемки (забраковки) товаров повышенного качества, а также при смене предприятия-поставщика, повышенной доле брака и т.п. . Контроль качества продукции по количественному признаку - контроль, в процессе которого определяют значения параметра, а последующее решение о контролируемой совокупности или процессе принимают в зависимости от этих значений. Например, оценка и контроль содержания жира, сахара в продуктах питания. Процедура выбора плана контроля по количественному признаку указана в таблицах ГОСТ 20736-75 (СТ СЭВ 1672-79). . Контроль качества продукции по качественному признаку - контроль, в ходе которого. Каждую проверенную единицу относят к определенной группе, а последующее решение о контролируемой совокупности принимают в зависимости от соотношения чисел единиц, оказавшихся в разных группах. Деятельность по повышению качества влечет за собой увеличение затрат как производителя, так и потребителя продукта. Для сохранения конкурентоспособности продукта при управлении хозяйственными процессами осуществляют оптимизацию затрат на качество. (20,23) Для оптимизации затрат используют функционально-стоимостный анализ (ФСА), в котором выявляются функции объекта и оценивается их стоимость. Функции, не обеспечивающие положительный эффект, устраняются, тем самым снижая затраты на производство и эксплуатацию объекта. Процесс управления затратами на качество включает оценку, анализ и регулирование мероприятий по улучшению деятельности компании. В управлении затратами на качество и определении эффективности системы менеджмента качества выделяют два подхода: стоимостный; потребительно-стоимостный. В стоимостном подходе акцент делается на рост общей рентабельности предприятия вследствие снижения непроизводительных расходов и экономии ресурсов. Потребительно-стоимостный подход базируется на том, что при оптимизации затрат на качество учитываются расходы не только производителя, но и конечного пользователя, при этом обеспечивается снижение издержек производства по созданию продукции, а также повышение удовлетворенности потребителя за счет увеличения полезного эффекта и уменьшения потребительских расходов от использования продукции. При маркетинговой ориентации фирмы оцениваются и оптимизируются совокупные расходы, связанные с полным жизненным циклом продукции (услуг) - от создания до утилизации. При оценке затрат на качество выявляются все составляющие затрат, возникающих при разработке, производстве и потреблении продукции (услуг). Для определения структуры затрат на качество применяется классификация. По целевому назначению выделяют затраты: на улучшение качества (затраты на разработку новой продукции с улучшенными свойствами); на обеспечение качества (затраты на входной, приемочный контроль); на управление качеством (затраты на систему управления качеством). По стадиям жизненного цикла выделяют затраты на качество: при создании новой продукции (затраты разработчика); при изготовлении продукции (затраты производителя); при эксплуатации продукции (затраты потребителя). Классификация затрат на качество, предложенная Фейгенбаумом: . Затраты на предупреждение дефектов: а) обучение в области качества; б) расходы отдела качества; в) маркетинговые исследования по анализу требований потребителей и оценке уровня качества продукции конкурента; г) затраты на входной контроль комплектующих и сырья (контроль качества поставщиков); д) затраты на приобретение и эксплуатацию нового оборудования. . Затраты на оценку уровня качества: а) контроль и испытания (приемочный контроль продукции, б) проверка деятельности по обеспечению качества (затраты . Убытки от брака: а) дефекты (затраты на производство продукции, в которой б) убытки по рекламациям (расходы по претензиям покупателей - гарантийный ремонт, замена дефектной продукции и пр.). Управление затратами на качество направлено на минимизацию потерь от брака. При определении потерь от брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака Аб рассчитывается по формуле:
Аб = Зпр.б + Зиб (1)
где Зпр.б - затраты на производство забракованных изделий; Зи6 - расходы на возможное исправление брака. Абсолютный размер потерь от брака - Ап6 определяется по формуле:
Апб = Аб - Сб - Св - Сп, (2)
где С6 - стоимость брака по цене использования; Св - сумма взысканий с лиц - виновников брака; Сп - сумма взысканий с поставщиков за некачественное сырье или комплектующие изделия. Относительные показатели размера брака а6 и потерь от брака ап6, выраженные в процентах, оцениваются соответственно:
аб = А6/С, ап6 = Ап6/С, (3, 4)
где А6 - абсолютный размер брака; Ап6 - абсолютный размер потерь от брака; С - себестоимость продукции. При анализе затрат на качество рассчитывают также долю совокупных затрат на качество в общей себестоимости продукции. При этом величина затрат на качество не должна превышать 20% от себестоимости изделия. Исключение составляют медицинская продукция и оборудование; продукция военно-промышленного комплекса, к качеству которых предъявляются повышенные требования, а затраты на осуществление сплошного контроля могут быть сопоставимы со стоимостью производства. (26)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.12 (0.068 с.) |