Законодательные основы развития туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные основы развития туризма



Классификация туризма

 

Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, то есть группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма. Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы [12, 23].

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями Всероссийским туристским обществом (далее по тексту ВТО) в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

— внутренний туризм - в пределах территории своей страны и лиц, постоянно проживающих в данной стране;

— въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

— выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

— туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

— национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;

— международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране (национальный), так и к туристскому региону (региональный). При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран.

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:

— рекреационный;

— лечебный;

— познавательный;

— деловой;

— религиозный;

— этнический;

— транзитный;

— научный;

— экологический и так далее.

Рекреационный туризм является самым распространенным и осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психологических и эмоциональных сил.

Этот вид туризма отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали, карнавалы), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное творчество), занятия спортом, посещение спортивных мероприятий в качестве зрителя и так далее.

Лечебный (медицинский) туризм, обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и другое).

Познавательный туризм включает в себя, поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа [33, с.56].

Что касается научного туризма, то, как понятие научный туризм включает в себя и экологический, и этнокультурный, и подводный и многие другие виды, но главный его признак – это активное участке туриста в процессе тура, а не просто получение интересной информации и созерцание объектов, что характерно для познавательного туризма. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Следует иметь в виду, что рассмотренная классификация видов туризма, обусловленная целями поездок, не является исчерпывающей. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинация в одном путешествии, нескольких видов туризма. Например, рекреационный и деловой туризм часто сочетаются с познавательным, научно-познавательным туризмом и так далее.

В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм, представляет собой путешествия одного туриста (или группы), по предварительно разработанной туристским предприятием программе. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршруту, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг. Туры обычно реализуются на условиях предварительной оплаты.

Неорганизованный туризм – это путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. Туристы при этом самостоятельно разрабатывают маршрут путешествия, определяют объекты посещения, количество ночевок и оплачивают только туристские услуги (проживание, питание и так далее) по мере их приобретения. Разновидностью неорганизованного туризма, является путешествие, так называемым автостопом с использованием в качестве средств передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный туризм, получил в мире широкое распространение. Так, в европейских странах на его долю приходится около восьмидесяти процентов от всех туристских путешествий, и эта цифра постоянно растет.

По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный («выходного дня», «конца недели») и долгосрочный (продолжительный). Краткосрочный туризм, как правило, предполагает поездки на срок до пяти-семи дней [16, с.31].

По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года, а под сезонным - в определенное время года.

Постоянный туризм характерен для наиболее известных туристских центров: знаменитых городов мира, курортов, располагающих уникальными лечебными ресурсами (например, минеральными водами, целебными грязями и тому подобное). Сезонный туризм, в свою очередь, делится на одно - и двухсезонный. Первый распространен в регионах, посещаемых туристами в определенное время года (преимущественно летом или зимой), второй характеризуется наличием туристских потоков, как летом, так и зимой.

По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов.

Формирование зон для различных видов туризма является комплексной задачей туристского региона, включающей решение следующих вопросов:

— реставрацию и подготовку к туристско-экскурсионному показу памятников архитектуры, истории, культуры, восстановление парков и исторического ландшафта;

— реконструкцию транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, развитие сети автостоянок, организацию транспортных обходов мест концентрации туристов;

— создание пешеходных зон в местах массовых посещений, увеличение плотности объектов обслуживания, благоустройство, озеленение, цветочное оформление, рекламно-информационное насыщение территории;

— развитие систем общественного обслуживания, включая медицинское;

Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло – наша страна отличается разнообразием и уникальностью природных ландшафтов, великим культурным и духовным наследием, гостеприимством. В то настоящее время эти рекреационные ресурсы не обустроены, для этого необходимы существенные инвестиционные вложения.

Таким образом, туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов

 

Законодательные основы развития туризма

Выработка и принятие закона — это создание основы нормативно-правовой базы развития туризма как отрасли по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан (право на отдых, свободу передвижения и других); удовлетворение разнообразных духовных и физических потребностей личности, связанных с путешествиями, а также формирование общепризнанной экономической системы нормативного природопользования туристами и отдыхающими гражданами, позволяющей получать бюджету Республики Алтай и ее гражданами доходов, соответствующих рекреационным возможностям территории Республики Алтай с учетом щадящего режима природопользования и государственного контроля за использованием природных ресурсов.

Нормативно-правовое регулирование туристической сферы в целом, подкреплено множеством актов как международного, так и российского значения.

Осознанное стремление России к становлению правового государства, выводит Закон и другие нормативно-правовые акты, на первое место. Законодательная основа определяет принципы, по которым осуществляется та или иная деятельность, устанавливает правила и рамки, в которых она будет развиваться.

На федеральном уровне основа законодательной базы туризма заложена в Конституции Российской Федерации главой II раздела I «Права и свободы человека и гражданина», где в статье 27 определено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию [1].

В статье 37 раздела I Конституции, определено право на труд и отдых, где работающему гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск [1].

В пункте 2 статьи 44 той же главы говорится, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также в пункте три каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [1].

В главе Ш раздела I Конституции Российской Федерации «Федеративное устройство», статья 72 определяет сферы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, среди которых на развитие туризма влияют следующие подпункты:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Важная роль в организации туризма отведена: федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ. (в ред. Федерального закона Российская Федерации от пятого февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Данный Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных - прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Таким образом, федеральная законодательная база устанавливает общие требования и положения в сфере туризма. Однако значительно большее влияние и регулирование со стороны федерального законодательства проявляется при ресурсном подходе в сфере пользования рекреацией: в вопросах охраны окружающей среды, определении статуса и режима пользования, при организации особо охраняемых природных территориях (далее по тексту ООПТ).

В Республике Алтай развитие туризма, на данный период, регулируется множеством законов, относящихся к различным разделам права, но специфика всей туристической сферы учитывается недостаточно, что часто препятствует ее развитию и получению республикой соответствующих социальных и экономических результатов.

Законом Республики Алтай от 17 ноября 2008 г. № 32 «О туризме в Республике Алтай» статьей 3, пункт 1, подпункты 4 и 8 определены научные предпосылки развития туризма: установление предельно допустимых рекреационных нагрузок в туристско-рекреационных зонах Республики Алтай и особо охраняемых природных территориях республиканского значения; финансирование научно-исследовательских работ в сфере туризма; ведение мониторинга по использованию и состоянию туристских ресурсов в Республике Алтай.

Таким образом, федеральная законодательная база устанавливает общие требования и положения в сфере туризма. Специфика туристской сферы учтена недостаточно. Туристская отрасль развивается динамично и быстрее чем другие отрасли реагирует на изменения в политической и экономической ситуации в стране.

 

Классификация туризма

 

Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, то есть группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма. Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы [12, 23].

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями Всероссийским туристским обществом (далее по тексту ВТО) в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

— внутренний туризм - в пределах территории своей страны и лиц, постоянно проживающих в данной стране;

— въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

— выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

— туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

— национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;

— международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране (национальный), так и к туристскому региону (региональный). При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран.

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:

— рекреационный;

— лечебный;

— познавательный;

— деловой;

— религиозный;

— этнический;

— транзитный;

— научный;

— экологический и так далее.

Рекреационный туризм является самым распространенным и осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психологических и эмоциональных сил.

Этот вид туризма отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали, карнавалы), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное творчество), занятия спортом, посещение спортивных мероприятий в качестве зрителя и так далее.

Лечебный (медицинский) туризм, обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и другое).

Познавательный туризм включает в себя, поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа [33, с.56].

Что касается научного туризма, то, как понятие научный туризм включает в себя и экологический, и этнокультурный, и подводный и многие другие виды, но главный его признак – это активное участке туриста в процессе тура, а не просто получение интересной информации и созерцание объектов, что характерно для познавательного туризма. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. Следует иметь в виду, что рассмотренная классификация видов туризма, обусловленная целями поездок, не является исчерпывающей. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинация в одном путешествии, нескольких видов туризма. Например, рекреационный и деловой туризм часто сочетаются с познавательным, научно-познавательным туризмом и так далее.

В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм, представляет собой путешествия одного туриста (или группы), по предварительно разработанной туристским предприятием программе. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршруту, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг. Туры обычно реализуются на условиях предварительной оплаты.

Неорганизованный туризм – это путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. Туристы при этом самостоятельно разрабатывают маршрут путешествия, определяют объекты посещения, количество ночевок и оплачивают только туристские услуги (проживание, питание и так далее) по мере их приобретения. Разновидностью неорганизованного туризма, является путешествие, так называемым автостопом с использованием в качестве средств передвижения попутных автомобилей. Неорганизованный туризм, получил в мире широкое распространение. Так, в европейских странах на его долю приходится около восьмидесяти процентов от всех туристских путешествий, и эта цифра постоянно растет.

По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный («выходного дня», «конца недели») и долгосрочный (продолжительный). Краткосрочный туризм, как правило, предполагает поездки на срок до пяти-семи дней [16, с.31].

По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года, а под сезонным - в определенное время года.

Постоянный туризм характерен для наиболее известных туристских центров: знаменитых городов мира, курортов, располагающих уникальными лечебными ресурсами (например, минеральными водами, целебными грязями и тому подобное). Сезонный туризм, в свою очередь, делится на одно - и двухсезонный. Первый распространен в регионах, посещаемых туристами в определенное время года (преимущественно летом или зимой), второй характеризуется наличием туристских потоков, как летом, так и зимой.

По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов.

Формирование зон для различных видов туризма является комплексной задачей туристского региона, включающей решение следующих вопросов:

— реставрацию и подготовку к туристско-экскурсионному показу памятников архитектуры, истории, культуры, восстановление парков и исторического ландшафта;

— реконструкцию транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, развитие сети автостоянок, организацию транспортных обходов мест концентрации туристов;

— создание пешеходных зон в местах массовых посещений, увеличение плотности объектов обслуживания, благоустройство, озеленение, цветочное оформление, рекламно-информационное насыщение территории;

— развитие систем общественного обслуживания, включая медицинское;

Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло – наша страна отличается разнообразием и уникальностью природных ландшафтов, великим культурным и духовным наследием, гостеприимством. В то настоящее время эти рекреационные ресурсы не обустроены, для этого необходимы существенные инвестиционные вложения.

Таким образом, туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.039 с.)