Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I .3. Тема женской скромности
В писаниях В.З. требование скромности было обращено как к мужчинам, так и к женщинам. В Мих. 6:8 читаем: «О, человек! сказано тебе, что— добро и чего требует от тебя ГОСПОДЬ: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (букв.: «скромно/осмотрительно ходить с Богом твоим»). Однако, говоря о подобающем поведении еврейской женщины, мудрецы часто ссылаются на Пс. 45:14а «Вся слава дщери Царя внутри». Считается, что место еврейской женщины - внутри дома. Трактат Йевамот (b. Yebam. 77a) дает обоснование, почему моавитянки все-таки могут войти в общество народа Израиля: потому что они были дома, когда мужчины Моава отказывали племенам Израиля в должном гостеприимстве[39]. Кроме того, в еврейском религиозном предании есть понятие цниют (букв.: «быть скрытым»). Цниют - это свод законов о женской скромности[40]. Правила цниют призваны защитить права женщины в обществе: они касаются как женской одежды, так и норм поведения (см. b. Yebam. 47 a-b: запрет женщине находиться наедине с мужчиной, кроме мужа и ближайших родственников (или т.н. «законы Йихуда»)). Законы цниют призваны обезопасить не только женщин, но также и мужчин, дабы последние не соблазнились «женскими прелестями». Важно, что именно на еврейской женщине лежит ответственность контролировать свою манеру поведения во избежание соблазна и непристойного поведения со стороны мужчин[41]. Раввины, анализируя образ Руфи, подчеркивают, что эта женщина соблюдала не только установления Торы, но в том числе и цниют (хотя последнее выглядит как «вчитывание» более поздних талмудических норм в оригинал). Они подмечают, что Руфь привлекает Вооза не красотой, а сдержанностью и манерой держаться скромно. В трактате Шаббат [42] (b. Š abb. 113b), подробно разбирается поведение Руфи. Сказано, что сначала она тщательно выбирала, за кем из жнецов ходить, и только после этого подбирала колосья. «Разве у Вооза была привычка расспрашивать о служанках? - сказал р. Елеазар: он увидел мудрость в ее поведении: два коло c ка она подбирала, а три оставляла… Он приметил в ней скромное поведение – стоявшие колоски <она подбирала> стоя, а упавшие <она подбирала> сидя». Руфь, таким образом, демонстрирует не только скромное и осмотрительное поведение, находясь в обществе мужчин-жнецов, но еще и отсутствие жадности, ведь подбирала она не всё подряд (хотя из повествования книги Руфь видно, что она была в состоянии крайней нужды).
В другом месте мы находим похожий комментарий, см. Рут Рабба (4:6): «Чья это девица?» - [спросил Боаз так] будто бы не узнал ее. Однако когда увидел ее приятные манеры и хорошие поступки, начал спрашивать о ней. Все женщины склоняются и подбирают [зерно], а эта садится на землю и подбирает. Все женщины подтыкают одежды свои, а эта опускает одежды свои. Все женщины заигрывают со жнецами, а эта держится скромно. Все женщины собирают между снопами, а эта собирает из брошенного» [43]. Лейла Л. Броннер говорит, что этим самым раввины отмечают и внешнюю красоту Руфи (хотя библейский рассказ об этом умалчивает)[44]. Очевидно, что главный акцент - на ее целомудренном поведении в сравнении с остальными женщинами (хотя мы не знаем точно, были ли эти женщины вдовами или просто нищими) и соблюдении установлений Торы касательно пришельцев, сирот и вдов: что им полагалось и в каком размере (Лев. 19:9-10, 23-24 и Втор. 24:19-21). Изображая сцену первой встречи и знакомства Вооза и Руфи (2:8-18), автор книги Руфь подчеркивает добродетели их обоих: он - великодушен, поскольку не прогоняет иноземку со своего поля, но наоборот дает наказ жнецам и слугам позаботиться о ней; она же – бесконечно благодарна и старается не злоупотреблять его благосклонностью и гостеприимством. Современный читатель, быть может, и соглашается с нашими доводами о благочестии прабабки Давида, основанными на традиции иудаизма, но лишь тогда, когда разговор идет только о первых двух главах книги! Глава же 3 навеивает многим мысль: «А, может, на гумне не всё было так «свято»…?». Экзегеты ведут споры о том, что же именно произошло той ночью между Воозом и Руфью?! Отвечая на возможные возражения сторонников «натуралистического толкования», сделаем несколько ремарок, обращаясь ктексту книги Руфь и привлекая толкования раввинов. На наш взгляд, нет оснований полагать, что между Воозом и Руфью имело место быть нечто большее, чем значится в тексте. Раввины проводят сопоставление поступка Руфи и действий жены Потифара (см. Быт., гл. 39) и отмечают не только чистоту ее намерений, но и безупречность поведения: «Сказал рабби Берехья: прокляты злодеи, как сказано: «Она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной!» (Берешит, 39:12). А здесь [сказано]: «И простри полу (одежды) своей над рабой твоей», см. Рут Рабба (6:1)[45]. В итоге, и Руфь и Вооз подтверждают свои выдающиеся добродетели (ХЕСЕД): она – скромность, а он – воздержание и целомудрие.
Итак, во-первых, все главные действующие лица представлены в книге людьми достойными и богобоязненными (это видно и из их речей, а также из того, как характеризуют их герои второго плана). Во-вторых, жанр книги – «короткий назидательный рассказ», он не предполагает предосудительного поведения со стороны однозначно положительных и во всех отношениях примерных героев (Ноемини, Руфи, Вооза); В-третьих, в предании раввинов Вооз находится в списке трех величайших праведников Танаха (Иосифом и Фалтием (вторым мужем Мелхолы))[46]. В-четвертых, раввины обращают внимание на то, что Руфь поступает не совсем так, как ей советовала Ноеминь в 3:3 (налицо - нарушение последовательности действий): «умойся, => помажься, => надень на себя одежды твои => и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить». Она же совершает действия в обратном порядке (см. 3:6): «И пошла на гумно и сделала все так, как приказывала ей свекровь ее». Следовательно, Руфь сначала идет на гумно и лишь там одевает свои наряды. По мнению мудрецов, она это делает, чтобы ее красота никого не соблазнила и чтобы ее не приняли за женщину легкого поведения[47].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.31 (0.006 с.) |