Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.



Ø Образование – это дорога в будущее?

Ø Чем мечта отличается от цели?

Ø Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

Ø Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

Ø Важно ли быть верным слову?

Длительность ораторского выступления – 1,5 минуты.

P.S. Всего 100 баллов


 

ЗАД АНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧЕБНЫЙ ГОД

РУССКИЙ ЯЗЫК

Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский

Класс

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

1. Отметьте пару исторически однокоренных слов (3 балла).

А. Гусли, гудеть

Б. Гусар, гуща

В. Ушлый, кушать

Г. Гусеница, гусь

Д. Густой, усатый

2. Отметьте слово, написание которого соответствует традиционному принципу русской орфографии (3 балла).

А. Предыстория

Б. Сбить

В. Собака

Г. Подчеркнуть

Д. Большому

3. Найдите плеоназмы, исправьте предложения (6 баллов).

А. Досрочная сдача экзамена возможна уже в мае месяце.

Б. В период сессии студенты должны беречь каждую минуту времени.

В. Пилот крепко держит в руках штурвал руля.

Г. У экскурсантов был час времени, чтобы купить памятные сувениры.

Д. У меня с собой только двести рублей денег.

Е. В отделе кадров в настоящее время есть только одна свободная вакансия.

4. Отметьте предложение, в котором есть частица (3 балла).

А. Налей себе чаю, да покрепче.

Б. Лес как будто спит. Правильный ответ

В. Он так рассказывал, что все смеялись.

Г. Остался старик один как перст.

Д. Птица вроде цапли.

5. Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов (4 балла).

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.

6. Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы винительного падежа, ослабляющего значение отрицания. Запишите соответствие, например, 1. – 3) (13*0,75=9,75 баллов + 1,25 – бонус, если все ответы правильные, = 11 баллов).

1. Указан конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»). 1) Мы не отдадим этот стол в реставрацию.
2. Дополнение выражено одушевленным существительным или географическим названием. 2) Анна Николаевна не обманула Татьяну Александровну, а просто забыла напомнить о собрании.
3. Инверсия дополнения. 3) Отец долго не мог простить сыну его проступок.
4. Предложение вопросительное или восклицательное, общий смысл не имеет характера отрицания. 4) Студент не купил книгу, рекомендованную ему преподавателем.
5. Предложение побудительное. 5) Нельзя не заметить эту прекрасную картину.
6. Глагол-сказуемое имеет форму совершенного вида, указывающую на результативность действия. 6) Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
7. Двойное отрицание, т.е. усиленное утверждение. 7) Я не читал газету.
8. Совпадение различных, но одинаково звучащих падежных форм (для устранения неясности). 8) Где только она не задавала этот вопрос!
9. Наличие слов (частиц) с ограничительным значением. 9) Брюки я не смогла купить.
10. Наличие в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому. 10) Не покупайте этот корм для кошки никогда.
11. Дополнение распространено несколькими определениями. 11) Директор не находит эти меры своевременными.
12. Конструкция «не + вспомогательный глагол + инфинитив перех. глагола + дополнение», то есть дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву. 12) Официант едва не уронил бокал с подноса.
13. Устойчивое сочетание, пословица, поговорка.   13) Старик задумчиво слушал Наташу и не узнавал в ней тихую, безропотную, скромную внучку.

 

II-й уровень (2 задания: 10 б. +30 б. = 40 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов)

Прочитайте текст. Выполнив тестовые задания (4 б.), сформулируйте на основе содержания текста тезис-лозунг для научной конференции по проблеме соотношения понятий «космос» и «творчество» (6 б.).

1.2. Этот тезис выдвигали такие ученые, как Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес. 3. Благодаря им обрела научную форму идея о том, что растения и животные – порождение самой Матери-Природы. 4. Правда, физики еще долгое время утверждали, что эволюционные процессы не имеют никакого отношения к космосу в целом. 5. Вплоть до 60-х годов 20 века они продолжали считать космос машиной, которая лишена творческих способностей. 6. …сегодня стало очевидным, что творческая эволюция не ограничивается одной лишь областью биологии: развитие всего космоса – это бесконечный творческий процесс.

…………………………………………………………………………………………….

1) Первым из приведенных ниже предложений в этом тексте должно быть (1 б.):

А) Перу Чарльза Дарвина принадлежит известный труд «Происхождение видов»

Б) Альфред Рассел Уоллес – видный британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.

В) В XX веке многие ученые утверждали, что космос – машина, не имеющая отношения к творчеству.

Г) Природа обладает бесконечной творческой силой.

2) На месте пропуска в 6-м предложении текста из приведенных ниже слов должно быть (1 б.):

А) Потому что

Б) Однако

В) Во-первых

Г) В частности

3) Правильными являются утверждения:

А) В предложениях 2-6 использована только подчинительная связь

Б) Среди предложений 2-6 нет простых предложений

В) Среди предложений 2-6 есть предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью

Г) среди предложений 2-6 есть сложноподчиненное предложение, в котором используются как средства связи союз, указательное слово

4) В составе частей сложных предложений имеют дополнительные синтаксические элементы, требующие постановки знаков препинания, предложения (1 б.):

А) 1, 4, 6

Б) 4, 5, 6

В) 4, 6

Г) 3, 4, 5, 6

                                                                                                      

8. Выполните задания (комплексная работа с текстом) (30 баллов)

1. Расставьте (в этом тексте) недостающие, с точки зрения современной нормы, знаки препинания ( 4 б. – если знаки препинания расставлены правильно, 2 б. – если 50% знаков расставлены правильно, 1 б. – менее 50%), вставьте пропущенные буквы ( 12 б. – если все буквы вставлены правильно, 8 баллов – если 70%, 6 б. – если 50%, 4 б. – 30% и менее).

 

Красавица в первый раз заметила, что они [жаворонки] летали парами – сидели парами и скрывались парами. Сердце ее как(будто) бы вздрогнуло – как (будто) бы какой-нибудь ч…родей дотронулся до него волшебным жезлом! Она вздохнула – вздохнула в другой раз и в третий раз – посмотрела вокруг себя – увидела, что с нею (ни)кого не было, (ни)кого, кроме старой няни (которая дремала в углу горницы на красном весе(н/нн)ем солнышке), – и опять вздохнула, и вдруг бри(л/лл)иантовая слеза сверкнула в правом глазе ее, – потом и в левом – и обе выкатились – одна капнула на грудь, а другая остановилась на румяной щеке, в маленькой нежной ямке, которая у милых девушек бывает знаком того, что (К/к)упидон целовал их при рождении. Наталья подгорюнилась – чувствовала некоторую грусть, некоторую томность в душе своей… Известно, что до сего времени веселилась она, как вольная птичка, что жизнь ее текла, как прозрачный ручеек стремится по беленьким камешкам между злачных, цветущих бережков; что сделалось с нею? Скромная (М/м)уза, поведай!.. – – – С небесного л…зоревого свода, а может быть, откуда-нибудь и повыше, слетела, как маленькая птичка к…либри, порхала, порхала по чистому весе(н/нн)ему воздуху и влетела в (Н/н)атальино нежное сердце потребность любить, любить, любить!!! Вот вся загадка; вот причина красавиц(и/ы)ной грусти – и если она покажется кому-нибудь из читателей (не) совсем понятною, то пусть требует он подробнейшего изъяснения от любезнейшей ему осьмнадцатилетней девушки.                  

(Н. Карамзин. Наталья, боярская дочь)

 

2. Объясните значение слов ч…родей, горница, (К/к)упидон, (М/м)уза,к…либри (5 б.).

3. Выполните фонетический разбор слова бри(л/лл)иантовая (3 б.)

4. Выполните морфологический разбор слова л…зоревого (свода) (3 б.).

5. Составьте схему последнего предложения (3 б.).

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 10 б. = 20 баллов)

9. Напишите небольшое эссе (1,0-1,25 стр.) на одну из предложенных тем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.106 (0.016 с.)